Общие сведения
В зубчатой передаче движение передается с помощью зацепления пары зубчатых колес, их относят к передачам зацеплением с непосредственным контактом пары зубчатых колес, предназначенным в основном для передачи вращательного движения. Меньшее колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Параметрам шестерни приписывают индекс 1, параметрам колеса – индекс 2. Зубчатые передачи могут передавать мощности от долей до десятков тысяч киловатт при окружных скоростях до 275 м/с.
К их достоинствам относятся:
- высокая надежность в широком диапазоне нагрузок и скоростей;
- малые габариты;
- большая долговечность;
- высокий к.п.д.;
- сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
- постоянство передаточного числа;
- простота обслуживания.
К недостаткам можно отнести:
- относительно высокие требования к точности изготовления и монтажа;
- шум при больших скоростях;
- плохие демпфирующие свойства, не позволяющие компенсировать динамические нагрузки;
|
|
- возможность опасных перегрузок;
- недопустимость бесступенчатого регулирования скорости.
Классификация (презентация зубчатые передачи)
1. В зависимости от взаимного расположения геометрических осей валов зубчатые передачи бывают:
- цилиндрические – при параллельных осях;
- конические – при пересекающихся осях;
- винтовые – при скрещивающихся осях, состоящие из двух цилиндрических косозубых колес. Они характеризуются повышенным скольжением в зацеплении и низкой нагрузочной способностью, поэтому имеют ограниченное применение;
- гипоидная – при скрещивающихся осях, состоящая из двух конических колес. Винтовая и гипоидная передачи по сравнению с цилиндрическими и коническими обладают большей плавностью работы и возможностью выводить оба вала за пределы передачи в обе стороны. Гипоидные передачи обладают повышенной несущей способностью, и поэтому они по сравнению с винтовыми передачами имеют более широкое применение в автомобилях;
- реечные – для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.
2. В зависимости от расположения зубьев на ободе колес различают передачи:
- прямозубые;
- косозубые
- шевронные
- с круговыми зубьями.
3. В зависимости от формы профиля зуба передачи бывают:
- эвольвентные;
- с зацеплением Новикова;
- циклоидальные.
4. В зависимости от взаимного расположения колес зубчатые передачи бывают внешнего и внутреннего зацепления.
5. В зависимости от конструктивного исполнения различают открытые и закрытые зубчатые передачи. В открытых передачах зубья колес работают всухую или периодически смазываются пластичным смазочным материалом и не защищены от влияния внешней среды. Закрытые передачи помещаются в корпуса и работают в масляной ванне.
|
|
6. В зависимости от числа ступеней зубчатые передачи бывают одно- и многоступенчатые.
7. В зависимости от относительного характера движения валов различают рядовые зубчатые передачи и планетарные.
8. В зависимости от окружной скорости различают передачи:
- тихоходные – до 3 м/с;
- среднескоростные – от 3 до 15 м/с;
- скоростные – от 15 до 40 м/с;
- быстроходные – свыше 40 м/с.