Обзор теории К. Роджерса
Параметры
| Содержание
|
Основные идеи
| Природа человека позитивна.
Человек, если ему дать возможность раскрыть врождённый потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.
Человек активное существо, ориентированное на будущие цели, способное быть свободным и ответственным за свою жизнь. Личность способна определять свою судьбу.
|
Основные понятия
| Самосознание, Я-концепция, самоактуализация., конгруэнтность,
|
Методы исследования
| Клинические и экспериментальные методы исследования.
|
Факторы развития
| К. Роджерс не рассматривал биологические факторы, хотя его процесс актуализации основан на биологической метафоре.
|
Индивидуальные различия
| Роджерс не фокусировался на устойчивых индивидуальных различиях, хотя об индивидах можно сказать, что они различаются уровнями своего развития и условиями, которые по их мнению, нужно соблюсти, чтобы заслужить одобрение окружающих.
|
Развитие личности
| Родители должны воспитывать детей с безусловным позитивным вниманием. Взрослые люди могут изменяться, становясь свободнее
|
Достоинства теории
|
Теория стала основой для так называемой психологии третьей силы.
Гуманистический характер теории личности.
Идеи теории имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, образование, семейное консультирование.
Разработана «клиентцентрированная» психотерапия.
|
Направления критики теории
| Попытка свести всю сложнейшую мотивацию к единое всеобъемлющей тенденции актуализации.
Фактический отказ от анализа структуры личности в целом и Я-концепции в частности, от анализа стадий в развитии личности..
|
Таблица № 24