И. Я. Киселев.
Издательская группа "Инфра-норма" - 1998.
Сведения об авторе:
Киселев Игорь Яковлевич - доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор, долгое время работал в НИИ труда и в секторе трудового права Института государства и права АН СССР; в настоящее время - профессор Академии труда и социальных отношений и Московской высшей школы социальных и экономических наук, читает лекции в Международном
университете.
И. Я. Киселев - ведущий специалист по сравнительному и международному трудовому праву, автор более 100 научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки.
Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право. Учебник для
К 44 вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М,
1998. - 263 с.
ISBN 5-89123-187-5
ISBN 5-86225-786-1
Первая часть учебника посвящена обобщенному сравнительно-правовому анализу трудового права стран развитой рыночной экономики, в ней выделены общие черты трудового права этих стран, исследованы его основные институты, охарактеризованы особенности национальных систем и типов (семей) трудового права. Во второй - рассмотрены особенности трудового права в странах, осуществляющих переход от централизованно-планируемой к рыночной экономике, показана специфика переходного типа трудового права в бывших республиках СССР, в странах Центральной и Восточной Европы, в Китае и во Вьетнаме. Особое внимание в учебнике уделяется нормам, конструкциям и практическим подходам, представляющим интерес для совершенствования и дальнейшего развития отечественного трудового права, государственного регулирования формирующегося в нашей стране рынка труда, для создания его социальной
|
|
инфраструктуры.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов, изучающих право, экономику, социологи и политологи, а также практических работников государственных органов, призванных егулировать рынок труда, профсоюзных работников, функционеров политических партий, работников
экономических, социальных и кадровых служб предприятий и других
читателей, интересующихся социально-правовыми проблемами.
Содержание
Предисловие......................................................................................-............................................ 3
Часть первая
Трудовое право в странах развитой рыночной экономики
Введение.............................................................................................................................................. 7
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права.............. 10
1. Понятие и предмет трудового права. Особенности методов правового регулирования...................................................... 10
2. Источники трудового права (нормативные акты по труду)........................................... 16
|
|
3. Дифференциация трудового права....................-............................. 36
4. Структура трудового права............................................... --..-..... 43
5. Место трудового права в системе правовых отраслей...47
6. Трудовое правоотношение.....-.-.....-.....................................-.-.... 49
Глава 2. Оформление и упорядочение отношений
трудового найма (индивидуальное трудовое право).................... 56
1. Посредничество при найме....".....-.--................................................. 56
2. Трудовой договор....-...........-...-.........................---.............................. 58
3. Трудовой распорядок и дисциплина труда............................. 101
4. Регулирование основных.условий труда................................... 106
5. Обеспечение прав и интересов работников -
изобретателей и рационализаторов на производстве..121
6. Правовая охрана труда..........................-................................................. 123
Глава 3. Регулирование коллективных трудовых отношений
(коллективное трудовое право).................................-.................................. 132
1. Правовое положение профсоюзов --..----....-.................. 132
2. Правовое положение организаций предпринимателей.... 139
3. Органы представительства персонала предприятий:
правовой статус.........................-.-.....................-............-.................... 140
4. Соучастие работников и профсоюзов в управлении
корпорациями...........................................................................-....................... 142
5. Коллективные договоры........................"....-...........-...-....--........ 145
6..Регламентация забастовок и локаутов.........-.......................... 156
7. Правовой механизм социального партнерства: органы
двустороннего и трёхстороннего сотрудничества.............. 162
Содержание
Глава 4. Порядок разрешения трудовых споров
(процессуальное трудовое право)................................................................ 165
1. Типология трудовых споров.................................................................. 165
2. Примирительно-третейские методы разрешения
трудовых споров................................................................................................ 168
3. Судебные и административные процедуры
разрешения трудовых споров.
Специализированная трудовая юстиция.................................... 176
Глава 5. Способы разрешения конфликтов трудовых
законов различных стран (коллизионное трудовое
Литература.............................................................................................................................. 185
Часть вторая
Особенности трудового права в странах,
осуществляющих переход
от централизованно-планируемой
к рыночной экономике
Глава 6. Трудовое право в новых независимых государствах
Европы и Азии - бывших республиках СССР............................ 189
1. Общая характеристика развития трудового
законодательства в постсоветский период............................... 189
2. Трансформация отдельных норм и институтов
трудового законодательства на пути к рынку..................... 197
Литература.............................................................-...............-.--............................ 208
Глава 7. Трудовое право в странах Центральной
и Восточной Европы...-.............-..........-...................---.........-...-.. 209
1. Некоторые черты постсоциалистического
развития трудового права......,-...--........----.......-.......... 209
2. Венгрия: новая кодификация трудового
законодательства..-......................-.-............................................-... 214
3. Польша: становление нового коллективного
трудового права.........................................-..........-...-............................. 221
Литература..............................-..............-..-...----......-..-..,-.................... 234
Глава 8. Трудовое право в Китае и во Вьетнаме................................... 235
1. Закон о труде Китая и Трудовой кодекс Вьетнама -
СИМВОЛЕ! и инструменты модернизации трудового
права.................................-..-....-.......-..-..................-..--.......---- 235
2. Основные положения трудового законодательства
Китая и Вьетнама: общее и особенное.............-----... 237
|
|
Литература....>...-.......-.--...............--...........---...-.................--.-.. 250
Указатель имен............................-..........-....................-....-.-...-..... --.,-.. 251
Предметный указатель................-...--...................,......-.....-----....-. 253
Предисловие
Настоящая книга имеет целью познакомить читателей с зару-
бежным трудовым правом. Она состоит из двух частей. Первая
часть посвящена трудовому праву стран развитой рыночной эко-
номики. Вторая часть - трудовому праву стран, осуществляю-
щих переход от централизованно планируемой к рыночной эконо-
мике (независимые государства - бывшие республики СССР, стра-
ны Центральной и Восточной Европы, Китай и Вьетнам).
Изучение трудового права зарубежных стран в современных
условиях глобализации экономики и права, роста международных
экономических и гуманитарных контактов, в частности междуна-
родной трудовой миграции, становится необходимой составной час-
тью юридического образования.
В юридической науке появилось новое направление - срав-
нительное трудовое право, изучающее и сопоставляющее нацио-
нальные и региональные системы трудового права, аккумулирую-
щее мировой опыт в области правового регулирования труда. Этот
опыт - необходимый и плодотворный компонент изучения и со-
вершенствования национального трудового права, его более глу-
бокого понимания, повышения квалификации юристов, их интел-
лектуального стимулирования.
Как отмечает бельгийский ученый профессор Р.Бланпен, <...ана-
лиз иностранных систем правового регулирования труда дает ог-
ромное преимущество - позволяет рассматривать собственный
национальный опыт в аспекте международного опыта; изучая ино-
странные правовые системы, часто приходится испытывать куль-
турный шок, когда выясняешь, что определенная проблема реше-
на в другой стране совершенно иначе. И это заставляет еще раз
-проанализировать и оценить данную проблему своего националь-
ного трудового права теперь под иным углом, в новом аспекте, с
обогащенным пониманием сути проблемы>1.
|
|
Одна из важнейших задач сравнительно-правовых исследова-
ний заключается в том, чтобы сопоставить развитие национально-
го трудового права с мировыми тенденциями и на этой основе
выявить, <в какой мере национальная система трудового права
синхронизирована с этими тенденциями, опережает ли она миро-
вое развитие либо отстает от него, либо движется в ином, проти-
воположном направлении>2.
Специфика нынешнего этапа развития российского трудового
права, его глубокое реформирование с учетом изменений, проис-
ходящих в нашем обществе в постсоциалистический период, де-
' Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized
Market Economies. Deventer, 1993. P. 4.
n 2 Schregle J. Comparative industrial relations: pitfalls and potentials. //
.International Labour Review. 1981. № 1. P. 24.
Предисловие
лают весьма актуальным и практически необходимым всесторон-
нее изучение и использование зарубежного опыта.
В этой области, как справедливо отмечалось в нашей литера-
туре, недопустимы дилетантизм, крайности, односторонний, поверх-
ностный подход'. Чтобы избежать этого, необходимо прежде всего
знание зарубежного трудового права, его конкретики, наиболее об-
щих тенденций его развития. Одна из них - тенденция к конвер-
генции, к единству и единообразию в регулировании важнейших
компонентов трудовых отношений во всемирном масштабе. Эта тен-
денция вызвана объективно происходящим процессом глобализа-
ции мировой экономики, а также унифицирующим воздействием
на все страны международно-правового регулирования труда, прежде
всего конвенций и рекомендаций МОТ, участившимися случаями
экстерриториального применения трудового права.
Вместе с тем материалы настоящей книги показывают нацио-
нальное своеобразие и неповторимость трудового права различных
стран. Каждая национальная система трудового права - продукт
исторического развития конкретной страны и отражает особенности
ее истории, экономики, политической системы, структуры народного
хозяйства, развития рабочего и профсоюзного движения, культур-
ные и бытовые традиции, климатические и природные условия, сте-
реотипы массового сознания населения. Все это во многих случаях
создает серьезные препятствия трансплантации норм и институтов
трудового права одной страны в другую. Таким образом, при изуче-
нии и использовании зарубежного опыта в области правового регу-
лирования труда необходимо в полной мере учитывать социально-
экономические и политические аспекты, возможности и пределы за-
имствования иностранных норм, правовых институтов:
Настоящее учебное пособие продолжает традиции, заложен-
ные в работах сектора трудового права Института государства и
права АН СССР по исследованию зарубежного, сравнительного и
международного трудового ' права2.
Такие исследования расширяют диапазон и обогащают содер-
жание отечественной науки трудового права. Они призваны повы-
сить качество усвоения учебного предмета <трудовое право>, при-
вести его в соответствие с современными требованиями, междуна-
родными образовательными стандартами и имеют важное практи-
ческое значение для совершенствования российского трудового за-
конодательства, его дальнейшего развития в новом тысячелетии.
Автор выражает глубокую признательность профессору С.А-Ива-
нову за помощь, оказанную автору в его исследовательской рабо-
те по проблемам зарубежного и международного трудового права.
Часть первая
Трудовое право
в странах развитой рыночной
экономики
' См.: Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: проблемы
использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995..No 3.
2 См.: Иванов С. А. Проблемы международного регулирования труда. М.,
1964; Трудовое право и научно-технический прогресс. М., 1974; Кодифика-
ция законодательства о труде социалистических стран. М., 1979; Сравни-
тельное трудовое право. М., 1987; Право на труд: советский и британский
подходы. М., 1989; Киселев И. Я. Трудовые конфликты в капиталистическом
обществе: социально-правовые аспекты. М., 1978; Киселев Й.Я. Транснацио-
нальные корпорации и буржуазное трудовое право. М., 1985; Киселев И. Я.
Трудовой договор при капитализме: проблемы найма и увольнения. М., 1989.
Введение
Развитая рыночная экономика, существующая в странах За-
пада". в большей или меньшей мере социально ориентирована.
Любое западное государство имеет социальную инфраструктуру
из нормативных, юридически обязательных постановлений, регу-
лирующих различные стороны общественной и производственной
жизни с целью полностью нейтрализовать или, по крайней мере,
смягчить негативные для трудящегося населения и, в конечном
счете, опасные для всего общества последствия действия стихий-
ных рыночных сил, в частности на рынке наемного труда. Таких
последствий немало: безработица, злоупотребления и произвол
владельцев капитала, менеджеров, чрезмерная эксплуатация ра-
ботников, усиление имущественного неравенства, обострение клас-
совых противоречий, беззащитность наемных работников от про-
фессиональных рисков, их неуверенность в будущем, в стабиль-
ости своего положения.
Созданные в ходе длительного исторического развития соци-
льные амортизаторы <облагородили> капиталистический рынок,
способствовали формированию западной цивилизации, которая
; характеризуется относительно высоким уровнем качества жизни,
Асоциальной защищенности трудящихся, что делает приемлемой
?;для большинства населения рыночную экономику, освободившую-
ся от многих пороков и противоречий, характерных для <дикого>
^капитализма прошлых веков. Многочисленные юридические акты
ли инструментом общественного контроля над стихией рынка,
[прерогативами собственника (предпринимателя), которые рань-
считались неприкосновенными, не подлежащими каким-либо
ограничениям, социальному контролю и регулированию.
Важнейшая составная часть социальной инфраструктуры -
трудовое и иное социальное законодательство. Именно оно в зна-
чительной мере определяет степень социальной ориентирован-
ности экономики.
Первые законы о труде появились на ранних стадиях разви-
ия капитализма в конце XVIII - начале XIX в. в Англии и
Франции. В дальнейшем трудовое законодательство развивалось
Термин <Запад> применяется автором не в географическом, а в ус-
овном социокультурном смысле; к <западным> странам относят более 20
ромышленно развитых государств Европы, Северной Америки, Азии, а
>кже Австралию и Новую Зеландию.
Введение
в капиталистических странах с такой степенью интенсивности, что
ко второй половине XX в. трудовое право стало рассматриваться
во многих странах как одна из главных отраслей.
Таков итог двухсотлетней эволюции законодательства и ре-
зультат совокупного действия многих объективных и субъектив-
ных факторов: развития производства, изменений социальной
структуры общества, общественной морали; борьбы рабочего класса
и профсоюзов; влияния социалистической идеологии и пропаган-
ды, социальной доктрины католицизма (социальных энциклик рим-
ских пап); деятельности политических партий левого направле-
ния, инициирующих социальную активность государства; соревно-
вания стран Запада с социалистическим примером в России, воз-
действия международно-правового регулирования труда.
Нынешние роль и значение трудового законодательства отра-
жают, в конечном счете, происшедшие на протяжении нескольких
столетий сдвиги в общественном сознании, в частности, в оценке
роли труда. По мнению Раймона Барра, одного из самых автори-
тетных на Западе специалистов в области политической эконо-
мии, <вместо деперсонализации труда последовательно утвержда-
ется признание достоинства труда в рамках цивилизации труда>1.
<Труд более не обычный товар, как другие товары, а одна из
величайших ценностей нашей цивилизации>, - утверждают фран-
цузские юристы и социологи М. Деспа и Ж. Рожо2, а Конституция
Италии в ст. 1 провозглашает: <Италия - демократическая Рес-
публика, основывающаяся на труде>.
В настоящее время трудовое право - неотъемлемая часть
правовой структуры стран развитой рыночной экономики. Оно -
гибкий инструмент государства, причем широкого спектра дейст-
вия и многоцелевого назначения, социальный амортизатор, пред-
ставляющий большую ценность с точки зрения обеспечения соци-
ального мира, нормального функционирования производства и об-
щества в целом.
Трудовое право обеспечивает упорядочение и регулирование
рынка рабочей силы, оптимальные условия ее производственного
использования, гармонизацию социальных отношений.
Надо иметь в виду, что развитая и продуманная система тру-
довых и иных социальных норм - необходимое условие эффек-
тивного использования человеческих ресурсов, роста производи-
тельности труда, высокого качества продукции, культуры труда,
эффективности и стабильности экономики в целом.
Трудовое право стран Запада содержит немало норм и поло-
жений, отражающих потребности экономического и социального
1 Рай/ком Варр. Политическая экономия. Перевод с франц. Т. 1. М.^
1994. С.316.
2 Despax М., Rojot J. Labour law and industrial relations in France. De-
venter, 1987. P. 36.
Введение
развития, достижения современной цивилизации, рост культуры
населения; степень зрелости гражданского общества, его способ-
ности сознательно и планомерно регулировать и контролировать
производственную и социальную жизнь, рыночную стихию, конку-
ренцию собственников-товаропроизводителей, подчинять их кри-
териям гуманности, общедемократическим ценностям, здравому
смыслу, нравственным императивам; свести до минимума трудо-
вые конфликты, делая это на основе сотрудничества, социального
партнерства, компромиссов и консенсуса различных социальных
сил, прежде всего профсоюзов и организаций предпринимателей
под эгидой государственных органов, независимых и беспристраст-
ных арбитров и посредников.
В правовом регулировании труда проявляются тенденции,
вызванные объективными условиями развития производительных
сил, требованиями научно-технической революции, высокомеха-
низированного, сверхсложного, массового производства.
В настоящее время трудовое право в странах Запада претер-
певает серьезные изменения: обновляется, обогащается его норма-
тивная основа, смещаются угол анализа, акценты; возникают но-
вые направления правового регулирования; модифицируются
структура, соотношение различных институтов и пединститутов;
, переосмысливаются традиционные понятия и конструкции. Все это
результат происходящих радикальных изменений социальной среды
в этих странах, уже вступивших или постепенно вступающих в
посткапиталистическую (постиндустриальную) эпоху'.
Мы рассмотрим опыт правового регулирования труда на За-
паде, основываясь прежде всего на нормативном материале США,
Великобритании, Франции, Италии и Японии. Эти страны доста-
точно представительны, и их трудовое право в полной мере отра-
жает наиболее типичные черты правового регулирования труда в
условиях развитой рыночной экономики. Национальные системы
трудового права указанных стран можно считать моделями. Они
оказывали и оказывают значительное влияние на многие другие
страны, дают им образцы для подражания. Вместе с тем автор
^привлекает там, где это необходимо и целесообразно, наиболее
^интересный нормативный и иной материал, относящийся к трудо-
вому праву других развитых стран.
' См. подробнее: Киселев И. Я. Трудовое право стран Запада на рубе-
'XXI века // Государство и право. 1996. № 1.
Глава 1
Общая характеристика отрасли
трудового права
1. Понятие и предмет трудового права.
Особенности методов правового регулирования
Понятие и предмет трудового права. Трудовые отношения при
найме и использовании рабочей силы облекаются в определенную
юридическую форму. Неотделимость трудовой деятельности от лич-
ности работника делает необходимым такую регламентацию отно-
шений трудового найма, которая смогла бы обеспечить как подчи-
нение работников власти предпринимателей, императивам произ-
водства, так и определенную степень сотрудничества работников и
работодателей, учет личностных (индивидуальных и коллективных)
притязаний работников. Это объективно усиливает значение пра-
вового регулирования производственной среды, личных неимуще-
ственных элементов в трудовом отношении.
Особенности использования рабочей силы как товара особого
рода, специфика рынка труда, его существенные отличия от рын-
ка товаров и рынка капитала создают объективную возможность
правовой регламентации, отличной от регламентации граждан-
ско-правовых имущественных сделок. В результате эволюции ка-
питалистического способа производства, повышения степени его
зрелости эта возможность в XX в. превратилась в действитель-
ность.
Ход экономического, социального и политического развития,
совершенствование производительных сил, обобществление и ус-
ложнение произзодственного и трудового процессов, борьба ра-
ботников за свои права, углубление разделения труда, нравствен-
ное совершенствование общества - все это вело к автономии
разросшейся группы норм, регламентирующих применение наем-
ного труда.
Автономия стала наглядной в некоторых странах уже после
первой мировой войны, особенно в Германии, где в послевоенные
годы шло интенсивное развитие трудового законодательства, и во
Франции, где даже был принят Кодекс труда.
После второй мировой войны возникают условия для повсе-
местного формирования на базе норм, выделившихся из граждан-
ского, административного и других отраслей права, самостоятель-
ной отрасли - трудового права, предметом которого стали отно-
1. Понятие и предмет трудового права
шения по применению наемного (зависимого) труда. Эти отноше-
ния включают индивидуальные трудовые отношения между ра-
ботником и предпринимателем, опосредствующие наем и потреб-
ление рабочей силы, и коллективные трудовые отношения между
отдельными предпринимателями (объединениями предпринима-
телей) и профсоюзами или другими организациями трудящихся
по установлению и реализации условий труда. В сферу действия
трудового права вошли также отношения по государственной рег-
ламентации деятельности профсоюзов и при посредничестве в тру-
доустройстве работников. Трудовое право рассматривается на За-
паде как симбиоз, амальгама частного и публичного права, при
этом в литературе нередко высказывается мнение, что в этой пра-
вовой отрасли превалируют частноправовые элементы.
В последние десятилетия на Западе наблюдается тенденция к
расширению области применения трудового права, распростране-
нию некоторых его защитных положений на категории трудящих-
ся, не относящихся к наемному персоналу, т. е. на так называемых
автономных (независимых) работников (ремесленников, мелких
торговцев, лиц свободных профессий), а также на членов произ-
водственных кооперативов, семейных предприятий, на государст-
венных служащих. Некоторые положения трудового права стали
распространяться на полицейских и военнослужащих. В трудовом
праве, появилось понятие <лица, подобные наемным работникам>.
По всей вероятности, экспансия трудового права, ведущая к боль-
шей однородности в регулировании трудовых отношений самых
различных видов, будет продолжаться. В результате этого может
произойти дальнейшее расширение сферы действия трудового
права, а в конечном счете даже изменение предмета его регули-
рования, которым станет применение труда как зависимых, так и
независимых работников, соучастников коллективной собственно-
сти различных видов, занятых в трудовом и производственном
процессе. Но это в перспективе.
Сегодня предмет регулирования трудового права - наемный
труд, хотя, как уже отмечалось, содержание проблематики трудо-
вого права за последние годы значительно расширилось. В нее
стали включать регулирование некоторых аспектов рынка заня-
тости, положения безработных, обеспечение прав работников в
связи с регламентацией служебных изобретений, рационализатор-
ских предложений и служебных произведений, защиту личности
работника (кандидата на рабочее место), его чести, достоинства,
личных и семейных тайн от посягательств со стороны как пред-
принимателей, так и государственных властей, а также широкий
круг вопросов, связанных с профессиональным обучением и пере-
обучением работников.
Все это бесспорно обогащает предмет трудового права, дела-
ет его содержание более актуальным.
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права
Особенности методов правового регулирования. Для трудово-
го права характерно сочетание двух главных методов правового
регулирования: авторитарного (централизованного) и автономного
(децентрализованного). Это выражает взаимосвязь и взаимоотно-
шения централизованной государственной регламентации и кол-
лективной либо индивидуальной автономии.
Авторитарный метод проявляется в законодательной дея-
тельности государства, законы и подзаконные акты которого дей-
ствуют, как правило, в общенациональном масштабе.
Автономный метод представляет собой санкционирование го-
сударством источников правового регулирования труда, разраба-
тываемых предпринимателем и организациями трудящихся. Это,
как правило, локальные источники права, принимаемые на уров-
не предприятия, отрасли, региона, а также индивидуальные со-
глашения работников и работодателей. Поэтому автономный метод
называют иногда децентрализованным.
Наиболее типичное выражение авторитарного метода правового
регулирования труда - законы, а автономного метода - коллектив-
ные договоры. Поэтому с определенной условностью авторитарный
метод можно назвать законодательным, а автономный - коллектив-
но-договорным. Трудовое законодательство создаётся государством,
реализующим таким образом авторитарно свои политические и ад-
министративные функции. Коллективные договоры представляют
собой автономное правотворчество профсоюзов и организаций пред-
принимателей, которое государство так или иначе легализует.
С социологической точки зрения эти методы отражают разли-
чие уровней обобществления труда и капитала, действие центро-
бежных и центростремительных сил и тенденций, сосуществование
и определенное сочетание централизованных и децентрализован-
ных механизмов регулирования общественного производства.
Исторически капитализму присущи две противоположные
тенденции: тенденция к усилению централизованных начал и тен-
денция к децентрализации, автономии, локальному регулирова-
нию. На разных этапах развития каждой из стран Запада прева-
лирует один из этих методов либо они находятся в определенном
равновесии.
Методам правового регулирования присущи свои особенности.
Законодательство в отличие от коллективных договоров имеет бо-
лее широкую сферу действия, характеризуется относительной ста-
бильностью, его применение в большей мере обеспечено органами
государства. Необходимость и целесообразность законодательного
установления минимальных норм, обязательных для всего народно-
го хозяйства, всех работников, особенно в области охраны труда, не
вызывает сомнения. Это прочно установившаяся традиция.
Коллективные договоры уже по охвату, менее стабильны, но
вместе с тем более гибки, чем законодательство. Они чаще пере-
1. Понятие и предмет Трудового права
сматриваются, быстрее отражают изменения в производстве, ры-
ночной конъюнктуре, соотношении сил в общенациональном мас-
штабе и в рамках отдельных отраслей и предприятий, что зачас-
тую дает профсоюзам возможность добиваться в коллективных
договорах лучших условий труда, чем зафиксировано в законах.
Наемные работники и их организации могут оказывать непосред-
ственное воздействие на содержание коллективных договоров. В
этом - демократический потенциал коллективно-договорного ре-
гулирования труда, его значение для развития трудового права.
Например, используя коллективные договоры для оперативного
фиксирования уступок наемным работникам, профсоюзы добива-
ются закрепления этих уступок в законодательстве и распростра-
нения их на более широкий круг лиц.
Коллективно-договорный метод обладает большим динамиз-
мом, чем нормативно-правовые акты, в большей мере способен
уловить и учесть локальную специфику, особенности отраслей и
предприятий, положения различных категорий работников, ры-
ночную конъюнктуру.
Вместе с тем было бы неверно Преуменьшать значение законо-
дательства, противопоставляя ему коллективные договоры, абсо-
лютизируя их (как это делают некоторые западные профсоюзы и
юристы). Проблема решается путем гармоничного и разумного со-
четания законов и коллективных договоров, их взаимодополнения.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о специфике
соотношения в трудовом праве двух общеправовых методов: им-
перативного и диспозитивного.
В трудовом законодательстве западных стран определенное
место занимают диспозитивные нормы, дающие широкий про-
стор для сторон определять характер своих отношений; корректи-
ровать по взаимному согласию нормы закона в коллективных и
индивидуальных трудовых договорах. Часто вместо слов <должен>,
<обязан> применяется формула <может>. Но наряду с ними име-
ются и императивные нормы, которые не могут быть изменены
сторонами. В частности, некоторые льготы работников сформули-
рованы как не подлежащие изменениям предписания императив-
ного характера (например, право на еженедельный отдых и на
отпуск в Италии, от которых согласно Конституции работник не
может отказаться; предоставление отпуска по беременности и ро-
дам в Финляндии).
Соотношение императивных и диспозитивных норм - прин-
ципиально важная проблема, которую призван решить законода-
тель. Удачное решение, по нашему мнению, найдено в Швейца-
(рии, где в обязательственном кодексе, в котором регламентирует-
ся трудовой договор, четко выделены три группы норм:
нормы, которые нельзя менять как во вред предпринимателю,
так и работникам (абсолютно императивные);
Н________Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права
нормы, которые нельзя менять во вред работнику (относи-
тельно императивные);
нормы, которые можно менять в любом направлении по дого-
воренности сторон (диапозитивные).
Работник в Швейцарии не может отказываться от прав и
льгот, установленных императивными нормами закона или кол-
лективного договора, как в период действия трудового договора,
так и в течение одного месяца после его окончания.
Новый диапазон социальной функции. Традиционно трудовое
право характеризовалось как право охраны труда. В этом усматри-
вали и, как правило, продолжают усматривать его главную социаль-
ную функцию. Однако сегодня многие юристы на Западе полагают,
что социальная функция трудового права не может быть замкнута
только на охране труда. Должна быть выявлена еще одна грань этой
функции - забота о наиболее полном закреплении и последова-
тельном развитии прав человека в области труда, Это частично со-
впадает с охраной труда, но не тождественно ей. Трудовому праву
наряду с обеспечением охраны труда должна быть уготована не ме-
нее важная миссия - быть гарантом осуществления широкого ком-
плекса социально-экономических прав и свобод, которым наделен
человек - участник процесса труда. Эти права и свободы, вместе с
политическими, гражданскими и другими, признаны мировым сооб-
ществом оселком цивилизованности любого государства.
Акцент на правах человека повышает роль общецивилизаци-
онных, общедемократических ценностей, международных трудовых
стандартов, закрепленных в актах ООН, МОТ, Совета Европы (СЕ),
Европейского Союза (ЕС). Это можно проиллюстрировать на при-
мерах трудового права многих развитых стран. Так, страны ЕС не
только провозгласили приверженность общецивилизационным цен-
ностям, но и ратифицировали международные и региональные акты
о правах человека, объявили о приоритете международного права
по отношению к внутреннему. Многие общепризнанные стандарты о
правах человека действуют в этих странах как внутреннее право,
рассматриваются как важнейший источник национального трудо-
вого права, а в ряде стран даже как самый главный его источник.
В работах по трудовому праву проблематике прав человека
уделяется все большее внимание. По сути дела, на базе нацио-
нального и международного нормативного материала складывает-
ся самостоятельный институт общей части трудового права <за-
щита трудовых прав человека>. Как считают некоторые юристы,
он может со временем превратиться в один из центральных ин-
ститутов этой отрасли.
Одно из последствий смещения акцентов на права человека -
усиление внимания к интересам, потребностям, упованиям каждо-
го отдельного работника не как к абстрактной общественной фигу-
ре, совокупности производственных отношений, социальному типу,
1. Понятие и предмет трудового права
представителю класса, профессиональной категории, а как к пол-
нокровной личности, наделенной всем богатством социально-пси-
хологических характеристик (независимостью, чувством самоува-
жения и собственного достоинства, стремлением к справедливо-
сти, к нормальному социальному общению, свободному от хамст-
ва, жестокости, издевательств со стороны любого лица на произ-
водстве, независимо от его социальной роли).
Идея о том, что в центре трудового права должен быть по-
ставлен человек, его личность - это, по сути дела,, возвращение
на новом витке истории к концепции социальной антропологии,
которую впервые стал разрабатывать еще в 30-х годах нынешнего
века выдающийся германский юрист Г. Зинцгеймер1.
Отметим, что идея социальной антропологии в трудовом пра-
ве созвучна социальной доктрине католицизма, особенно энцикли-
кам нынешнего римского папы Иоанна-Павла II2.
Механизм реализации норм трудового права, ответственность
за их нарушение. В трудовом праве Запада при всей страновой
. специфике можно выделить две модели механизма реализации
трудовых норм: европейский и англо-саксонский.
Европейская модель наиболее последовательно воплощена во
.Франции. Во французском трудовом законодательстве имеется
, значительное число юридических норм, предусматривающих от-
|, ветственность, материальную, административную и уголовную, за
I нарушение конкретных положений трудового законодательства, в
| частности касающихся прав работников и профсоюзов. Во фран-
' цузском Кодексе труда каждая глава включает титул, состоящий
(целиком из норм об ответственности за нарушение статей соот-
| ветствующей главы. Эта ответственность - штрафы и тюремное
^заключение. В Испании действует специальный закон об ответст-
венности за правонарушения в трудовых отношениях.
i В США механизм осуществления законодательства о труде
'имеет свою специфику. Большинство американских федеральных
^законов о труде предусматривают создание специализированных
(административных органов3, призванных следить за реализацией
1 См.: Sinzheimer Н. Das Problem des Merischen im Recht // Gronin-
gen, 1933; Sinzheimer Н. Der Mensch im Arbeitsrecht // Neue Blatter fur
Sen Sozialismus. 1930. № 2.
. 2 См.: McConnack A. The Teaching of Pope John Paul II. Human Work.
London,1982.
' ' Такими органами являются Национальное управление по вопросам
^Трудовых отношений (НУТО), Национальное управление урегулирова-
ния на железных дорогах, Национальное управление посредничества, Ко-
йгиссия по обеспечению равных возможностей в области занятости. Эти
Йрганы назначаются президентом США с согласия сената. Если такой
"эган состоит из 3-5 человек, установлено, что не более 2-3 человек
относиться к одной политической партии.
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права.
этого законодательства, рассматривать жалобы на его нарушение,
осуществлять квазисудебные функции, толкование соответствую-
щих законов. Этим механизмом пользуются все заинтересованные
лица и организации, в том числе профсоюзы и индивидуальные
работники. Иными словами, работники и их организации не толь-
ко наделены провозглашенными в законе определенными права-
ми, но и имеют в своем распоряжении каналы реализации этих
прав, добиваются их реального осуществления, используя соот-
ветствующие юридические механизмы и процедуры. Предприни-
мателям запрещено дисциплинарно наказывать или увольнять
работников, обратившихся в указанные органы с жалобами на на-
рушение своих прав. Если они уволены за такие жалобы, они
подлежат обязательному восстановлению на работу с выплатой
заработной платы за период вынужденного прогула. Органом осу-
ществления некоторых законов является министерство труда США.
В Великобритании реализация многих норм трудового права
осуществляется через систему специально созданных для этих
целей административных органов, большинство из которых созда-
но на трехсторонней основе. Это - Консультативная служба при-
мирения арбитража, Центральная арбитражная комиссия, Комис-
сия по трудовым ресурсам, Комиссия по равным возможностям в
области занятости, Комиссия по расовому равенству. Специфика
Великобритании состоит в том, что функции по реализации цело-
го ряда норм и положений трудового законодательства, которые
осуществляют в других странах министерства труда, в Великоб-
ритании выполняют трехсторонние органы автономного характе-
ра, относительно независимые от государственной администрации,
в частности от министерства труда.
Отметим также, что в англосаксонских странах инструментом
быстрого и безусловного выполнения норм и предписаний трудо-
вого права являются судебные приказы, которые могут оператив-
но получить как предприниматели, так и индивидуальные работ-
ники и профсоюзы.
Согласно Закону Новой Зеландии 1991 г. относительно догово-
ров о труде в случае признания судом нарушения договоров о
труде, отказа какой-либо из сторон соблюдать его условия суд
может потребовать исполнения договора и оштрафовать винов-
ную сторону.
2. Источники трудового права
(нормативные акты по труду)
Источники трудового права: общая характеристика. Способы
выражения государственной воли, направленной на регулирова-
ние отношений наемного труда, составляют форму трудового пра-
ва или его источники (нормативные акты по труду). К ним отно-
2. Источники трудового права
сятся: ратифицированные государствами международные конвенции
по труду; законы; подзаконные акты (постановления правительст-
венных органов, особенно министерств труда; нормативные акты иных
органов исполнительной власти); коллективные договоры; решения
судов и арбитражных органов; правила внутреннего трудового рас-
порядка, разработанные на предприятиях администрацией с участи-
ем или без участия работников и их организаций; иные нормативные
акты (приказы), издаваемые единолично администрацией предпри-
ятий (акты хозяйской власти); обычаи; трудовые договоры.
Из сказанного выше о методах регулирования, присущих тру-
довому праву, вытекает, что преобладающее место среди его ис-
точников занимают законы и коллективные договоры.
Соотношение между ними в значительной мере зависит от
национальной специфики трудового права. Если в странах конти-
нентальной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия) традицион-
но ведущую роль играло законодательство, то в Великобритании
до 60-х годов, а в США до 30-х годов XX века среди источников
трудового права превалировали коллективные договоры.
В последние десятилетия наблюдается возрастание роли тру-
дового законодательства в англосаксонских странах и коллектив-
ных договоров в большинстве европейских континентальных стран.
В некоторых, например во Франции, значение коллективных дого-
воров приблизилось к трудовому законодательству, а в Дании и
Швейцарии роль коллективных договоров превышает роль зако-
нодательства о труде. Специфично положение в скандинавских
странах, где важную роль играют коллективные договоры (особен-
но основные соглашения между общенациональными организация-
ми профсоюзов и предпринимателей), однако в большинстве из
них существует развитое трудовое законодательство.
Общая историческая тенденция развития двух методов право-
вого регулирования трудовых отношений, как это следует из при-
веденных данных, такова: в тех странах, где традиционно преоб-
ладали коллективные договоры, стало активно развиваться тру-
довое законодательство, которое в некоторых сферах потеснило
коллективные договоры. А там, где ранее преобладало трудовое
законодательство, значительно активизировалось коллективно-до-
говорное регулирование труда.
Таким образом, в странах Запада постепенно вырабатывается
оптимальная модель соотношения законов о труде и коллектив-
ных договоров, общая для большинства стран.
Еще одна особенность: не только определенное соотношение,
сочетание, но и тесное переплетение законов и коллективных до-
говоров. Оно достигло такой степени, что в некоторых странах
(Франция, Италия, ФРГ) законы в отдельных случаях воспроизво-
дят почти без изменения положения коллективных договоров; кол-
лективные же договоры используются в качестве актов примене-
УкраКнська юридичка
las. х, MS96
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права
ния законов. Нередко то или иное новшество первоначально за-
крепляется в коллективных договорах, а затем приобретает все-
общий характер в законодательном акте (так называемое договор-
ное законодательство).
О тенденции к сближению законодательства и коллективных
договоров свидетельствует заключение трехсторонних соглаше-
ний с участием государства, предпринимателей и профсоюзов. Такие
соглашения обычно оформляют общегосударственные политичес-
кие решения глобального характера, в частности, в области зара-
ботной платы, продолжительности рабочего времени, обеспечения
занятости.
В большинстве западных стран конституции либо вовсе не
содержат норм, прямо относящихся к труду (например, в США),
либо включают лишь отдельные нормы такого рода (в ФРГ, Да-
нии, Норвегии). Вместе с тем в конституциях, принятых после
второй мировой войны на гребне революционного подъема и ис-
пытавших воздействие идеологических позиций рабочего и проф-
союзного движения, имеется широкий круг социально-экономи-
ческих прав, в том числе в области труда (например, в Италии,
Франции, Испании, Португалии). ФРГ и Испания объявлены в
своих конституциях социальными государствами.
Следует отметить важную роль исполнительных органов го-
сударства в правоустановительной и в правоприменительной де-
ятельности в области труда, а также наличие в этой области в
некоторых странах (Франция, Италия) делегированного законода-
тельства, т. е. имеющих силу закона актов, принимаемых органа-
ми исполнительной власти (президентом, правительством) по по-
ручению парламента. Вместе с тем роль парламентов в издании
наиболее важных актов трудового законодательства весьма зна-
чительна, а число законов по труду в большинстве стран велико и
имеет тенденцию к росту.
В настоящее время единственной страной, где среди источни-
ков трудовогр права главное место принадлежит принудительным
решениям арбитражных органов, является Австралия. В остальных
странах роль решений арбитражных органов незначительна.
Повсеместно уменьшилась роль трудовых обычаев1, правил
внутреннего трудового распорядка, и в то же время возросло зна-
чение ратифицированных международных конвенций по труду. В
некоторых странах они имеют приоритет по отношению к внут-
реннему законодательству.
' Трудовые обычаи в настоящее время играют заметную роль только
в Великобритании. В европейских континентальных странах обычаи при-
меняются как источники трудового права в редких случаях, предусмот-
ренных законодательством. В Италии обычаи применяются, если имеются
пробелы в законодательстве или если обычая устанавливает более благо-
приятные условия, чем диапозитивные нормы законов.
2. Источники трудового права
Трудовой договор рассматривается как источник трудового
права в тех странах (например, в Дании), где трудовое законода-
тельство играет относительно небольшую роль, а многие аспекты
трудовых отношений и условий труда устанавливаются по согла-
шению сторон договоров о труде, в том числе в индивидуальных
трудовых контрактах. 1
Роль судов особенно велика в англосаксонских странах, где
судебный прецедент - важнейший источник трудового права (и
права вообще), а также в ФРГ, где решения Федерального трудо-
вого суда существенно дополняют недостаточно точно и полно сфор-
мулированные нормы законодательства, особенно в сфере коллек-
тивных трудовых отношений. Значительна роль судебной практи-
ки во Франции, Швеции, Нидерландах.
Суды очерчивают сферу применения, границы трудового пра-
ва, приспосабливают законы к меняющейся обстановке, социаль-
но-экономическим условиям. В целом роль судебной практики не
только в применении, но и в формировании трудовых законов
весьма велика во всех западных странах.
Приоритетными источниками трудового права, как правило,
считаются законы и другие акты государственных органов. Они
устанавливают неприкосновенный минимум трудовых прав.
Договоры о труде (коллективные договоры, индивидуальные
трудовые договоры) согласно традиционной, общепринятой трак-
товке не могут ухудшать положение работника по сравнению с
законодательством, но могут улучшать (принцип in favorem). Этот
принцип применяется не только к соотношению договоров о труде
с законодательством. Он имеет универсальное значение и дейст-
вует при определении" взаимоотношений всех источников трудо-
вого права. Любой нормативный акт, стоящий на более низкой
ступени в иерархии источников трудового, права, может, как пра-
вило, только улучшать положение работника по сравнению с нор-
. мативными актами более высокого ранга,-
В последнее десятилетие в связи с усилившимися экономичес-
кими трудностями и распространенным убеждением о необходи-
мости усиления гибкости законов принцип in favorem стал подвер-
i гаться нападкам как негативный фактор, препятствующий гибкости
t правового регулирования труда, адекватному отражению реалий и
| потребностей рыночной экономики. А в некоторых странах (ФРГ,
Франция, Греция) в законодательстве и судебной практике появи-
лась тенденция к частичному отказу от этого принципа и допуще-
нию в определенных пределах принципа in peius, т. е. ухудшение
положения работника по сравнению с законодательством, фикси-
руемое в коллективном соглашении или индивидуальном трудовом
'^договоре. Еще одно проявление отхода от принципа in favorem -
^Запрет в некоторых случаях изменения в пользу работников зако-
нодательных норм в коллективных (или трудовых) договорах.
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права
В отношении применения трудового права во времени обычно
действует принцип <закон обратной силы не имеет>. Таким обра-
зом, принятый закон действует на будущее (ex nunc). На трудовые
и коллективные договоры распространяются законы, имевшие силу
в момент заключения этих договоров. Обратную силу имеют лишь
законы разъясняющего характера и некоторые акты, относящиеся
к охране общественного порядка, которые действуют в отношении
договоров о труде, заключенных и до принятия этих актов.
Особенностью формы трудового права является отсутствие в
большинстве стран Запада кодексов законов о труде. Исключение -
Франция, где еще до второй мировой войны (в 1910-1927 гг.) комис-
сией экспертов была осуществлена систематизация трудового зако-
нодательства, относящегося только к частным предприятиям, на ос-
нове которой был создан и одобрен парламентом Кодекс труда (Code
du travail). Правда, термин <кодекс> в данном случае не является
точным. Это не кодификация в традиционном смысле, а скорее ин-
корпорация и частичная консолидация законодательства. Оно не под-
верглось каким-либо существенным изменениям и переработке; были
осуществлены лишь сбор, компиляция и группировка по определен-
ной системе рассеянного по многочисленным правовым актам норма-
тивного материала, причем далеко не всего.
В 1973 г. на той же основе была осуществлена новая кодифи-
кация трудового законодательства. Предусмотрено, что в Кодекс
ежегодно будут вноситься необходимые исправления и дополне-
ния. В новом виде Кодекс труда имеет следующую структуру. Он
подразделен на три главные части: 1) законы, т. е. акты парламен-
та; 2) постановления, принимаемые правительством с учетом мне-
ния Государственного совета; 3) простые декреты, принимаемые
правительством.
В качестве приложения приведены некоторые правовые акты,
оставшиеся вне кодификации, а также тексты ратифицированных
Францией конвенций МОТ.
Законы определяют фундаментальные принципы трудового
права. Постановления являются актами применения законов, до-
полняющими их. Декреты уточняют и детализируют положения,
имеющиеся в названных актах.
Каждая часть Кодекса труда состоит из девяти книг: догово-
ры о труде, регламентация труда; трудоустройство и занятость;
профессиональные объединения, представительство, участие в уп-
равлении работников, формы их заинтересованности в деятель-
ности предприятий; трудовые конфликты; контроль за примене-
нием законодательства о труде; особые положения, относящиеся к
отдельным профессиям; особые положения, относящиеся к замор-
ским департаментам; профессиональное обучение. Книга подраз-
деляется на титулы, главы и статьи. В конце большинства книг
имеется специальный титул, содержащий нормы об ответствен-
ности за нарушение трудовых норм.
2. Источники трудового права
21'
В Канаде с 1972 г. действует федеральный Трудовой кодекс,
распространяющийся на предприятия федерального значения, т. е.
входящие в сферу действия федеральных законов. Кодекс пред-
ставляет собой консолидацию трудового законодательства.
В Новой Зеландии в 1991 г. принят Закон относительно дого-
воров о труде, осуществивший частичную кодификацию трудово-
го законодательства. Основные разделы этого обширного законо-
дательного акта имеют кодификационный характер: свобода ассо-
циаций, коллективный договор и индивидуальный трудовой кон-
тракт, индивидуальные трудовые споры, забастовки и локауты,
деятельность суда "По вопросам занятости.
В таких странах, как США, Великобритания, Италия, Япония,
Бельгия, Нидерланды, вопрос о кодификации трудового законода-
тельства вообще не ставился ни в теоретическом, ни в практичес-
ком плане, а в ФРГ попытка создать трудовой кодекс не увенча-
лась успехом.
Итак, в странах Запада кодификация трудового законодатель-
ства, как правило, не осуществлена. Отсутствие такой кодифика-
ции усиливает гибкость и лабильность трудового права, его дина-
мизм и реакцию на нужды и требования производства, что отве-
чает интересам экономической рентабельности, большей эффек-
тивности предпринимательства, но вместе с тем ослабляет защи-
щенность наемных работников, усложняет восприятие трудового
законодательства, затрудняет индивидуальным работникам, незна-.
комым с тонкостями юриспруденции, применение трудовых норм
в своих интересах и в свою пользу.
' Кодификация трудового законодательства - традиционное
требование профсоюзов, левых политических партий. Но оно в
полном объеме на Западе не реализовано. Вместе с тем в самое
последнее время (90-е гг.) некоторые страны (Великобритания, Ир-
ландия) приняли консолидированные парламентские акты, систе-
матизировавшие основные законы, составляющие коллективное тру-
довое право. Например, в Великобритании в 1992 г. принят Консо-
лидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях - акт
| кодификационного типа, представляющий собой систематизацию
норм, относящихся к профсоюзам, организациям предпринимате-
лей, коллективным договорам, забастовкам, административным уч-
I рождениям, действующим в сфере коллективных трудовых отно-
' шений. В 1996 г. был принят еще один консолидированный акт -
S Закон о трудовых правах. В 1980 г. частичная кодификация трудо-
вого законодательства была осуществлена в Испании.
! Таким образом, в некоторых странах проявляются тенденции
:к частичной кодификации трудового законодательства, большей
|частью в своеобразной форме консолидированных актов.
Основные нормативные акты по труду ведущих стран. Источ-
1ки трудового права различных стран имеют значительную на-
Глава 1. Общая характеристика отрасли трудового права
циональную специфику, что делает необходимым освещение нор-
мативных актов каждой страны в отдельности. Мы ограничимся'
рассмотрением