| Параметры | Содержание |
| Основные идеи | Природа человека позитивна. Человек, если ему дать возможность раскрыть врождённый потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно. Человек активное существо, ориентированное на будущие цели, способное быть свободным и ответственным за свою жизнь. Личность способна определять свою судьбу. |
| Основные понятия | Самосознание, Я-концепция, самоактуализация., конгруэнтность, |
| Методы исследования | Клинические и экспериментальные методы исследования. |
| Факторы развития | К. Роджерс не рассматривал биологические факторы, хотя его процесс актуализации основан на биологической метафоре. |
| Индивидуальные различия | Роджерс не фокусировался на устойчивых индивидуальных различиях, хотя об индивидах можно сказать, что они различаются уровнями своего развития и условиями, которые по их мнению, нужно соблюсти, чтобы заслужить одобрение окружающих. |
| Развитие личности | Родители должны воспитывать детей с безусловным позитивным вниманием. Взрослые люди могут изменяться, становясь свободнее |
| Достоинства теории | Теория стала основой для так называемой психологии третьей силы. Гуманистический характер теории личности. Идеи теории имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, образование, семейное консультирование. Разработана «клиентцентрированная» психотерапия. |
| Направления критики теории | Попытка свести всю сложнейшую мотивацию к единое всеобъемлющей тенденции актуализации. Фактический отказ от анализа структуры личности в целом и Я-концепции в частности, от анализа стадий в развитии личности.. |
Таблица № 24






