Содержание термина «реализм», его расширительное и более узкое употребление как обозначение периода в истории искусства XIX в.
Возрастание роли бытового жанра в живописи середины XIX в. Бытописательство, демократизм и социальная тенденциозность жанровой живописи. Поиски нового положительного героя и новых этических ценностей в творчестве крупнейших французских художников эпохи реализма.
Расцвет карикатуры во Франции середины XIX в. Оноре Домье — выдающийся французский карикатурист, график и живописец. Острота сатирических характеристик в политических карикатурах периода Июльской монархии. Сарказм, ирония, юмор в сериях бытовых карикатур. Последовательный демократизм идеалов Домье («Вагон III класса»).
Густав Курбе и его роль в утверждении и пропаганде реализма. Пафос объективного изображения действительности, аллегорический характер ее истолкования и монументальность формы («Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Мастерская художника»).
Идеализация крестьянского труда и крестьянской жизни в творчестве Жана Франсуа Милле. Поэтические и философские элементы искусства Милле. Эпическая значительность композиции, величие и достоинство героев («Сеятель», «Собирательницы колосьев»).
|
|
Становление французского национального пейзажа как программная задача «Барбизонской школы». Пафос противопоставления естественной и вечной природы городской цивилизации. Преобладание патриархальных, сельских мотивов в живописи барбизонцев. Величие природы в произведениях Теодора Руссо («Опушка леса Фонтенбло»). Простота мотивов их поэтическая, лирическая интерпретация у Шарля Добиньи («Берега Уазы»).
Особенности пейзажной живописи Камилла Коро. Сочетание классической строгости и интимной, личной интонации в произведениях Коро («Мост в Манте»). Романтические черты и изысканность тонального колорита поздних картин Коро («Воспоминание о Мортефонтене»).