Раздел III: Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XVII в.)

Контрольные вопросы

4.Итальянский театр

1.Истоки итальянского театра эпохи Возрождения.

2.Театр эрудитов (ученый театр). Трагедия. Комедия. Пастораль. Характеристика жанров.

3.Комедия эрудита и ее эволюция.

4.Драматургия Николо Макиавелли.

5.Пасторальная драма.

6.Театральная архитектура и декорационное искусство Италии XVI – XVII вв.

7.Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования.

8.Театрально-эстетические принципы комедии дель арте.

9.Основные маски комедии дель арте.

5.Испанский театр

1.Основные этапы развития испанского театра эпохи Возрождения.

2.Мигель де Сервантес и театр.

3.Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега.

4.Драматургия Тирсо де Молина.

5.Драматургия Хуана Руиса де Аларкона.

6.Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка.

7.Организация театральных зрелищ, театрально-декорационное и актерское искусство Испании XVI – XVII вв.

6.Английский театр

1.Формирование и организация английского профессионального театра.

2.Возникновение гуманистической драмы в Англии в XVI в. Предшественники Уильяма Шекспира.

3.Драматургия Кристофера Марло.

4.Общая характеристика творчества Шекспира (периодизация его драматургии).

5.Исторические хроники Шекспира. Общая характеристика.

6.«Ричард III». Проблематика и поэтика.

7.«Генрих IV». Проблематика и поэтика.

8.Образ Фальстафа в творчестве Шекспира.

9.Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».

  1. Зрелые комедии. «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».
  2. «Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру».
  3. Великие трагедии Шекспира. Общая характеристика. Проблема героя.
  4. «Ромео и Джульетта». Особенности трагического мироощущения.
  5. «Гамлет». Проблематика и поэтика.
  6. «Отелло». Проблематика и поэтика.
  7. «Король Лир». Проблематика и поэтика.
  8. «Макбет». Проблематика и поэтика.
  9. «Антоний и Клеопатра». Проблематика и поэтика.
  10. Герой и народ в римских трагедиях Шекспира. «Юлий Цезарь», «Кориолан».
  11. Последние пьесы Шекспира. Общая характеристика.
  12. «Буря». Проблематика и поэтика.
  13. Драматургия младших современников Шекспира. Бен Джонсон.
  14. Типы театров, устройство сцены, декорации и постановочная техника в Англии XVI – начала XVII вв.
  15. Актерское искусство английского театра эпохи Шекспира. Общая характеристика.
  16. Актерское товарищество театра «Глобус».
  17. Шекспир об актерском искусстве.

7.Театр Франции XVII в.

1.Формирование французского профессионального театра. Бургундский отель XVI-начала XVII вв.

2.Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля первого периода. «Сид», «Гораций».

3.Барокко и классицизм в творчестве Корнеля. «Родогюна».

4.Становление творческого метода Жана Расина. «Андромаха».

5.Трагедии Расина на античные сюжеты. Общая характеристика.

6.«Федра». Проблематика и поэтика.

7.Поздние трагедии Расина. «Гофолия» («Аталия»). Проблематика и поэтика.

8.Расин – постановщик и педагог. Ведущие актеры Бургундского отеля конца XVII в.

9.Ранний период театральной деятельности Жана-Батиста Мольера. «Смешные жеманницы».

  1. Формирование жанра высокой комедии в творчестве Мольера. «Школа жен».
  2. «Тартюф». Проблематика и поэтика. Борьба за постановку «Тартюфа».
  3. «Дон Жуан». Проблематика и поэтика.
  4. «Мизантроп». Проблематика и поэтика.
  5. «Скупой». Проблематика и поэтика.
  6. Комедии-балеты Мольера. «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».
  7. Мольер – актер, режиссер, руководитель труппы.
  8. Ведущие актеры Мольера.
  9. Эстетика французского театра XVII в. «Поэтическое искусство» Никола Буало.
  10. Организация Комедии Франсез. Ее деятельность в конце XVII – начале XVIII вв.
  11. Театр эпохи Реформации в Нидерландах. Творчество Йотса Вондела.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) Пьесы

Полициано А. Сказание об Орфее // Хрестоматия по западноевропейской литературе: Эпоха Возрождения (изд. Любое).

Триссино Дж. Софонисба // Там же.

Тассо Т. Аминта М.; Л., 1937 или М., 1921.

Беолько А. Второй диалог на деревенском языке (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т. 1).

Фламинио Скала. Муж // Там же.

Базилио Локателли. Игра в приму // Там же.

Макиавелли Н. Мандрагора // Комедии итальянского Возрождения. М., 1965, или: Итальянская комедия Возрождения. М., 1999.

Сервантес. Нуманция. Саламанская пещера.

Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Звезда Севильи. Собака на сене.

Тирсо де Молина. Севильский озорник. Дон Хиль – зеленые штаны.

Руис де Аларкон. Сомнительная правда.

Кальдерон де ла Барка П. Стойкий принц. Жизнь есть сон. Дама – невидимка.

Кальдерон П. Великий театр мира // Современная драматургия. 1996. N1.

Морето А. Живой портрет // Испанский театр. М., 1969 (БВЛ, т. 39).

Марло К. Тамерлан Великий. Ч. 1. Трагическая история доктора Фауста. Эдуард II.

Шекспир У. Ричард III. Генрих IV. Ромео и Джульетта. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Юлий Цезарь. Гамлет. Мера за меру. Отелло. Король Лир. Макбет. Кориолан. Антоний и Клеопатра. Буря.

Джонсон Б. Вольпоне.

Корнель П. Сид. Гораций. Родогюна. Иллюзия // Корнель П. Театр: В 2 т. М., 1984 (или другое издание).

Расин Ж. Андромаха. Федра. Гофолия (Аталия) // Расин Ж. Соч.: В 2т. М., 1984 (или другое издание).

Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы. Школа жен. Версальский экспромт. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Жорж Данден. Плутни Скапена. Мнимый больной.

Примечания: Если издание не указано, то можно использовать любое.

б) Театрально-эстетические документы

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

Лопе де Вега. Новое руководство к сочинению комедий // Собр. соч.: В 6 т. М., 1962. Т. 1.

Корнель П. Разбор «Иллюзии». Разбор «Сида» // Корнель П. Театр: В 2т. М., 1984. Т. 1.

Расин Ж. Предисловие к трагедиям «Андромаха», «Федра», «Гофолия» // Расин Ж. Трагедии. М., 1977 (или Расин Ж. Соч.: В 2т. М., 1984. Т.2).

Саббатини Н. Об искусстве строить декорации и машины в театрах (по Хрестоматии С.С. Мокульского, Т. 1).

Теоретические споры вокруг английской ренессансной драмы // Там же.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) Пьесы

Ариосто Л. Подмененные // Комедии итальянского Возрождения. М., 1965.

Бруно Дж. Неаполитанская улица // Там же.

Лопе де Руэда. Оливы (по Хрестоматии С.С.Мокульского Т. 1).

Лопе де Вега. Периваньес и командор Оканьи. Учитель танцев. Девушка с кувшином.

Тирсо де Молина. Благочестивая Марта.

Кальдерон де ла Барка П. Врач своей чести. Любовь после смерти. Саламейский алькальд.

Морето А. За презрение – презрение. М.;Л., 1946.

Марло К. Мальтийский еврей. Тамерлан Великий. Ч.2.

Шекспир У. Ричард II. Укрощение строптивой. Виндзорские проказницы. Как вам это понравится. Троил и Крессида. Тимон Афинский. Цимбелин.

Гейвуд Т. Женщина, убитая добротой // Современники Шекспира: В 2 т. Т. 1. М., 1959.

Бомонт Ф., Флетчер Д. Филастер // Там же. Т. 2.

Уэбстер Д. Герцогиня Амальфи // Там же.

Мессинджер Ф. Новый способ платить старый долги // Там же.

Корнель П. Лжец. Никомед.

Расин Ж. Бриттаник. Сутяги.

Скаррон П. Дон Яфет Армянский // Скаррон П. Комедии. М., 1964.

Мольер Ж.-Б. Критика на «Школу жен». Лекарь поневоле. Мещанин во дворянстве. Амфитрион.

Вондел Й. Люцифер // Вондел Йост. Трагедии. М., 1988.

б) Театрально-эстетические документы

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Скалигер Ю.Ц. Поэтика. Кн. 1.

Мильтон Дж. О том роде драматической поэзии, которая называется трагедией.

Корнель П. Рассуждение о трагедии.

Мнение французской Академии по поводу трагикомедии «Сид».

в) Общие исследования, монографии, статьи

Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. М., 1974.

Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Бартошевич А.В. Комическое у Шекспира. М., 1975.

Барт Р. О Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Берковский Н.Я. «Ромео и Джульетта», трагедия Шекспира // Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969.

Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. Л., 1962.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967.

Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Гвоздев А.А. Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже XVI – XVII веков // О театре. Вып. 3. Л., 1929.

Гриб В.Р. Расин // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1954.

Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. М., 1977.

Жан Расин: 350 лет со дня рождения. М., 1989.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Комарова В. Л. Личность и государство в исторических хрониках Шекспира. Л., 1977.

Комарова В.Л. Шекспир и Монтень. Л., 1983.

Костелянец Б.О. Между Призраком, Клавдием и Гертрудой // Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической… Л., 1992.

Костелянец Б.О. Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой. (Опыт прочтения величайшей трагедии Шекспира). СПб., 1999.

Кржевский Б. А. Об образе Дон Жуана у Пушкина, Мольера и Тирсо де Молина // Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. М.,1960.

Михайлов А. Театр Корнеля // Корнель П. Театр: В 2 т. Т.2.М., 1984.

Минц. Н. В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира (*Шекспир в английском театре XVII – XIX вв.). М., 1991.

Морозов М.М. Шекспир // Морозов М.М. Избранное. М., 1979.

Мокульский С.С. Мольер. М., 1936.

Мокульский С.С. Расин. М., 1940.

Молодцова М.М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990.

Мориак Ф. Жизнь Расина. М., 1988.

Парфенов А.Т. Кристофер Марло. М., 1964.

Пинский Л.Е. Шекспир. Л., 1971.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Ромм А.С. Бен Джонсон. Л.;М., 1958.

Силюнас В. Испанский театр XVI – XVII веков: От истоков до вершин. М., 1995.

Силюнас В. Стиль жизни и стиль искусства: Испанский театр маньеризма и барокко. СПб., 2000.

Чернова А. Советы королевского обойщика // Театр, 1969, N3.

Чернова А. Все краски мира, кроме желтой. М., 1978.

Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография. М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: