Тема 13. Государство США в новейшее время

Развитие государственно-монополистического капитализма в США в XX в. Партии и профсоюзы в политической системе США. Дальнейшая централизация государственной власти.

«Новый курс» Ф. Рузвельта и его значение. Антикризисное законо­дательство о банках, о восстановлении промышленности и сельского хо­зяйства. Трудовое и социальное законодательство.

Милитаризация экономики после второй мировой войны. Эволюция правоохранительных и разведывательных органов. Наступление на кон­ституционные права и свободы после второй мировой войны. Антикомму­нистическое и антирабочее законодательство. Маккартизм.

Усиление президентской власти. Бюрократизация и милитаризация государственного аппарата. Рост аппарата по регулированию экономики. Карательные органы и их развитие. Вооруженные силы. Судебная система.

Изменения в избирательном праве. XIX, XXIV и XXVI поправки к конституции. Обострение расовых противоречий и законодательство 50 — 60-х гг. о гражданских правах.

Лекция 13.«Государство США в новейшее время»

План

1. Эволюция американской конституции.

2. Законодательство об избирательных и гражданских правах.

3. Изменения в государственном аппарате.

4. Государственное регулирование экономики и социальных отно-
шений. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

1. Эволюция американской конституции

К началу XX в. США выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Обе мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Уже после первой миро­вой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора.

Уже в конце XIX в. в экономике господствовали крупнейшие финансово-промышленные корпорации-тресты. Интенсификация труда в условиях начавшейся научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.

Американская государственность в новейшее время продолжала бази­роваться на конституции 1787 г., в которую были внесены некоторые изме­нения. Структура конституционных органов и их компетенция практически не изменились. 3 поправки были связаны с институтом президентства. По­правка XX (1933 г.) уточнила порядок вступления президента в должность, XXII поправка (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя сроками, XXV поправка (1967 г.) предоставила вице-президенту воз­можность при определенных обстоятельствах занимать пост президента.

Другое поправки к конституции были связаны с демократизацией избирательного права. В 1920 г. женщинам было предоставлено право го­лосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (XXIII поправка). В 1964 г. запре­щается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка). Несколько раньше, в 1962 г. признается необходимость изменения избирательных ок­ругов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно равное число избирателей. В 1971 г. избирательные права предоставлены всем гражда­нам, достигшим 18-летнего возраста (XXVI поправка).

2. Законодательство об избирательных и гражданских правах

В 1957-1965 гг. в США под нажимом негритянского движения про­тив расовой дискриминации принимаются: законы о гражданских правах 1957 и 1964 гг. и закон об избирательных правах 1965 г., которые запрети­ли расовую сегрегацию и дискриминацию в наиболее важных сферах об­щественной и политической жизни (в трудовой деятельности, бытовом об­служивании, получении образования, на выборах и т.д.). Хотя в отдельных штатах и сохранились некоторые цензы, все же избирательное право в ос­новном стало равным и всеобщим.

Стала совершенствоваться партийная система. Юридической регла­ментации подверглись финансовые основы партийной деятельности. Принципиальные различия между демократами и республиканцами в ос­новном исчезли. Это особенно ярко показали президентские выборы 2000 г., на которых расхождение между голосами, отданными за кандидатов в президенты, было так мало, что победа определялась судебным решением. Но вместе с тем фактическая монополия двухпартийной системы с ее опо­рой на «средний класс» лишает другие общественные организации надеж­ды на успех в ходе выборов.

3. Изменения в государственном аппарате

В формировании государственной политики большую роль стали играть предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления». В середине XX в. их насчитывалось бо­лее 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата. «Группы давления» подготавливают рекомендации и даже законопроекты. Обычно такие группы обозначаются специальным термином - «лобби», а их деятельность получила название «лоббизм». Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В 1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, обязывающий лиц, ведущих такую деятельность, регистрироваться в конгрессе, что должно сделать их деятельность более прозрачной и контролируемой.

Другая важная тенденция связана с централизацией государственной власти. Создается разветвленный бюрократический аппарат, в котором можно выделить 3 уровня учреждений:

1) департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли
управления;

2) «национальные агентства» - учреждения, близкие по значению
министерствам, но не имеющие их статуса;

3) многочисленные временные «комиссии», «бюро», «советы», «ад­-
министрации», создаваемые на время для выполнения определенных задач.

В конце XIX в. недовольство общественности коррупцией, злоупотреб­лением властью, а подчас и некомпетентностью некоторых чиновников выну­дило конгресс заняться его реформированием государственного аппарата. За­кон о гражданской службе (1883 г.) предусматривал проведение открытых конкурсов на замещение государственных должностей, запрещал увольнение чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона воз­лагался на специальный независимый орган - комиссию гражданской службы (КГС). Во многом благодаря этому закону, а также другим принятым позже нормативным актам в США удалось избежать формирования коррумпирован­ной касты чиновников.

Однако принцип недопустимости увольнения с государственной службы по политическим мотивам фактически не соблюдался. В 1939 г. законом Хэтча «О политической деятельности» запрещалось участие госу­дарственных служащих в «политических кампаниях». В конце 40-х - 50-е гг. согласно приказам президентов Трумэна и Эйзенхауэра комиссия гра­жданской службы должна была проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности.

В XX в. наблюдается усиление полномочий президента, особенно в решении вопросов о войне и мире. Под предлогом «защиты национальной

безопасности», не считаясь с предписаниями конституции, президенты не­однократно, без предварительной санкции конгресса, отдавали приказы о начале военных действий на территории других государств, что по суще­ству означало ведение там войны.

Весьма авторитарно вела себя исполнительная власть и внутри страны. Посредством так называемых «исполнительных приказов», формально при­званных конкретизировать должное исполнение принятых законов, президен­ты, по существу, приобрели право на «делегированное законодательство».

В итоге централизация привела к усилению федеральной власти во главе с президентом. Вместе с тем усиление исполнительной власти не оз­начало подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы «сдержек и проти-вовесов2. Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права кон­гресса, возможность судебного обжалования административных распоря­жений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

4. Государственное регулирование экономики и социальных отно­шений. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Необходимость бескризисного развития американского общества выну­дила правящие круги отказаться от принципа "невмешательства" и перейти к государственному регулированию экономических и социальных отношений. В 1906 г. создается министерство торговли и труда, наделенное полномочиями по регулированию междуштатной торговли и реализации антитрестовского законодательства. В 1913 г. для контроля за банковской деятельностью была создана Федеральная резервная система. Она должна была контролировать выпуск денежных знаков, устанавливать банковский процент по кредитам, выполнять функции налогового органа. После вступления США в первую ми­ровую войну усилилось влияние государства на экономику. В 1917 г. закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США чрезвычайные права для снабжения армии и флота. «Великая депрес­сия» и вторая мировая война еще больше усилили государственное вмеша­тельство в экономическую и социальную жизнь страны. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта

Решающим шагом в формировании системы государственного регу­лирования стало создание антикризисного механизма. Необходимость в нем была окончательно осознана в 30-е гг. после сильнейшего экономиче­ского кризиса 1929-1933 гг., охватившего все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, нацио­нальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% всех банков, лишив­ших миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек остались без работы. Находившееся в то время у власти прави­тельство президента Г. Гувера фактически ничего существенного не пред-

приняло. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: го­лодные походы, демонстрации и другие формы протеста следовали друг за другом. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. побе­дил Франклин Делано Рузвельт (1882 - 1945 гг.) - кандидат от демократи­ческой партии. Новый президент выступил с развернутой программой по вы­ходу из кризиса, получившей название «Новый курс».

Одной из первых задач «Нового курса» стало реформирование бан­ковской системы страны. Был запрещен вывоз золота за границу, проведе­на девальвация доллара, укрупнена банковская система, а крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Было введе­но страхование банковских вкладов (небольших - полностью, более круп­ных - частично). Установлены повышенные налоги на крупный капитал.

Для оздоровления промышленности создавалась «Национальная ад­министрация восстановления промышленности» (НИРА). В каждой из 17 отраслей промышленности фирмы-производители договорились соблю­дать максимальные объемы выпускаемой продукции, предельные цены, распределяли между собой рынки сбыта, устанавливали продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты, условия кредита и другие ус­ловия. Взамен государство к этим предприятиям временно приостановило действие антимонопольного законодательства.

Для преодоления кризиса в сельском хозяйстве учреждается «Адми­нистрация регулирования сельского хозяйства» (ААА), которая стала под­держивать высокие цены на продукцию сельского хозяйства. Эта админи­страция премировала фермеров за сокращение посевных площадей и по­головья скота. Уменьшение товарной массы должно было сохранить высо­кие цены на сельхозпродукцию, обеспечить рентабельность ферм и спасти их от разорения. Затем был принят закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности и продлив­ший сроки погашения кредитов.

Для уменьшения безработицы государство организовало обществен­ные работы. Безработных направляли в «трудовые лагеря», занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

В 30-е годы были приняты важные трудовые и социальные законы. В 1935 г. был принят закон Вагнера. Впервые в общефедеральном мас­штабе была разрешена деятельность профсоюзов, запрещалось уголовное преследование трудящихся за участие в профсоюзах и легальных забастов­ках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах (так на­зываемый принцип «закрытого цеха»). В 1935 г. был принят закон о социаль­ном страховании. Устанавливались пенсии по старости, которые должны были выплачиваться гражданам США, достигшим 65-летнего возраста. Для формирования пенсионного фонда устанавливался новый ежегодный налог с

зарплаты в 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые 3 года. Для предпринимателей вводился аналогичный налог с общей суммы выплаченной ими зарплаты. В 1938 г. принимается закон о справедливых ус­ловиях труда, фиксирующий максимальную длительность рабочего дня для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

После второй мировой войны неоднократно делались попытки пере­смотра «Нового курса». В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, огра­ничивающий закон Вагнера. Отныне профсоюзы должны были предупре­дить нанимателя о забастовке за 60 дней до ее начала. Президент наделял­ся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней («охлади­тельный период»). Запрещалось участие в стачках государственных слу­жащих. Не допускались забастовки солидарности, стачки, создающие уг­розу «национальным интересам страны». Отменялся принцип «закрытого цеха». Запрещалось использовать профсоюзы для достижения политиче­ских целей. Принимались и другие законы, ограничивающие права проф­союзов и других организаций трудящихся.

Однако основные тенденции и принципы государственного регули­рования экономики и социальных отношений были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие, особенно в рамках программы «борь­бы с бедностью» президента Л. Джонсона в 60-е гг.

Самостоятельная работа

Развитие государственно-монополистического капитализма в США. Партии и профсоюзы в политической системе США. Милитаризация эко­номики и государственного аппарата после второй мировой войны. Воен­но-промышленный комплекс и Пентагон.

Развитие правоохранительной системы. Антикоммунистическое и антирабочее законодательство 40 - 50-х гг.

Вопросы для самопроверки

Какие аспекты государственного строя регулировали поправки к конституции США, принятые в XX в.?

В каких сферах общественной и политической жизни США в XX в. было достигнуто равноправие черных и белых американцев?

Что изменилось в партийной и избирательной системах США в но­вейшее время?

Какую роль играют лоббисты в принятии политических решений в США?

Чем отличаются различные уровни федеральных исполнительных органов?

Что говорит об усилении президентской власти в США?

Каковы причины государственного вмешательства в социально-экономические отношения?

Чем был вызван экономический кризис 1929-1933 гг.?

Как действия администрации Ф. Рузвельта помогли выводу про­мышленности и сельского хозяйства из кризиса?

Какие права получили рабочие в результате политики «Нового курса»?

Тема семинарского занятия:«Развитие государства США в новейшее время»

План.

1. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта:

а) государственное регулирование финансовой системы, промыш­-
ленности и сельского хозяйства;

б) государственное регулирование трудовых отношений.

2. Демократизация избирательной системы и ослабление расовой
дискриминации.

3. Бюрократизация государственного аппарата.

4. Усиление президентской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: