Развитие государственно-монополистического капитализма. Национализация части промышленности после второй мировой войны.
Консервативная и лейбористская партии. Тред-юнионы.
Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.
Реформа парламента 1949 г. Рост бюрократического аппарата. Полицейские и судебные органы. Усиление централизации государственной власти. Верховенство кабинета министров. Акт о министрах короны 1937г. Развитие делегированного законодательства.
Развитие местного самоуправления.
Кризис Британской колониальной империи после первой мировой войны. Вестминстерский статут 1931 г. Крах колониальной империи после второй мировой войны.
Лекция 14.«Государство Великобритании в новейшее время»
План
1. Эволюция двухпартийной системы.
2. Усиление исполнительной власти.
3. Изменения в избирательном праве.
4. Роль короны и палаты лордов.
5. Полицейские и судебные органы.
6. Реформа местного самоуправления.
7. Образование Британского содружества наций.
1. Эволюция двухпартийной системы
В течение XX в. в Великобритании сохраняется двухпартийная политическая система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура серьезно изменяется. После окончания первой мировой войны в декабре 1918 г. прошли очередные парламентские выборы, показавшие, что либеральная партия находится в состоянии упадка. Она потеряла на этих выборах около 100 депутатских мест. Часть либералов перешла к консерваторам, другая - к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из двух основных партий, уступив это место лейбористам.
В 1924 г. лидер лейбористов Рамсей Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, которое просуществовало недолго, т.к. не опиралось на парламентское большинство. Второе правительство лейбористов было образовано в 1929 г. и просуществовало до 1931 г. После парламентских выборов 1945 г., где лейбористы получили 393 депутатских места из 640, либеральная партия окончательно вытесняется из двухпартийной политической системы. Таким образом, основой политической системы Англии до 1924 г. были партии консерваторов и либералов, а с 1924 г. - партии консерваторов и лейбористов. Двухпартийная система не исключает существование и других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия). Однако эта система обеспечивает господство на выборах именно двух главных партий. Двухпартийную систему можно считать одним из неписаных конституционных обычаев Великобритании.
Важной особенностью двухпартийной системы является тот факт, что лидеры двух основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений.
Основным средством сохранения существующей двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.
2. Усиление исполнительной власти
В ходе первой мировой войны значительно расширились полномочия правительства. В первый же год войны было приостановлено действие закона «Хабеас Корпус Акт». В 1914 г. принимается «Акт о защите государства», передающий на время войны всю полноту власти в руки правительства. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, сохранялись и после их официальной отмены. В 1920 г. был принят Акт о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим актом. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если какое-либо лицо или группа лиц своими действиями будет нарушать нормальную жизнь общества (мешать снабжению продовольствием, водой, топливом). В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые необходимые меры для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание акта позволяло его применять против забастовок, что и делалось неоднократно на практике.
Накануне второй мировой войны, в 1939 г. парламентом принимается новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти право на издание необходимых предписаний для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.
Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент фактически передал ему власть законодательную. Получает распространение так называемое «делегированное законодательство». «Делегирующий акт» наделял исполнительную власть правом издавать нормы в «развитие закона». В случае необходимости возможно было изменение самого «делегирующего» статута. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д.
Делегированное законодательство стало одним из проявлений всемогущества кабинета министров. Парламент практически утратил контроль над деятельностью органов управления. Палата общин лишилась ведущей роли в осуществлении политической власти. При помощи партийной системы правительство контролирует палату общин. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. Результатом такой диктатуры кабинета министров является то, что он может сначала действовать, а потом уже ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.
Одновременно происходит усиление роли премьер-министра, получившего возможность самостоятельно осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и т.д. Это позволяет говорить о том, что система «правления кабинета» была заменена «системой правления премьер-министра» и даже о «президентском стиле правления».
3. Изменения в избирательном праве
В XX веке было принято несколько избирательных законов. Первая избирательная реформа была проведена сразу после первой мировой войны, в 1918 г. Право голоса получали все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с лицом, владеющим таким имуществом. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.
Накануне парламентских выборов консервативное правительство в 1928 г. провело еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.
Новый этап в демократизации избирательного права наступил после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г., принятый лейбористским правительством, внес изменения в распределение избирательных округов и отменил двойной вотум (право голосовать дважды в различных избирательных участках).
Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство принимает Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет.
4. Роль короны и палаты лордов
До настоящего времени частью государственного аппарата являются корона и палата лордов, хотя и их статус изменился.
В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касавшаяся палаты лордов. Закон 1949 г. об изменении Акта о парламенте 1911 г. (ограничивал права палаты лордов), сократил до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей палаты общин. Это ослабило власть верхней палаты. В 1999 г. лейбористское правительство Т. Блэра внесло законопроект о лишении права решающего голоса наследственных лордов. С этим предложением согласились и корона, и сама палата лордов. Однако верхняя палата еще достаточно сильна, чтобы тормозить работу избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать и сильное политическое давление.
Своеобразное место в политической системе занимает корона, которая остается символом стабильности Британии. Формально сохраняются многие прежние королевские прерогативы и важнейшая из них - право назначения премьер-министра. Однако это право ограничено тем, что новый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Если лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит одному из лидеров консерваторов Болдуину сформировать коалиционное правительство, однако Георг V предложил лейбористу Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только король может созвать или распустить парламент, только король может пожаловать титул пэра.
Все эти полномочия считаются простой формальностью. Согласно английской конституционной доктрине глава государства должен действовать по совету своих министров. При этом монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право не одобрить такую политику, которая, по его мнению, разрушает основы английской конституции. В связи с этим королева может отправить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. В то же время нужно отметить, что многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Однако благодаря своим конституционным правам монархия может оказать серьезную поддержку господствующему классу.
5. Полицейские и судебные органы
В годы первой мировой войны в Великобритании была впервые создана постоянная армия и введена всеобщая воинская повинность, позднее отмененная.
Фактическое руководство полицейскими силами осуществляет Министерство внутренних дел Великобритании, хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований. Закон о полиции 1964 г. наделяет министра внутренних дел правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий для содержания местной полиции. Акты о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979 гг.), закон о полиции 1986 г. дали полиции широкие полномочия по проведению арестов «подозрительных лиц» и лиц, «заинтересованных в терроризме», а также по контролю за общественными мероприятиями.
В 70-90 гг. XX в. в Англии были проведены важнейшие реформы судоустройства. Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому Суду короны и частично Высокому суду. Система высших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Структура и юрисдикция этих судебных органов регулируется Законом о Верховном суде 1981 г. Кроме того, в настоящее время первым в системе судов признается Европейский суд.
Законом 1990 г. был создан новый для страны институт адвокатуры. Законодательством 1960-1970-х гг. для присяжных был отменен имущест-
венный ценз, снижен возрастной ценз до 18 лет.
6. Реформа местного самоуправления
В области местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах через выделение дотаций из центра. Акт 1929 г. о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления «нецелесообразными». А закон 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, административные и финансовые аспекты деятельности. Любое действие органов местного самоуправления, выходящее за рамки закона, рассматривается как превышение полномочий и является недействительным.
7. Образование Британского содружества наций
В 1917 г. за английскими доминионами был признан статус автономных государств в составе Британской империи, а в 1923 г. за ними было признано право на самостоятельную внешнюю политику. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в «Британское содружество наций» и определивший взаимоотношения его членов. Доминионы получили право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики, право устанавливать дипломатические отношения, самостоятельную правовую систему; генерал-губернаторы назначались по рекомендации правительства доминиона.
После окончания второй мировой войны происходит усиление национально-освободительного движения. В 1947 г. получили независимость Индия и Пакистан, в 1948 г. - Ирландия и Цейлон. Процесс распада британской империи принял необратимый характер.
В 1949 г. был изменен принцип Вестминстерского статута, определявший, что «члены Содружества объединены общей верностью короне». Английский монарх стал рассматриваться как «символ свободной ассоциации независимых наций - членов Содружества и в этом качестве главой Содружества».
Самостоятельная работа
Развитие государственно-монополистического капитализма.
Национализация и денационализация промышленности после второй мировой войны.
Рост бюрократического аппарата.
Вопросы для самопроверки
На какой социальной основе базируется партия лейбористов? Может ли в Великобритании возникнуть третья партия?
Насколько часто в Великобритании меняется правительство? Какую роль играет палата лордов?
Какие отношения установились между самой Великобританией и государствами Британского содружества наций?