Г) посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала

Ныне в развитых странах апробируются различные пути развития первой из названных форм предпринимательства: расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров капвложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; осуществляется перевод предприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права.

Перспективной формой государственного предпринимательства является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании, как правило, акционерной.

Предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий: отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях (наукоемкое производство, производство, подлежащее конверсии, или ее уже осуществляющее); важнейшие импортозаменяющие производства; отрасли, дающие основные валютные поступления; рыночная инфраструктура (предприятия, оказывающие разнообразные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др.).

Становление и развитие другой формы государственного предпринимательства связано с созданием крупных бизнес-групп с участием государства. Группы, в которых преобладает государственная собственность, отличаются тем, что осуществляют свою деятельность в соответствии с государственной политикой в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются предприятия различных отраслей, контроль над частью которых осуществляется с помощью трастовых отношений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, личной унии, партнерских взаимоотношений на рынке, финансовой поддержки и содействия в управлении.

Одной из форм институциональной организации таких групп является холдинг. Крупнейшие представители бизнес-групп по своей отраслевой структуре представляют собой высокодиверсифицированные компании, организованные по однотипной схеме: головные финансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промьшленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние, в свою очередь, направляют дея­тельность основной массы внучатых, как правило, государственно-частных компа­ний, связанных между собой разветвленными системами участия.

Современная практика свидетельствует о высоком экономико-организационном потенциале такой формы организации бизнес-групп, как кластер.

Границы кластеров редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, неспособных охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Обычно кластеры включают предприятия различных отраслей, выпускающих готовый продукт, машины и оборудование для производства, сырье и материалы, фирмы, выполняющие сервисное обслуживание и др. Большинство участников кластеров не конкурируют между собой, поскольку обслуживают разные сегменты рынка, но у них существует много общих потребностей и возможностей, они встречают близкие по сути препятствия и ограничения для своего развития.

Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, осуществляемое посредством различных инструментов.

Важным инструментом обеспечения самостоятельности государственных предприятий являются контракты (соглашения), заключаемые ими с правительством.

Такие контракты предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия: задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов, механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником).

Современная хозяйственная практика отличается разнообразием инструментов использования такой формы государственного предпринимательства, как передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам.

Один из них - передача объектов государственной собственности в трастовое (доверительное) управление частным предпринимателям. Такое управление не влечет перехода права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему.

В соответствии с договором учредитель траста передает управляющему на определенный срок часть своего имущества, которое используется последним в интересах либо учредителя, либо указанного им третьего лица. Потребность в такой передаче может определяться, во-первых, невозможностью передачи собственности в частное владение в силу экономических и социально-политических причин, во-вторых, неспособностью собственника эффективно эксплуатировать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием привлечь для этого профессионалов.

Собственник устанавливает условия и параметры хозяйственного использования этих объектов, выполнение которых необходимо для реализации интересов государства (сохранение профиля деятельности, поддержание заданного числа рабочих мест, обеспечение определенного технического уровня производства, темпов обновления основного капитала и др.), формирует механизмы эффективного контроля за состоянием государственного капитала.

В ряде случаев государство использует концессионные соглашения, которые, как правило, регулируют коммерческое использование природных ресурсов, месторождений полезных ископаемых. Государство определяет сроки, минимальный объем и направления инвестирования, экологические показатели.

Концессия нередко используется для привлечения иностранных инвесторов. Государство передает им за вознаграждение исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государственной собственности (к их числу могут относиться природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), нуждающихся в инвестициях для рационализации (или организации) производства.

Концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых и модернизацию действующих производств на базе новейших технологий и тем самым создают условия для оживления и подъема экономики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличения поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты).

При организации концессии формы пользования и распоряжения государственной собственностью на время закрепляется за концессионером, а форма владения сохраняется за государством, что служит теоретической предпосылкой получения им вознаграждения от концессионера.

Государство по договору передает предпринимателю исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность на объектах государственной собственности (природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), как правило, нуждающихся в финансировании для модернизации и организации конкурентоспособного производства.

Другим инструментом является франчайзинг, при котором частному предпринимателю предоставляет­ся привилегия на право пользования государственной собственностью для производства опреде­ленных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство.

Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государ­ством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берет на себя обяза­тельство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при выплатах в него больших доходов.

Обратим внимание на выгоды, получаемые государством-франшизодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлече­ния дополнительных финансовых ресурсов от собственника. Финансирование экс­плуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной програм­мы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы.

Во-вторых, повышается степень использования производственных мощностей госпредприятия, ускоряется оборот основного капитала.

В-третьих, частный бизнес начинает «питать» государ­ство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).

Параллельное функционирование в рамках одного предприятия различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных структур оказы­вает существенное влияние на ценностные ориентации и мотивы деятельности тру­дового коллектива.

Для государства такая практика примечательна тем, что позво­ляет апробировать механизм интеграции интересов его и частного бизнеса, форми­рования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах.

Продуктивным инструментом рыночного предложения государственного капитала является контрактная система размещения государственного заказа. Она предполагает конкурентную борьбу между соискателями госзаказа. Пред­мет конкуренции — минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований.

Госзаказ содержит ко­личественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансо­вый механизм госзаказа встроен принцип «поощрения-санкции», связан­ный с выполнением содержащихся в договоре условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: