Искусство раннего Возрождения

Ведущая роль Флоренции в художественной жизни XV столетия. Проторенессансное наследие в архитектуре и обращение к опыту античности. Архитектурные принципы раннего Возрождения. Классические тектоника, ордерное мышление, система пропорционирования в итальянской архитектуре XV века.

Архитектура Филиппо Брунеллески и ее особенности. Купол Флорентийского собора. Перестройка церкви Сан-Лоренцо. Капелла Пацци. Центрально-купольные постройки раннего Возрождения — конструкция, типология, семантика. Традиции Брунеллески в итальянской архитектуре XV века. Леон Батиста Альберти как архитектор. Церкви Сан Франческо в Римини и Сант’Андреа в Мантуе. Ренессансное переосмысление традиционной базиликальной церкви. Проблема оформление церковного фасада.

Городские дворцы раннего Возрождения. Палаццо Медичи и палаццо Ручеллаи во Флоренции. Новое объемно-пространственное решение и оформление фасада.

Региональные особенности архитектуры раннего Возрождения, разнообразие архитектурных школ. Значение архитектуры раннего Возрождения для последующего развития зодчества в Италии.

Типология и основные художественные проблемы раннеренессансной скульптуры. Статуя, рельеф-картина, медаль, надгробие, скульптурный портрет, конный монумент.

«Св. Марк», «Св. Георгий» и «Давид» Донателло — воплощение гуманистических представлений о человеке. «Пир Ирода» Донателло и рельефы «Райских врат» флорентийского баптистерия работы Лоренцо Гиберти. Особенности и возможности ренессансного рельефа-картины. Медали Антонио Пизанелло и возрождение медальерного искусства.

Гуманистическая идейная программа, структура и художественное решение ренессансного надгробия. Христианские и античные представления о жизни и смерти. Бернардо Росселино «Надгробие Леонардо Бруни» и Антонио Поллайоло «Надгробие папы Сикста IV».

Скульптурный портрет XV века столетия, его характерные черты, связь с античным искусством и гуманистическими представления о человеке. «Портрет Джованни Келлини» Антонио Росселлино и «Портрет молодой женщины» Андреа Вероккио.

Конные монументы раннего Возрождения и античная традиция. «Памятник кондотьеру Гаттамелате» работы Донателло и «Памятник кондотьеру Коллеони» Вероккио. Их значение для последующего развития этого типа скульптуры в европейском искусстве.

Творчество Мазаччо и начало Возрождения в итальянской живописи. Продолжение традиций Джотто и использование законов линейной перспективы. Фрески Капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине и фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Пространство и объем как основные средства художественного выражения. Формирование флорентийской живописной системы, ближайшие последователи Мазаччо.

Живопись Пьеро дела Франческа и ее значение для итальянского искусства XV века. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо. «Алтарь Монтефельтро» и проблемы алтарной картины в эпоху Возрождения. Дальнейшее развитие линейной перспективы. Обогащение пространственно-структурных достижений флорентийской школы колористическими достоинствами живописи. Ренессансные представления о личности — парные портреты Федерико да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца.

Падуанская школа, творчество Андреа Мантеньи и становление ренессансного искусства на севере Италии. Фрески капеллы Оветари церкви Эремитани в Падуе и Камеры дельи Спози мантуанского дворца. Роль античности в работах мастера. Археологический «энтузиазм» Мантеньи.

Картины Антонелло да Мессина. Искусство станкового портрета в его творчестве.

Венецианская школа и ее особенности. Колористические поиски венецианских мастеров. Творчество Джованни Беллини. «Мадонна на лугу» и «Души чистилища». Трактовка античного сюжета в картине «Пир богов».

Особенности флорентийской живописи последней трети XV века. Влияние философии неоплатонизма. «Рождение Венеры» и «Весна» Сандро Боттичелли. Художественные мастерские Флоренции и начальный этап формирования стиля Высокого Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: