Любого брака мне желанней ты,
Руководящий мною так прекрасно.
Креонт не без удовольствия к этому прислушивается, лишь напомнив Гемону,что «женщине не должно уступать», Гемон любит Антигону, жаждет ее спасти. Но, знай отцовский нрав, понимает, сколь бесплодно взывать к его чувствам, уповать на его жалость. Как истинный эллин, он пробует апеллировать не к эмоциям, а к здравому смыслу Креонта. Высказывает мнение, что решение паря не поймут фивамцы, а самый приказ принесет ущерб государству. Но Креонт слишком уверовал в собственную мудрость, чтобы считаться с «чужим умом». Его принцип деспотического правления выражен в формуле: «государство — собственность царей». Это принцип деспотизма, а не демократии. Все попытки Гемона убедить, образумить отца наталкиваются на его гневное раздражение. Привыкший к единовластию, он уже не способен представить существование иной, чем у него, разумной точки зрения. Не имеют силы и прозрачные предупреждения Гемона: «Когда умрет, за ней умрет другой». Все разумные доводы Гемона разбиваются об упрямое убеждение Креонта, для которого сын — «раб женщины». Дальнейшая полемика с отцом не имеет смысла. Гемон, уходя, лишь бросает отцу: «Других друзей ищи для сумасбродства».
|
|
АНТИГОНА ПЕРЕД ЛИЦОМ НЕБЫТИЯ. И вот перед нами вновь Антигона. Молодая, полная сил, в преддверии брачного венца, она должна уйти из жизни. Ее прощальная песнь исполнена неподдельного трагизма:
Люди города родного!
Все смотрите: в путь последний
Ухожу, сиянье солнца
Вижу я в последний раз.
Сам Аид — всеусыпитель
Увлекает безвозвратно
На прибрежья Ахеронта
Незамужнюю меня.
В то время как Креонт упивается вседозволенной властью, готовя Антигоне в пещере смерти свадебную церемонию, героиня поет скорбную песню:
О, склеп могильный, брачный терем мой И вечный страж - подземное жилище!
Иду к своим, без счета Персефоной
В обитель мертвых принятых. Из них
Последняя и с наихудшей долей