Основные этапы развития искусства Древней Греции: искусство геометрической эпохи (XI—IX вв. до н. э.), искусство архаики (VIII—VI вв. до н. э.), искусство классики (V—IV вв. до н. э.), искусство эпохи эллинизма (конец IV—I вв. до н. э.). Географические, экономические, политические и историко-культурные особенности развития древнегреческого общества и их влияние на искусство. Античная демократия и греческое искусство. Новое понимание образа человека и его места в окружающем мире по сравнению с искусством Древнего Востока. Антропоцентризм и антропоморфность древнегреческого искусства. Роль и место мифологии в его развитии.
Искусство геометрической эпохи. Отсутствие монументальной архитектуры. Геометрический стиль в вазописи и скульптуре, его принципиальная новизна, техника, технология, образный мир и роль в формировании художественного языка древнегреческого искусства. Иные по сравнению с эгейским миром основы и особенности художественного языка. Его новаторство и индивидуальность.
Искусство архаики и ранней классики. Формирование полиса как основы греческой культуры и искусства. Развитие городской жизни. Становление основных видов и типов древнегреческого искусства, его своеобразие. Возникновение местных художественных школ. Формирование языка древнегреческой архитектуры. Его особенности. Типология храма, его отличительные черты — масштаб, пропорции, курватуры, техника строительства, связь с человеком, особенность понимания внутреннего пространства и пластики объемов, связь с природным миром. Ордер. Три ордера древнегреческой архитектуры (дорический, ионический, коринфский), универсальный характер классической архитектуры, основанной на ордерной системы. Конструктивная и одновременно декоративная роль ордера. Принципы функционирования и структуры ордера. Ансамбль в Пестуме. Возникновение монументальной скульптуры. Материалы и техника древнегреческой пластики. Тема человека — основная тема древнегреческой скульптуры. Куросы и коры. Особенность понимания пластического объема, его проработки, темы движения. Задрапированная и обнаженная фигура, ее художественный и этический смысл (Посейдон с мыса Артемисион, «Дельфийский возничий»). Проблема скульптурной группы («Клеобис и Битон» Полимеда Аргосского, «Тираноубийцы» Крития и Несиота). Взаимоотношение скульптуры и архитектуры. Фронтонные композиции (фронтоны храма Афины Афайи на острове Эгина, западный фронтон храма Зевса в Олимпии и его метопы). Виды рельефа и его художественная специфика (метопы храма в Селинунте, «Трон Людовизи»). Вазопись. Типы древнегреческих ваз и этапы развития греческой вазописи: ориентализирующий, чернофигурный и краснофигурный стили.
Искусство высокой и поздней классики. Греко-персидские войны, их значение для развития греческого искусства. Возвышение Афин. Афинская демократия и ее художественная политика. Ансамбль афинского Акрополя, система архитектурной композиции всего ансамбля и его основные сооружения. Парфенон — классический образец древнегреческого храма. Храм Ники Аптерос. Значение Эрехтейона и Пропилей для последующего развития греческой архитектуры. Принципы греческого градостроительства и архитектуры театрального здания (планировка Милета, театр в Эпидавре). Расцвет скульптуры. Мирон и его открытия в передаче движения и действия в скульптуре («Дискобол», «Афина и Марсий»). Поликлет и учение о пропорциях человеческого тела, о взаимном влиянии движения отдельных его частей на всю фигуру в целом. «Канон». Прием «хиазма» — средство гармонически сочетать покой и движение в скульптуре — «Дорифор». Образы скульптур Поликлета и древнегреческий идеал гармоничного, физически и духовно совершенного человека. Бронзовые статуи воинов из Риаче — важное археологическое открытие второй половины ХХ в.
Синтез скульптуры и архитектуры в Парфеноне. Фидий и его школа. Фронтонные композиции, метопы и фриз. Статуя Афины Парфенос. Портрет Перикла и проблема портрета в искусстве греческой классики. Великие мастера греческой скульптуры IV в. до н. э. Психологическое и формально-образное обогащение образа человека в скульптуре. Различные течения в скульптуре, акцент на внутренней или внешней разработке образа. Динамика и мощь образов Скопаса (фриз мавзолее в Галикарнассе, «Менада»). Проблема движения и характер человека у Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская»). Лисипп и проблемы позднеклассической пластики («Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес»). Леохар («Аполлон Бельведерский»). Роль греческой скульптуры в истории мировой пластики. Проблемы древнегреческой живописи.
Искусство эпохи эллинизма. Эллинизм — новый этап в развитии греческой культуры и искусства. Восточный поход Александра Македонского и возникновение грандиозных греко-восточных монархий. Взаимопроникновение греческой и восточных культур. Многообразный характер эллинистического искусства, его достижения и противоречия. Новые принципы и особенности архитектуры эллинизма. Проблемы градостроительства, новое понимание масштабных, пространственных и формально-образных особенностей архитектуры. Архитектурные и скульптурные ансамбли Родоса, Пергама, Александрии. Развитие традиций классики и новые тенденции скульптуры эллинизма, подчеркнуто динамические и патетические решения монументальных статуй, групп и рельефов (Алтарь Зевса в Пергаме, «Лаокоон», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская»). Бытовые мотивы в скульптуре. Эллинистический портрет.
Историческое значение художественной культуры Древней Греции для искусства Древнего Рима и мировой художественной культуры.