Тема 14. Государство Великобритании в новейшее время

Развитие государственно-монополистического капитализма. Нацио­нализация части промышленности после второй мировой войны.

Консервативная и лейбористская партии. Тред-юнионы.

Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.

Реформа парламента 1949 г. Рост бюрократического аппарата. Поли­цейские и судебные органы. Усиление централизации государственной власти. Верховенство кабинета министров. Акт о министрах короны 1937г. Развитие делегированного законодательства.

Развитие местного самоуправления.

Кризис Британской колониальной империи после первой мировой войны. Вестминстерский статут 1931 г. Крах колониальной империи после второй мировой войны.

Лекция 14.«Государство Великобритании в новейшее время»

План

1. Эволюция двухпартийной системы.

2. Усиление исполнительной власти.

3. Изменения в избирательном праве.

4. Роль короны и палаты лордов.

5. Полицейские и судебные органы.

6. Реформа местного самоуправления.

7. Образование Британского содружества наций.

1. Эволюция двухпартийной системы

В течение XX в. в Великобритании сохраняется двухпартийная по­литическая система, сущность которой заключается в господстве на выбо­рах двух основных партий. Но ее структура серьезно изменяется. После окончания первой мировой войны в декабре 1918 г. прошли очередные парламентские выборы, показавшие, что либеральная партия находится в состоянии упадка. Она потеряла на этих выборах около 100 депутатских мест. Часть либералов перешла к консерваторам, другая - к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из двух основных партий, уступив это место лейбористам.

В 1924 г. лидер лейбористов Рамсей Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, которое просуществовало недолго, т.к. не опи­ралось на парламентское большинство. Второе правительство лейбористов было образовано в 1929 г. и просуществовало до 1931 г. После парламент­ских выборов 1945 г., где лейбористы получили 393 депутатских места из 640, либеральная партия окончательно вытесняется из двухпартийной поли­тической системы. Таким образом, основой политической системы Англии до 1924 г. были партии консерваторов и либералов, а с 1924 г. - партии кон­серваторов и лейбористов. Двухпартийная система не исключает существо­вание и других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммуни­стическая партия). Однако эта система обеспечивает господство на выборах именно двух главных партий. Двухпартийную систему можно считать одним из неписаных конституционных обычаев Великобритании.

Важной особенностью двухпартийной системы является тот факт, что лидеры двух основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у вла­сти, не ставят цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существующей двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

2. Усиление исполнительной власти

В ходе первой мировой войны значительно расширились полномо­чия правительства. В первый же год войны было приостановлено действие закона «Хабеас Корпус Акт». В 1914 г. принимается «Акт о защите госу­дарства», передающий на время войны всю полноту власти в руки правительства. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординар­ных, сохранялись и после их официальной отмены. В 1920 г. был принят Акт о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный ха­рактер, а являлся постоянно действующим актом. Этот закон предусматри­вал возможность издания правительством от имени короля указа о введе­нии в стране чрезвычайного положения, если какое-либо лицо или группа лиц своими действиями будет нарушать нормальную жизнь общества (ме­шать снабжению продовольствием, водой, топливом). В условиях чрезвы­чайного положения правительство может применять любые необходимые меры для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание акта позволяло его применять против забастовок, что и делалось неоднократно на практике.

Накануне второй мировой войны, в 1939 г. парламентом принимает­ся новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполни­тельной власти право на издание необходимых предписаний для обеспече­ния общественной безопасности, защиты государства, поддержания обще­ственного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент фактически передал ему власть законодательную. Получает распространение так называемое «делегированное законодательство». «Делегирующий акт» наделял исполнительную власть правом издавать нормы в «развитие закона». В случае необходимости возможно было изменение самого «делегирующего» статута. Формы делегированного законодательства были самыми разнооб­разными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д.

Делегированное законодательство стало одним из проявлений всемо­гущества кабинета министров. Парламент практически утратил контроль над деятельностью органов управления. Палата общин лишилась ведущей роли в осуществлении политической власти. При помощи партийной системы пра­вительство контролирует палату общин. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. Результатом такой диктатуры кабинета министров является то, что он может сначала действовать, а потом уже ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.

Одновременно происходит усиление роли премьер-министра, полу­чившего возможность самостоятельно осуществлять все важнейшие назна­чения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и т.д. Это позволяет говорить о том, что система «правления каби­нета» была заменена «системой правления премьер-министра» и даже о «президентском стиле правления».

3. Изменения в избирательном праве

В XX веке было принято несколько избирательных законов. Первая избирательная реформа была проведена сразу после первой мировой вой­ны, в 1918 г. Право голоса получали все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо вла­деющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с лицом, вла­деющим таким имуществом. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов консервативное правительство в 1928 г. провело еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.

Новый этап в демократизации избирательного права наступил после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г., приня­тый лейбористским правительством, внес изменения в распределение из­бирательных округов и отменил двойной вотум (право голосовать дважды в различных избирательных участках).

Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство принимает Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз снижается с 21 го­да до 18 лет.

4. Роль короны и палаты лордов

До настоящего времени частью государственного аппарата являются корона и палата лордов, хотя и их статус изменился.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая рефор­ма парламента, касавшаяся палаты лордов. Закон 1949 г. об изменении Акта о парламенте 1911 г. (ограничивал права палаты лордов), сократил до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых бил­лей палаты общин. Это ослабило власть верхней палаты. В 1999 г. лейбори­стское правительство Т. Блэра внесло законопроект о лишении права ре­шающего голоса наследственных лордов. С этим предложением согласились и корона, и сама палата лордов. Однако верхняя палата еще достаточно силь­на, чтобы тормозить работу избираемой нижней палаты. Палата лордов оста­ется высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобри­тании. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе занимает корона, кото­рая остается символом стабильности Британии. Формально сохраняются многие прежние королевские прерогативы и важнейшая из них - право на­значения премьер-министра. Однако это право ограничено тем, что новый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты об­щин и суметь сформировать кабинет министров. Если лидер партии боль­шинства не занимает достаточно прочного положения, слово монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял ре­шение об отставке. Предполагалось, что король поручит одному из лиде­ров консерваторов Болдуину сформировать коалиционное правительство, однако Георг V предложил лейбористу Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. Сохраняются и другие полно­мочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без коро­левской санкции, только король может созвать или распустить парламент, только король может пожаловать титул пэра.

Все эти полномочия считаются простой формальностью. Согласно английской конституционной доктрине глава государства должен действо­вать по совету своих министров. При этом монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право не одобрить такую поли­тику, которая, по его мнению, разрушает основы английской конституции. В связи с этим королева может отправить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. В то же время нужно отметить, что многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Однако благодаря своим конституционным правам мо­нархия может оказать серьезную поддержку господствующему классу.

5. Полицейские и судебные органы

В годы первой мировой войны в Великобритании была впервые соз­дана постоянная армия и введена всеобщая воинская повинность, позднее отмененная.

Фактическое руководство полицейскими силами осуществляет Ми­нистерство внутренних дел Великобритании, хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований. Закон о полиции 1964 г. на­деляет министра внутренних дел правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий для содержания местной по­лиции. Акты о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979 гг.), закон о полиции 1986 г. дали полиции широкие полномочия по проведению аре­стов «подозрительных лиц» и лиц, «заинтересованных в терроризме», а также по контролю за общественными мероприятиями.

В 70-90 гг. XX в. в Англии были проведены важнейшие реформы су­доустройства. Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четверт­ных сессий, передав их полномочия новому Суду короны и частично Вы­сокому суду. Система высших судов Англии (Верховный суд) стала вклю­чать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделе­ния). Структура и юрисдикция этих судебных органов регулируется Зако­ном о Верховном суде 1981 г. Кроме того, в настоящее время первым в системе судов признается Европейский суд.

Законом 1990 г. был создан новый для страны институт адвокатуры. Законодательством 1960-1970-х гг. для присяжных был отменен имущест-

венный ценз, снижен возрастной ценз до 18 лет.

6. Реформа местного самоуправления

В области местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах че­рез выделение дотаций из центра. Акт 1929 г. о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления «нецелесообразными». А закон 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок возникно­вения, структуру, аппарат, административные и финансовые аспекты дея­тельности. Любое действие органов местного самоуправления, выходящее за рамки закона, рассматривается как превышение полномочий и является недействительным.

7. Образование Британского содружества наций

В 1917 г. за английскими доминионами был признан статус автоном­ных государств в составе Британской империи, а в 1923 г. за ними было признано право на самостоятельную внешнюю политику. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в «Британское содружество наций» и определивший взаимо­отношения его членов. Доминионы получили право проведения самостоя­тельной внешней и внутренней политики, право устанавливать дипломати­ческие отношения, самостоятельную правовую систему; генерал-губернаторы назначались по рекомендации правительства доминиона.

После окончания второй мировой войны происходит усиление на­ционально-освободительного движения. В 1947 г. получили независимость Индия и Пакистан, в 1948 г. - Ирландия и Цейлон. Процесс распада бри­танской империи принял необратимый характер.

В 1949 г. был изменен принцип Вестминстерского статута, определяв­ший, что «члены Содружества объединены общей верностью короне». Англий­ский монарх стал рассматриваться как «символ свободной ассоциации незави­симых наций - членов Содружества и в этом качестве главой Содружества».

Самостоятельная работа

Развитие государственно-монополистического капитализма.

Национализация и денационализация промышленности после второй мировой войны.

Рост бюрократического аппарата.

Вопросы для самопроверки

На какой социальной основе базируется партия лейбористов? Может ли в Великобритании возникнуть третья партия?

Насколько часто в Великобритании меняется правительство? Какую роль играет палата лордов?

Какие отношения установились между самой Великобританией и государствами Британского содружества наций?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: