Инновационного развития территорий

В характеристике реализуемого властями Китая подхода к поддержке процессов инновационного развития территории, необходимо отнести следующие.

1. Реализация комплексного подхода к развитию инновационного потенциала. Такой подход предусматривает, во-первых, установление государством приоритетных направлений развития науки и высоких технологий, в качестве которых определены: микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники.

2. Обеспечение технологической самостоятельности страны. Обратим внимание на реализованную властями Китая итерационную технологию перехода от импорта технологий к созданию независимого инновационного потенциала внутри страны. Первый этап охватывал ввод западных технологий в действие. Второй – производство отдельных компонентов и далее – разработка собственных образцов технологий и оборудования. Третий – опытное производство технологий. Четвертый – развитие собственных инновационных возможностей.

3. Использование программно-целевого метода управления. Его реализация связана с разработкой программы развития науки и высоких технологий. В качестве приоритетных направлений признаны микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники.

3. Создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности. В стране в 1996 г. существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков). В этих зонах установлен льготный налоговый режим. Так, предприятия, начиная с даты аккредитации, на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, а еще три года уплачивают его с 50-ти процентной скидкой. Предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 %.

В оценке опыта США, характеризующего деятельность государства, связанную с поддержкой процессов повышения конкурентоспособности территорий, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

1. Использование разнообразных форм государственно-частного партнерства, как института содействия инновационно–технологическому развитию территорий.

Среди них следует выделить Инновационное партнерство США (US Innovation Partnership — USIP), в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области ус­транения барьеров для применения новых технологий в таких областях, как телемедицина, экологические технологии, строительные технологии и др., а также в реализации экспериментальных программ стимулирова­ния технологической конкурентоспособности регионов, традиционно по­лучающих меньшее государственное финансирование.

Расширяющееся государственно-частное партнерство в области науки и технологий потребовало изменений механизмов традиционных взаимо­отношений этих сторон. Моделью кооперации исследовательских структур университетов, фе­деральных ведомств, федеральных лабораторий, частного сектора промыш­ленности, властей штатов и территорий, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологи­ческие партнерства США.

Соглашения о кооперационных исследованиях и разработках эффек­тивно используются в США наряду с множеством программ и проектов в области науки и инноваций для повышения уровня конкурентоспособно­сти американской промышленности. Это – типовая форма организации взаимо­действия государственной науки с частнопредпринимательским и универ­ситетским секторами. СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных лабораторий в основном в частные компании. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользова­ние свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе в виде наличных патентов.

Конкретная цель коопе­рационных соглашений — передача технологий из государственного на­учного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня пос­леднего.

Для осуществления конкретных научно-инновационных проектов уча­стники соглашений о кооперации имеют право образовывать совместные консорциумы. При этом государственные организации обычно вносят в качестве вклада интеллектуальную собственность в виде патентов, техно­логических разработок и своего исследовательского и материально-тех­нического потенциала. Участие государства в данных консорциумах сни­жает опасность неконкурентного поведения компаний и неэффективной передачи технологий в негосударственный сектор экономики.

При выборе партнеров руководитель государственной научной органи­зации имеет право отдать предпочтение малой фирме или консорциуму та­ких фирм. Льготным правом на участие в кооперационных соглашениях пользуются промышленные подразделения, размещенные в стране и беру­щие на себя обязательство производить продукцию, разработанную в рам­ках соглашения, исключительно на отечественных предприятиях.

Для освоения технологий в про­мышленности в США используются организационно-правовые формы промышленно-технологических партнерств, в которых участниками выс­тупают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представ­ляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых техноло­гий. Государство не только оказывает содействие созданию таких парт­нерств, но и непосредственно участвует в их деятельности в лице федеральных ведомств, исследовательских центров и лабораторий. Дан­ная форма внедренческой организации направлена на стимулирование при­влечения венчурного капитала из частнопромышленного сектора для фи­нансирования конкретных научно-технологических проектов.

Для разработок и коммерциализации базовых технологий масштаб­ного применения учреждаются стратегические межотраслевые партнер­ства. Форма построения и набор участников таких партнерств находятся целиком на усмотрении частного сектора. Государство осуществляет ре­комендательную и информационно-консультационную функцию. По за­кону промышленно-технологические партнерства могут включать фир­мы, имеющие организационно-правовую форму партнерств с ограничен­ной ответственностью в области исследований и разработок, коопераци­онные организационно-правовые структуры в области исследований и разработок, бесприбыльные организации, федеральные ведомства и орга­низации.

К продуктивным формам государственно-частного партнерства следует также отнести кооперационные исследовательские центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов, укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием, упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и штатов.

2. Многообразие направлений содействия региональных и местных властей предпринимательству с целью поддержки инновационной составляющей бизнеса. Следует отметить, что некоторые штаты приняли стратегии развития, направленные на улучшение условий их конкурентоспособности в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций.

3. Поддержка инновационных преимуществ производителей посредством стимулирования их участия в неценовой международной конкуренции. Эта поддержка осуществляется посредством:

- применения финансово-кредитных рычагов стимулирования НИОКР;

- продвижения системы стандартов качества в мировой торговле;

- реализации государственными органами части маркетинговых функций, обычно выполняемых предприятиями;

- экспортного контроля (защиты технологий от несанкционированного распространения);

- защиты интеллектуальной собственности и авторских прав; кооперации сил государственных органов, бизнеса, университетов и военных лабораторий в процессе разработки и передачи технологий.

В характеристике деятельности органов государственного управления в Великобритании обратим внимание на следующие моменты.

1. Выдвижение в качестве ключевого направления развития территорий расширения сферы взаимодействия бизнеса и высшего образования. Практическим результатом этого явился рост научных парков и агентств по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы.

2. Обеспечение разнообразия форм сотрудничества науки и бизнеса. Успешным проектом по его развитию являются Сообщества Фарадея – это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследовательские и технологические организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы. Цель сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышения конкурентоспособности промышленности Великобритании. Правительственными спонсорами Сообществ Фарадея является целый ряд организаций.

Весьма показательной является деятельность Правительственного фонда университетских поисковых посевных фондов. Цель этой программы заключается в заполнении того финансового пробела, который существует между исследованиями в университетах и стадией их возможного коммерческого использования. Привлечение посевных фондов университетами способствует успешной трансформации качественных исследований в конкурентный бизнес.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ежиков А.С. Регулирование иностранных инвестиций: региональный уровень / А.С. Ежиков, И.Е. Рисин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 100 с.

Заварухин В.П. Содействие инновационно-технологическому развитию: механизмы государственно-частного партнерства / В.П. Заварухин // США: государство, человек, экономика: региональные аспекты. – М., 2001. – С. 104-105.

Зименков Р. Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Западной Европе / Р. Зименков // Инвестиции в России. – 2006. - №4. – С. 3-10.

Зименков Р. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон / Р. Зименков // Инвестиции в России. – 2005. - №8. – С. 3-10.

Зименков Р. Свободные экономические зоны в Японии: особенности создания и характеристика основных видов / Р. Зименков // Инвестиции в России. – 2005. - №12. –С. 6-8.

Колосов А.С., Рисин И.Е. Государственно-частное партнерство: экономический, институциональный и управленческий аспекты. – Воронеж: «Антарес», 2012. – 144 с.

Крутских Д.Б., Рисин И.Е. Инвестиционная активность региона. – Воронеж. ВГПУ, 2012. – 130 с.

Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт / Д.Б. Матвеев – СПб.: Наука, 2007. – 125 с.

Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. академика А.А. Дынкина /ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2008. – 412 с.

Новоселова Л. Новейшие проблемы государственного регулирования инвестиционной сферы в КНР / Л. Новоселова // Российский экономический журнал. – 2007. - №11-12. – С. 62-73.

Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. – М., 2002. – 512 с.

Потапов М.А. Экономика современной Азии / М.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов. – М.: Международные отношения, 2008. – 275 с.

Политика социально-экономического развития регионов: сб.статей / Под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского. - Воронеж, Изд-во ВГУ. - 2002. – 103с.

Рисин И.Е. Региональная социально-экономическая политика: содержание и механизмы реализации / И.Е. Рисин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – 132 с.

Рисин И.Е. Государство и бизнес в регионе / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. – Воронеж: ВГУ, 2003. – 156 с.

Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики / С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. – 2008. - №1 (352). – С. 50-55.

Рожкова С.А. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России / С.А. Рожкова // ЭКО. – 2008. - №2. – С. 106.

Скопина И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд / И.В. Скопина, Ю.О. Бакланова, А.А. Агаев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №2. – С. 32-38.

Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХI века / В.Б. Супян. М.: Анкил, 2001. – 255 с.

США: государство, человек, экономика (региональные аспек

Экономика США. Под ред. В.Б. Супяна. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008. – 575 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: