Веймарский классицизм

Новая эстетическая программа, сформированная Шиллером и Гета в 80-е годы 18 века. Причины появления: 1) Невозможность практической реализации идеалов в современном обществе и 2) Невозможность бунта, особенно бунта героя-одиночества, т. е. То, что предлагалось участниками движения «Бури и натиска». Веймарский классицизм — последний этап в развитии немецкого Просвещения, ориентировался на борьбу за свободу человеческой личности, поэтому авторы обращаются к классицизму для которого характерен отказ от образа бунтаря и важно преодоления личного во имя общественного. Составляющей представителей классицизма была опора на античность и в связи с этим важнейшее значение приобрели раскопки Винкельмана («История искусство древности»). Винкельман выводит форму античного искусства и звучит она так: «Благородная простота и спокойное величие».

Шиллер и Гете считали, что античность — это не просто источник идеальных образов и примеров гражданской доблести, но и воплощение гуманистического идеала, в которой следует черпать материал и форму, наполняя их современных содержанием, чтобы воспитать в соотечественниках стремление возвыситься над варварством и бытом. Таким образом античность служила всего навсего источником вдохновения, а не примером для подражания.

Романтизм: общая характеристика романтизма как направления

Романтизм — это литературное движение, которое охватило все страны Европы. Проявил себя не только в литературе, но и других видах искусства (живопись, искусство, музыка). Термин «романтизм» связан со словом «роман», т. е. «повествование о любовных авантюрных приключений героических незаурядных личностей». Такое определение существовала во Франции в 12 веке, после это слово приобретает значение «высокое, прекрасное» с оттенком преувеличения, добавляется и значение «лирический».

В такой итоговой формулировке этот термин появляется у Шлегеля в 1797 году.

Таким образом в романтизме сочетается высокая духовность, философская глубина, эмоциональная насыщенность, сложный сюжет, интерес к природе и человеческой природе в том числе, убежденность в неисчерпаемых возможностях человека. Три предпосылки для проявления романтизма:

ñ Французская революция 1789 года

ñ Философские истоки, в особенность философия Фихты;

ñ Литературные истоки

Французская революция. С одной стороны революция породила веру в возможность освобождения от гнета, веру в активные действия человека, с другой стороны появляется ощущение трагического одиночества человека в реальном жестоком мире. Как следствие для романтиков характерен уход в Философию, идеализация прошлого и ироническое отношение к реальности. Такие противоположные тенденции приводили к разрыву сознания человеку и к «романтической двойственности» - важнейшая категория романтического движения.

Философские истоки. Безусловно в каждой стране они были свои, но во многом восходили к немецкой философии, в частности идеи Имануила Канта, которые свидетельствовала о существовании иной реальности, которая не познается рациональным образом. Как следствие мистика, присущая представителям романтизма. «Идея Шелленга» - трансцендентальная философия; идея существование иного мира за пределами нашего сознания, из которой появилась идея о двойственности мира и всеобщей одухотворенности природы.

Литературные истоки. Многие образы и идеи были взята романтиками из литературы предшествующих веков. Особенное влияние оказала литература сентиментализма, которая апеллировала к чувствительности — сюда относится английский сентиментализм, в особенности английская поэзия, и произведения Гете и Шиллера.

Черты романтизма:

ñ Двоемирие. Особенно характерно для немецкого романтизма, идет от идеи Шелленга, а именно о наличие духовной и физической сферы, соединенных воедино. Двоемирие реализуется через сюжет, образ и проведение героя.

ñ Главный герой произведения — титаническая личность, как правило страстный, обладающий сильной волей и творческим разумом герой, он может быть сильным духом или же наоборот наделенный необычайной наблюдательность и ярким умом. В обрисовке героя идет намеренное усиление определенных черт. Романтики показывают чувственный мир героя, при этом сферу чувств открыли для литературы сентименталисты еще в 18 веке, но романтизм начинает анализировать чувства, особое внимание уделяя чувству любви, т. к. по мнению романтиков именно любящий человек обладает высокой духовностью, но при такой всеобщей любви столь же сильно и страдание.

Романтики любили преувеличение, их сюжеты были яркими и необычными. Для романтической эпохи был важен синтез искусств, отсюда внимание к звуку и музыке. Музыка воспринимается романтиками как способ существования души. Поэтому для романтиков музыкант не просто профессия, а особое мироощущение. Именно через музыку можно постичь основы мироздания, которое скрыто от обычного человека. Не менее важной была для романтика и живопись, которая могла быть связана с литературой. Романтики, как правило, были очень одаренными людьми и талантливыми в нескольких областях.

Во всех странах Европы романтизм развивался по-разному, неравномерно, наиболее ранним был немецкий романтизм, он сформировался в конце 18 – начале 19 веков (примерно 1795-1799 годы) и существовал до 20 годов 19 века. В 1830 годы практически сошел на нет.

В Англии романтизм ормируется определяется лишь к началу 19 века, его подъем относится к более позднему периоду. Французский романтизм был поражен Французской революцией 1799 года, пережил еще две революции (1830, 1848 годы). Начала романтизма во Франции 1800-1810 года – начало романтического периода, второй этап – 1820-40-е годы (многие писатели выходили и за эти хронологические рамки, четких границ поставить нельзя). Американский романтизм 1820-30-е годы – конец 19 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: