Основные элементы и характеристики эвольвентного зацепления

Рисунок 2 – Основные геометрические параметры эвольвентного зацепления

Линия зацепления (линия давления) – общая нормальNN к сопряженным профилям зубьев.

Угол зацепления – угол между линией зацепления и прямой, перпендикулярной осевой линии. Его значение стандартизовано .

Начальные окружности – окружности, проведенные из центров зубчатых колес, которые в процессе зацепления перекатываются одна по другой без скольжения. Относятся только к зубчатой передаче, получены в результате сборки зубчатых колес.

При изменении межосевого расстояния диаметры начальных окружностей тоже соответственно изменяются. Таким образом, у пары зубчатых колес может быть сколько угодно начальных окружностей.

Делительная окружность – окружность, на которой шаг и угол зацепления соответственно равны шагу и углу профиля инструментальной рейки. Эта окружность принадлежит отдельно взятому колесу и получается при его изготовлении в результате зацепления со стандартной рейкой (режущим инструментом). При изменении межосевого расстояния ее диаметр остается неизменным. У большинства зубчатых передач диаметры делительных и начальных окружностей совпадают, если не применяли угловую коррекцию пары колес зацепления.

Окружность вершин зубьев – это окружность, ограничивающая высоту зубьев.

Окружность впадин зубьев – это окружность, ограничивающая глубину впадин.

Окружной шаг зубьев - расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности. Для пары зацепляющихся колес окружной шаг должен быть одинаковым.

Основной шаг .

Окружная толщина зуба и окружная ширина впадины по дуге делительной окружности нормального колеса теоретически равны. Однако при изготовлении колес на теоретический размер толщины зуба назначают такой допуск, при котором зуб получается тоньше, гарантируя боковой зазор, необходимый для нормального зацепления.

Окружной модульзубьев – основная характеристика размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.

Из определения окружного шага зубьев следует, что , если

, то

.

Модулем зубьев называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.

Высота головки и ножки зуба

где – радиальный зазор. – для прямозубых конических колес и – для цилиндрических колес и конических с круговым зубом.

Отсюда диаметр вершин , а диаметр впадин .

Коэффициент торцового перекрытия – характеризует плавность зацепления, он показывает сколько зубьев в среднем находиться одновременно в зацеплении.

,

где - угол наклона линии косого зуба.

По условию непрерывного зацепления должно быть . Для непрерывного зацепления и плавного хода передачи необходимо, чтобы до выхода из зацепления одной пары зубьев другая пара вошла в зацепление. Только в этом случае соблюдается условие непрерывной работы передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: