Раздел IV: Театр эпохи Просвещения (XVIII в.)

Контрольные вопросы

8.Английский театр

1.Общая характеристика развития английского театра конца XVII – начала XVIII вв.

2.Слезная комедия и мещанская драма. Джон Лилло.

3.Сатирическая комедия 1720 – 1730-х гг. Джон Гей.

4.Драматургия Генри Филдинга.

5.Особенности английской комедии середины и второй половины XVIII в. Драматургия Оливера Голдсмита.

6.Драматургия и театральная деятельность Ричарда-Бринсли Шеридана.

7.Основные театральные организмы. Театр Дрюри-Лейн и Ковент-Гарден.

8.Ведущие английские актеры. Томас Беттертон. Джеймс Куин. Чарльз Малкин.

9.Творчество Дэвида Гаррика. Общая характеристика его метода.

  1. Особенности интерпретации Гарриком шекспировских ролей.
  2. Гаррик как руководитель театра и режиссер.

9.Французский театр

1.Основные идейно-художественные тенденции французского театра эпохи Просвещения.

2.Драматургия Жана-Франсуа Реньяра.

3.Драматургия Алена-Рене Лесажа. Деятельность Лесажа в ярмарочных театрах.

4.Эволюция французской комедии первой половины XVIII в. Слезная комедия. Общая характеристика.

5.Драматургия Пьера Мариво.

6.Вольтер и театр. Проблематика драматургии Вольтера.

7.Художественное своеобразие классицистского метода Вольтера.

8.«Заира». Проблематика и поэтика.

9.Вольтер как постановщик своих пьес.

  1. Дени Дидро и театр. Теоретическое и практическое обоснование им жанра «мещанской драмы» («Серьезной комедии»).
  2. Дидро об актерском искусстве. «Парадокс об актере».
  3. Жан-Жак Руссо и театр.
  4. Опыты в «серьезном жанре» Мишеля Седена и Луи-Себастьяна Мерсье.
  5. Общая характеристика театральной деятельности Бомарше.
  6. «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Проблематика и поэтика.
  7. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Проблематика и поэтика.
  8. Актерское искусство Франции XVIII в. Основные тенденции. Характеристика творческого почерка Мишеля Барона, Адриенны Лекуврёр, Мари Дюкло, Бобура и др.
  9. Творчество Мари Дюмениль.
  10. Творчество Ипполиты Клерон.
  11. Творчество Анри-Луи Лекена.
  12. Творчество Пьера-Луи Превиля.
  13. Театр Итальянской Комедии и его деятельность в XVIII в.
  14. Ярмарочные и бульварные театры в XVIII в.
  1. Немецкий театр

1. Формирование немецкого театра XVIII в. Театральная деятельность Каролины Нейбер.

2. Театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга.

3. Драматургия Лессинга.

4. Иоганн Готфрид Гердер и драматургия «бури и натиска».

5. Театральная деятельность Иоганна Вольфганга Гёте в период «бури и натиска».

6. «Гёц фон Берлихинген». Проблематика и поэтика.

7. Театральная деятельность Гёте в «Веймарский период».

8. «Фауст» (ч. 1). Проблематика и поэтика.

9. Театральная деятельность Фридриха Шиллера в период «бури и натиска».

10. «Разбойники». Проблематика и поэтика.

11. «Коварство и любовь». Проблематика и поэтика.

12. «Дон Карлос». Проблематика и поэтика.

13. Театрально-эстетические взгляды Шиллера.

14. Театральная деятельность Шиллера в «Веймарский период».

15. Трилогия «Валленштейн». Проблематика и поэтика.

16. «Мария Стюарт». Проблематика и поэтика.

17. Основные тенденции актерского искусства Германии середины и второй половины XVIII в.

18. Творчество Конрада Экгофа.

19. Актерская и режиссерская деятельность Фридриха Людвига Шрёдера.

20. Актерская и режиссерская деятельность Августа-Вильгельма Иффланда.

11.Итальянский театр

1.Основные направления просветительской реформы в итальянском театре XVIII в.

2.Творческий путь Карло Гольдони. Общая характеристика.

3.Реформа комедии Гольдони.

4.«Хозяйка гостиницы» («Трактирщица»). Проблематика и поэтика.

5.Полемика Карло Гоцци с Гольдони и Кьяри.

6.Театральные сказки Гоцци. Общая характеристика.

7.«Турандот». Проблематика и поэтика.

8.Эволюция трагедии в итальянском театре XVIII в.

9.Витторио Альфиери и театр. Реформа трагедии Альфиери.

  1. «Филипп». Проблематика и поэтика.
  2. Актерское искусство Италии XVIII в. Ведущие антрепризы. Творчество Антонио Сакки.
  3. Театрально-декорационное искусство Италии VIII в. Деятельность семейства Галли-Бибиена.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) Пьесы

Конгрив У. Двойная игра // Английская комедия XVII-XVIII в. М., 1989.

Фаркер Д. Офицер-вербовщик // Там же.

Лилло Дж. Лондонский купец, или история Джорджа Барнвеля (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2)

Филдинг Г. Дон Кихот в Англии. Исторический календарь за 1736 год (любое издание).

Гей Дж. Опера нищего. М., 1977.

Голдсмит О. Ночь ошибок. Л.;М., 1939 (или другое издание).

Шеридан Р.-Б. Школа злословия. Дуэнья (любое издание).

Реньяр Ж.-Ф. Игрок // Реньяр Ж.-Ф. Комедии. М., 1960.

Лесаж А.-Р. Тюркаре. М., 1955. Ящик Пандоры (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Мариво П. Игра любви и случая // Мариво П. Комедии. М., 1961.

Вольтер Ф.-М. Заира. Магомет (изд. любое). Брут (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Дидро Д. Побочный сын // Там же.

Седен М. Философ, сам тог не зная // Там же.

Мерсье Л.-С. Тачка уксусника // Там же.

Бомарше П.-О. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Безумный день, или Женитьба Фигаро. (Любое издание).

Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. М., 1953 (или другое изд.). Мина фон Барнхольм, или Солдатское счастье (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Клингер Ф.-М. Буря и натиск // Там же.

Гёте И.-В. Гёц фон Берлихинген. Эгмонт. Фауст (ч.1). (Желательно читать по: Гёте И.-В. Собр. соч.: В 10 т. Т.2. М., 1976.; Т.4. М., 1977).

Шиллер Ф. Разбойники. Заговор Фиеско в Генуе. Коварство и любовь. Дон Карлос. Лагерь Валленштайна. Орлеанская дева. Мария Стюарт. Вильгельм Телль (Желательно читать по: Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7т. М., 1955-1957).

Коцебу А. Ненависть к людям и раскаяние (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Гольдони К. Слуга двух хозяев. Трактирщица. Кьоджинские перепалки // Гольдони К. Комедии: В 2 т. М., 1959 (или другое издание).

Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Турандот. Зеленая птичка // Гоцци К. Сказки для театра. М., 1956 (или другое издание).

Альфиери В. Филипп. СПб., 1912. Орест // Гольдони К., Гоцци К., Альфиери В. Комедии. Сказки. Трагедии. М., 1971 (БВЛ, т. 51).

б) Театрально-эстетические документы

Вольтер Ф.-М. Рассуждения о трагедии // Вольтер Ф.-М. Эстетика. М., 1974.

Гердер И. Г. Шекспир // Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.;Л., 1959.

Гёте И.-В. Винкельман и его время: Правила для актеров // Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. М., 1980.

Гольдони К. Комедия – программа «Комический театр» (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Гоцци К. Выступления против Гольдони // Там же.

Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Лекен – режиссер: Из режиссерского экземпляра «Альзиры» (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М., 1935 (или: Лессинг Г.-Э. Избранные произведения. М., 1953 – ст. XIV, XV, LXX, LXXIV, LXXV, LXXVII, LXXVIII).

Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) Пьесы

Гарик Д. Бонтон, или Светская жизнь (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Филдинг Д. Судья в собственной ловушке. Пасквин (любое изд.).

Голдсмит О. Добрячок. М., 1955.

Шеридан Р. Соперники. Писарро // Шеридан Р.-Б. Драматические произведения. М., 1956.

Кребильон П.-Ж. Радамист и Зенобия. СПб., 1810.

Реньяр Ж.-Ф. Единственный наследник // Реньяр Ж.-Ф. Комедии. М., 1960.

Лесаж А.-Р. Криспен, соперник своего господина. М., 1939; Арлекин, король людоедов // Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. Л.;М., 1948.

Детуш Ф. Гордец (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т.2).

Лашоссе Н. Гувернантка // Там же.

Вольтер Ф.-М. Альзира (пер. Д. И. Фонвизина) // Фонвизин Д.И. Собр. соч. (любое издание).

Вольтер Ф.-М. Наина // Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1998.

Мариво П. Остров разума, или Маленькие человечки // Мариво П. Комедии. М., 1961.

Дидро Д. Отец семейства // Французский театр эпохи Просвещения. М., 1957. Т. 1.

Седен М. Философ, сам того не зная // Там же.

Мерсье Л.-С. Неимущие // Там же. Т.2.

Бомарше П.-О. Преступная мать // Бомарше П.-О. Драматическая трилогия. М., 1982 _или другое издание).

Руссо Ж.-Ж. Пигмалион: Мелодрама. СПб., 1792.

Лессинг Г.-Э. Мина фон Бернгельм. Натан Мудрый // Лессинг Г.-Э. Избр. произв. М., 1953.

Коцебу А. Ненависть к людям и раскаяние // Вейнберг П. Европейский театр. СПб., 1875. Т.1.

Гёте И.-В. Клавиго. Ифигения в Тавриде. Тассо (желательно читать по: Гёте И.-В. Собр. соч.: в 10 т. М., 1976-1980).

Альфиери В. Мирра. Брут 2 // Гольдони К., Гоцци К., Альфиери В. Комедии. Сказки. Трагедии. М., 1971 (БВЛ, т. 51).

б) Театрально-эстетические документы

Вольтер Ф.-М. Эстетика. М., 1974.

Гёте И.-В. Об искусстве: Сб. статей. М., 1975 (разд. – О театре и литературе; или: Гёте И.-В. Собр. соч.: в 10 т. М.,1980. Т. 10).

Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне» // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Жизнь Витторио Альфиери из Асти, рассказанная им самим. М., 1979.

Лессинг Г.-Э. Лакоон, или О границах живописи и поэзии (любое издание).

Руссо Ж.-Ж. Письмо к Деламберу о театральных представлениях (по Хрестоматии С.С. Мокульского, т. 2).

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957.

в) Общие исследования, монографии, статьи

Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1989.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Аникст А.А. «Фауст» Гёте: литкомментарий. М., 1979.

Аникст А.А. Дидро и французский театр XVIII в.// Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

Берковский Н.Я. Театр Шиллера. // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962.

Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

Гвоздев А.А. От акробатизма к трагическому искусству (Жизненный путь Ф. Шредера). // Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы. Пг., 1923.

Гливенко И.И. Витторио Альфиери: Жизнь и произведения: СПб., 1912.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1985.

Державин К. Н. Вольтер. М., 1946.

Кагарлицкий Ю.И. Шекспир и Вольтер. М., 1980.

Кагарлицкий Ю.И. Западноевропейский театр эпохи Просвещения в оценке русской и советской критики (1870-1930-е годы). М., 1976.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. М.,1987.

Кагарлицкий Ю. И. Дидро и Шекспир // Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. М., 1948.

Костелянец Б.О. Драма и действие. Вып. 2, СПб., 1994.

Костелянец Б.О. Проблема действия и теория драмы Г.Э. Лессинга // Левбарг Л.А. Из научного наследия. Сб. под ред. Л.И Гительмана и В.И. Максимова. СПб., 1997.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Левбарг Л.А. Мерсье. Л.; М., 1960.

Левбарг Л. А. Луи Себастьян Мерсье о драматургии и театре. Ален-Рене Лесаж // Левбарг Л.А. Из научного наследия. Сб. под ред. Л.И Гительмана и В.И. Максимова. СПб., 1997.

Лессинг и современность: Сб. статей // Под ред. Мих. Лифшица. М., 1981.

Луппол И. Дени Дидро. М., 1960.

Менцель Г.В. Годы в Вольфенбюттеле [о Лессинге]. М., 1986.

Момджан Х.Н. Французское просвещение XVIII века. М., 1983.

Минц Н.В. Дэвид Гарик и театр его времени. М., 1977.

Полякова Н. Шрёдер. М., 1987.

Реизов В.Г. Карло Гольдони. Л.; М., 1957.

Роджерс П. Генри Филдинг: Биография. М., 1984.

Рыкова Н.Я. Адриенна Лекуврёр. Л., 1967.

Ступников И.В. Английский театр: конец XVII – начало XVIII в. Л., 1986.

Ступников И.В. Дэвид Гарик. М., 1969.

Ступников И.В. Энн Олфилд. М., 1976.

Финкельштейн Е.Л. Бомарше. Л., 1957.

Фридлендер Г. М. Лессинг. Л., 1958.

Чечельницкая Г. Шиллер. Л., 1969.

Шервин О. Шеридан. М., 1978.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: