Типы литературы об искусстве

Трактат

Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Новый тип художника-теоретика. «Три книги о живописи» (1435–1436). «Десять книг о зодчестве» (1452), «О статуе» (1464).

«Три книги о живописи». Латинская и итальянская версии. Различие адресатов.

Структура трактата. Основные проблемы и понятия: перспектива, пропорции, строение тел, средства изображения, обучение художника. Понятие istoria.

Новаторство Альберти. Универсальный характер утверждаемых принципов: теория искусства. Живопись как отражение реальности. Утверждение живописи как благородного искусства. Формулировка принципов прямой перспективы.

Риторические основы теории Альберти. Понятие compositio и его источники (Квинтилиан).

Теоретические работы художников: Леонардо да Винчи. Материалы к «Трактату о живописи»; Пьеро дела Франческа. «Трактат о живописной перспективе» (ок. 1482); Альбрехт Дюрер. «Руководство к измерению» (1525), «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Жанр автобиографии.

Лоренцо Гиберти (1378–1455). «Комментарии». Первая автобиография художника.

Бенвенуто Челлини (1500–71). «Трактат о золотых дел мастерстве», «Трактат о скульптуре» (1568).

«Жизнь Бенвенуто, сына Маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» (1550–60-е гг.). Книга Челлини как выражение нового представления о художнике. Жизнь как произведение. Художник как герой. Антитеза: художник – власть, искусство - коммерция. Творческий процесс между ремеслом и озарением (описание отливки «Персея»).

Проблема языка описания. Челлини о своих произведениях и своем жизненном опыте.

Автобиография как средство самоутверждения и формирования творческой репутации. Челлини в контексте современной литературы об искусстве. Челлини-полемист («Геркулес и Как» Бандинелли).

Жанр жизнеописания

Джорджо Вазари (1511–1574).

«Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» (1550, расширенное изд. – 1568). Труд Вазари – знак нового статуса искусства и художника. Художник как герой и святой (Микеланджело, Рафаэль).

Метод работы Вазари, источники, характер текста, соотношение текста двух изданий. Принципы описания.

«Жизнеописания…» как научный источник и как литературное произведение. Жанровые источники Вазари. Стилистика и образность Вазари. Достоверное и фиктивное в повествовании (биография Кастаньо, способы характеристики Рафаэля и др.).

Принцип органического развития как основа концепции Вазари. Поступательное движение итальянского искусства.

Флорентийская ориентация Вазари. Понятие disegno («рисунок») у Вазари, его истоки и теоретическое значение. Disegno – видимое выражение художественного замысла (concetto), в свою очередь порожденного созерцанием действительности.

«Жизнеописания…» как образец: Джованни Бальоне. «Жизнеописания живописцев, скульпторов и архитекторов…»; Джованни Пьетро Беллори. «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов…» (1672); Карель Ван Мандер. «Книга о художниках» (1604); Франсиско Пачеко. «Искусство живописи» (1649); Иоахим фон Зандрарт. «Немецкая Академия Благородного искусства архитектуры, скульптуры и живописи» (1675); Арнольд Хоубракен. «Великий Театр» (1718) и др.

Венецианская литература об искусстве

Своеобразие искусства Венеции. Интеллектуальный и художественный климат города.

Пьетро Аретино (1492–1556), литератор и памфлетист. Пасквинады. Жизненная и литературная позиция Аретино: чувственная жизнь против интеллектуализма, народный язык – против латыни, защита творческих людей (virtuosi) перед лицом аристократии и ученых педантов (signori).

«Письма» Аретино, их жанровые и стилистические особенности. «Глаза зрения» и «глаза разума»: сочетание риторических стереотипов и непосредственных впечатлений в экфрасисах Аретино. Суггестивность описаний: восхищенное оцепенение (stupore) как цель художника и модус переживания произведения.

Аретино о Тициане и Микеланджело.

Письмо к Тициану.

Противопоставление disegno и colore в венецианской литературе 1540–50-х гг. Отсутствие развернутой и согласованной теории. Практический опыт венецианского колоризма. Антитеза «Микеланджело – Тициан». Картина- poesia Тициана – венецианская альтернатива флорентийскому рассказу- istoria. Требование целостного воздействия картины. Аристотелевское отношение к воздействию произведения – не столько поучать и сообщать, сколько возбуждать сопереживание.

Паоло Пино (1534–1565). «Диалог о живописи» (1548).

Лодовико Дольче (1508–1568). «Диалог о живописи под названием Аретино» (1557).

Маньеризм и формирование академий

Переоценка художественных позиций кватроченто и Высокого Возрождения. Отношение художественной практики и теории. Понятие maniera.

Центральная проблема художественной мысли – отношение субъекта и объекта, идеального и реального, решаемая через согласование традиций аристотелевской схоластики (Фома Аквинский) и неоплатонизма (Марсилио Фичино).

Движение теории искусства от практического обоснования художественного творчества к его теоретическому оправданию: от вопросов «как правильно изображать? как изображать прекрасное?» к вопросу «как возможно художественное изображение?» Проблема воплощения красоты. Прекрасное как результат интеллектуального созерцания совершенства, не существующего в физическом мире. Соперничество художника и природы. Способность творческого изобретения. Различение категорий ritrarre (изображать) и imitare (подражать).

Искусство и наука: Галилей и его художественные взгляды.

Герметическиая традиция и эмблематические сборники. Андреа Альциати. «Книга эмблем» (1531). Чезаре Рипа. «Иконология» (1593).

Джованни Паоло Ломаццо (1538–1600). «Трактат об искусстве живописи» (1584); «Идея храма живописи» (1590) – сложение систематической теории искусства и понятия индивидуального стиля.

Доктрина как универсальная система координат, позволяющая художнику соотнести абстрактное представление о прекрасном с наблюдением природы и единичным произведением.

Структура трактата, отражающая натурфилософские воззрения и отвечающая представлению современников о мироздании. Семь частей – семь элементов искусства живописи (пропорция, движение, цвет, свет, перспектива, практика, форма). Изменение содержания категорий (ср. Альберти, Леонардо и др.).

Decorum как основополагающий принцип, объединяющий сюжет, исполнение и размещение произведения искусства.

Типология сюжетов и классификация соответствующих им выразительных средств и модусов интерпретации. От иконографии к системе выразительных типов. «Форма» как важнейшая категория живописи. Дефиниции формы.

Понятие художественного стиля. «Семь столпов» современной живописи. Синтез манер как залог совершенного искусства. Классификация индивидуальных стилей. Природа художника, предопределенная темпераментом и влиянием светил, отражается в его манере. Формирование психологии искусства.

Федерико Цуккари (1542–1609). «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607). Категория idea – образ в сознании художника, отражающий высшее начало. Оппозиция disegno interno – disegno externo. Интеллектуальная и практическая сторона творчества. Две части сочинения: идея как духовная форма, материализация замысла.

Основание академий. «Академия рисунка», Флоренция, 1563; «Академия вставших на правильный путь», Болонья, 1580-е; Академия Св. Луки, Рим, 1593 и др.

Принцип систематического обучения. Науки и словесность в образовании художника.

«Разумный выбор» как основа академического метода. «Письмо к Кастильоне» (приписывается Рафаэлю, 1514). «Сонет в похвалу живописцу Николо дель Аббате» (приписывается Агостино Карраччи).

Принцип ut pictura poesis («Как живопись, так и поэзия…» Гораций. Наука поэзии. Его истоки, воплощение и последствия для изобразительного искусства.

Семнадцатый век

Барокко и классицизм – основные стилистические явления эпохи.

Преемственность основных тенденций литературы об искусстве по отношению к предшествующей эпохе.

Барокко. Соотношение художественной практики и теории изобразительного искусства. Литературная теория XVII в. Понятие «кончетто». Принципы барокко в теоретических сочинения Джамбатисты Марино, Гонгоры и Кеведо. «Грамматика» Скалигера.

Знатоки, антиквары, коллекционеры – организаторы художественной жизни.

Формирование теории классицизма. Идея порядка. Понятия «идеала», «красоты», «природы», «подражания».

Рационалистическая (Беллори) и интуитивистская (Боскини, Роже де Пиль) тенденции в литературе об искусстве. «Вкус» как оппозиция «разуму». Понятия «таланта» и «гения».

Контрреформация: моральная критика красоты и цензура священных изображений. Декрет Тридентского собора 3 декабря 1563 г. Джованни Андреа Джильо «Два диалога… об ошибках живописцев» (1564); кардинал Габриэле Палеотти «Рассуждение об образах священных и профанных» (1582, 1584); Пьетро да Кортона и Доменико Оттонелли. «Трактат о живописи и скульпутре» (1652).

Марио Боскини (1613–1678). «Карта живописного мореплавания» (1660), «Сокровища венецианской живописи» (1674). Антидоктринерский подход, основанный на суждении индивидуального чувства. Предшественник сенсуалистических концепций искусства. Высокая оценка венецианской живописи, Рубенса и Веласкеса. Рисунок как техническое подспорье, цвет как одушевляющее живопись начало. Новаторское понимание колорита.

Классицизм

Джованни Пьетро Беллори (1615–1696).

«Идея живописца, скульптора и архитектора…» (лекция 1664, опубл. 1672). «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672) как исторический источник и манифест против натурализма и маньеризма в защиту Рафаэля и Карраччи.

Система анализа произведения искусства, предполагающая детальное описание каждой фигуры, композиции, колорита, пропорции и пр.

Требования к художнику: инвенция, выражение эмоций, изящество в воссоздании натуры и, наконец, единение Идеи и Природы. Красота существует как Идея и не находит целостного воплощения в зримой реальности. Чтобы ее достичь, художник воссоздает эти совершенные идеи, пользуясь впечатлениями от природы на основе опыта прекрасных произведений.

Филиппо Бальдинуччи. «Отчеты о Профессорах Disegno» (1681) – источник по истории искусства после Вазари.

Никола Пуссен (1594–1665). Письма. «Теория модусов» (письмо к Шантелу 24 ноября 1647). Сотрудничество с Беллори.

Теория искусства во Франции. Классицизм как доктрина. Литература и театр классицизма. Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674). «Спор о древних и новых» и его воздействие на развитие представлений об искусстве.

Основание Королевской академии в Париже (1648). Защита «высокого», «чистого» искусства в противовес коммерческой Гильдии парижских художников. Лекции и диспуты как форма интеллектуальной деятельности академии.

Шарль Лебрен (1619–1690). Формирование иерархии жанров. Трактат «О методе изображения страстей» (1667).

Андре Филибьен (1619–1695). «Беседы о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» (1666–68) – результат творческих контактов с Пуссеном. Формализация классицистической доктрины. Приоритет идеи перед материальным воплощением, приоритет рисунка перед цветом. Противопоставление «красоты» (определяется пропорциями и физической гармонией) и «изящества» (связано с чувственным восприятием).

Полемика «пуссенистов» и «рубенсистов». Понятия «высокого вкуса» и «правды».

Роже де Пиль (1635–1709) – теоретик и критик.

«Диалог о колорите» (1672), «Идея совершенного художника» (1699) и другие сочинения. Сочетание традиционного и новаторского в работах де Пиля. Критика принципа ut pictura poesis.

Критерий суждения о произведении – убедительность иллюзии. Понятия tout ensemble (целостность), tout harmonieux (гармоническая целостность). Творческий процесс и категория «энтузиазма» (вдохновение).

Доступность суждения об искусстве любому человеку, наделенному «здравым смыслом» (homme de bon sense).

Издержки метода, основанного на примирении противоречий: «баланс живописцев» – созданная в дидактических целях двадцатибалльная шкала оценки крупнейших живописцев прошлого.

Восемнадцатый век. Эпоха Просвещения

Стилистические формы искусства XVIII в. (рококо, неоклассицизм) и проблема художественной универсальности. Кризис риторической культуры. Соотношение интуитивного и рационального в мировоззрении эпохи. Индивидуализация суждения об искусстве. Понятие «вкуса» и относительность критериев суждения.

Изобразительные искусства в системе Просвещения.

Взгляды Руссо на культуру и искусство в отношении к обществу и индивиду. Сентиментализм и тенденция к «лирическому», экспрессивному искусству.

Выделение эстетики (Баумгартен, Кант, Гегель), истории искусства (Винкельман), художественной критики (Дидро).

Англия

Своеобразие английского искусства XVIII в. и английской философско-эстетической мысли. Соотношение классических и неклассических тенденций. Сенсуализм.

Типы художественных деятелей – «знатоки», «дилетанты», коллекционеры и путешественники. Grand Tour и его роль в модернизации английской культуры.

Александр Поуп. «Опыт о критике» (1711).

Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671–1713), «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711).

Джозеф Аддисон (1672–1719). Статьи в журнале «Зритель».

Уильям Хогарт (1697–1764). Художник, гравер и теоретик-любитель. Хогарт – активный участник и организатор художественной жизни. Гравюры Хогарта как форма художественной критики и конкурентной борьбы.

«Здравый смысл» как риторическая стратегия. Полемический стиль Хогарта.

«Анализ красоты» (1754) – манифест против классицизма и академического педантизма. Эмпирическое наблюдение как основа теории. Идея «красоты» извлекается из естественного человеческого чувства и связывается с «изяществом», функциональностью и разнообразием: динамической структурой, в основе которой – пульсирующая S-образная кривая, так называемая «линия красоты».

«Анализ…» в контексте рококо и Просвещения.

Эдмунд Бёрк (1729–1796). «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Центральное произведение анти-метафизической эстетики. Понятие «возвышенного» и психологический опыт новой эпохи. Включение в область искусства ужасного, угрожающего, бесконечного.

Джошуа Рейнольдс (1723–1792). Президент Королевской Академии (с 1768). Пятнадцать Академических речей. Адаптация классицистической доктрины к английской ситуации. Классическое и антиклассическое у Рейнольдса. Акцент на возможности развития среднего таланта путем упорного следования методе.

Генри Фюзели «Универсальный словарь художников» (1763). Английский перевод Винкельмана. Афоризмы.

Проблема естественного. «Живописное» (picturesque) – область вне «прекрасного» или «возвышенного». Центральный принцип – непрерывное изменение художественных форм и способов воздействия. «Проекция на природу способа видения, открытого живописью» (Л. Вентури). Гораций Уолпол (1717–1797), готический вкус и исследования старинного английского искусства. Уильям Гилпин (1724–1804) «О красоте живописности», «О живописных прогулках», «О зарисовке ландшафтов» (опубл. 1792).

Франция

Жан-Батист Дюбо (1670–1742). «Критические размышления о поэзии и живописи». Преобладающая роль чувства в восприятии и оценке произведений искусства. Изменение роли искусства: от дидактики к эмоциональному воздействию.

Вопросы эстетики и искусства в «Энциклопедии» (1751–1773). Статья «Вкус» (Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер). Вкус (gout) – центральное понятие литературы об искусстве, основа художественного суждения.

Характер художественной жизни. Изменение отношений между художником и заказчиком. Формирование рынка. Салоны (с 1667) – «первая регулярная, открытая и бесплатная выставка современного искусства в Европе, развернутая в совершенно светской обстановке с целью вызвать преимущественно эстетическую реакцию у большого числа людей» (Т. Кроу). Принципы организации Салона. Количественный и жанровый состав выставок.

Периодическая печать – «инфраструктура» художественной критики. Журналы, газеты, брошюры. Печатная и рукописная пресса.

Феномен публики. Различные группы зрителей, органы печати и публицисты, выражающие их интересы. «Клятва Горациев» Ж.-Л. Давида и дискуссия о ясности высказывания в контексте полемики против аристократических привилегий (1780-е).

Появление художественной критики, ее функции, формы существования и жанры. Формирование языка художественной критики.

Художественная критика и принципы Просвещения.

Шарль-Никола Кошен. «Увещевание к ювелирам…» (1754–1755). Критика художественных принципов рококо.

Лафон де Сент Иен. Обзор Салона[I1] 1746 г. (1747) и последующая дискуссия (Шарль-Антуан Куапель, Жан-Батист Леблан). Временный цензурный запрет критики. Неудовлетворительное состояние французской школы живописи. Призыв к возвращению ведущей роли исторической живописи, которая должна служить исправлению нравов. Право обычного образованного зрителя выносить суждение о живописи (аналогия с книгой и представлением).

Фридрих Мельхиор Гримм – журналист и критик. Его рукописный журнал «Литературная, философская и критическая корреспонденция».

Дени Дидро (1713–1784) – философ, литератор. Дидро и «Энциклопедия». Принципиальное отсутствие завершенной теории. «Опыт о живописи» (1765). Проблема «просвещенного вкуса».

«Салоны» (1759–1781) – модель современного критического текста. Обзор как жанр. Место «Салонов» в философском и литературном творчестве Дидро. Стиль, язык и метод «Салонов». Диалогическая структура сочинений. Текст как фиксация движения мысли. Риторические приемы Дидро. Их связь со спецификой аудитории (элитарный читатель вне Парижа) и эстетической позицией автора. Театральность восприятия. Своеобразие экфрасиса. Словесное «исправление» описываемой картины.

Искусство в свете проблем правды, естественности и морали. Воспитательная роль живописи (Ж.-Б. Грез. «Паралитик, или плоды хорошего воспитания». См.: Салон 1763).

Дидро и система жанров: историческая живопись и проблема идеальной красоты; жанр, пейзаж, портрет и проблема реальности.

Художники – «герои» Дидро: Франсуа Буше – очарование извращенности. Жан-Батист Грез – двусмысленность морализма. Жан-Батист-Симеон Шарден – между ускользающей реальностью и абсолютной достоверностью.

Шарден как объект художественной критики: внериторическая живопись.

Жак-Луи Давид (1748–1825) – художник и общественный деятель. Речи и письма.

Неоклассицизм

Предпосылки сложения неоклассицизма. Поэтика и идейные основы. Неоклассицизм, Просвещение и революции XVIII в. Проблема красоты и идеальной формы. Консервативное и авангардное в неоклассицизме.

Знаточество, археология и музейное строительство в Италии XVIII в.. Капитолийский музей (1734). Раскопки в Помпеях и Геркулануме. Переоценка античного наследия. Проблема подлинности сохранившихся памятников. Джонатан Ричардсон-старший и Джонатан Ричардсон-младший. «Обзор некоторых статуй, барельефов, рисунков и картин в Италии, с замечаниями» (1722).

Граф де Кейлюс. Джованни Батиста Пиранези. Полемика о превосходстве греческого и римского искусства.

Антон Рафаэль Менгс (1728–1789). «Размышления о красоте и вкусе в живописи» (1762) – программа классицизма.

Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) и зарождение современного искусствознания. От «жизни художников» к «истории искусства»: «История искусства древности» (1764) – история, эстетический трактат, педагогическая программа. Этапы художественной эволюции и воздействующие на нее объективные факторы (природная среда, общественное устройство и др.). Политическая свобода и национальная независимость как условия расцвета искусства.

Соотношение нормативного и исторического в методе Винкельмана. Чувственное и рациональное в подходе Винкельмана к произведениям искусства. Описания Аполлона Бельведерского и Бельведерского торса.

Винкельман и формирование теории неоклассицизма. «Мысли о подражании греческим образцам в скульптуре и живописи» (1755). Художественный процесс XVIII в.и идея «подражания древним». Суждение о современном искусстве в соответствии с критериями античности. «Благородная простота и спокойное величие».

Винкельман и коллекции древностей. Проблема атрибуции.

Образ античности Винкельмана и его воздействие на европейскую культуру Нового времени. Ницше как анти-Винкельман.

Германия

Немецкое Просвещение. Сочинения Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803), Фридриха Шиллера (1759–1805) и проблемы изобразительных искусств.

Людвиг Гагедорн. «Размышления о живописи» (1762).

Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). «Лаокоон» (1766). Конец принципа ut pictura poesis. Утверждение специфики пластических и словесных искусств. Переход от понятия «изящные искусства» к понятию «изобразительные искусства» (Bildende Künste).

Соломон Гесснер. «Письмо о пейзажной живописи» (1770), его восприятие в Англии.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832).

Взгляды Гете на изобразительное искусство – от «бури и натиска» к веймарскому классицизму.

Диалектика классического и современного. Универсальность вкусов Гете – между готикой («О немецком зодчестве», 1771, 1823) и античностью («О Винкельмане»). Концепция «мировой литературы».

«Итальянское путешествие» и традиция описаний Италии.

Статьи об изобразительном искусстве («Рюисдаль как поэт» (1813), «Джузеппе Босси о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи» (1817) и др.).

Гете и молодое поколение (Рунге, братья Буассере) – поиски взаимопонимания.

Журнал «Пропилеи» (1798–99) и проблемы изобразительного искусства. Веймарский художественный конкурс (с 1799).

Девятнадцатый век

Конфликтный характер развития искусства в XIX в. Роль критики в утверждении и защите новых художественных явлений. Функциональный характер критики. Критика и художественный рынок. Место критики в системе культурной жизни XIX в. Профессионализация критики. Периодическая печать. Специальные издания по изобразительному искусству. Теория искусства, история искусства и художественная критика, их взаимодействие.

Эстетика романтизма и художественная критика. Новые представления о природе творчества, характере творческого процесса, личности художника. Внимание к процессу восприятия художественного произведения («пассивные гении» Жан-Поля).

Теория немецкого романтизма и изобразительное искусство. «Эстетика» Гегеля. Эстетические взгляды Шеллинга и изобразительное искусство.

Вильгельм Карл Вакенродер. Легенда о Рафаэле – образ идеального художника («Сердечные излияния отшельника – любителя искусств» (1797), «Фантазии об искусстве» (1799).

Фридрих Шлегель. «Описания картин из Парижа и Нидерландов» (1803), «Об отношении изобразительного искусства к природе» (1807).

Ф.В.Б. фон Рамдор (1757–1822) – полемика о принципах пейзажа в связи с «Распятием в горах» Фридриха (1809). К. Брентано. А. Мюллер. К. Г. Карус. Статья Г. фон Клейста о картине К. Д.Фридриха «Монах у моря» (1810).

Романтизм и радикальное изменение характера текстов художника – теоретические работы Отто Филиппа Рунге: поэзия, натурфилософия, мистицизм.

Готическое искусство в восприятии романтиков. Художественные и идеологические последствия отождествления «готического» и «немецкого».

Генрих Гейне (1797–1856) как художественный критик. «Путешествие по Гарцу» (1824), «Италия» (1828), «Салон» (1831–34), «Романтическая школа» (1834). Гейне о Делакруа. Проблема отношения художника и общественных вкусов.

Формирование марксистских взглядов на искусство. Маркс об искусстве. Франц Меринг.

Франция

Художественный процесс во Франции XIX в. Основные художественные проблемы и центральные мастера. Конфликтность художественной жизни. Общество и художник. Художественные институты: салон, музей, рынок. Французские писатели и изобразительное искусство.

Сложение жанров художественной критики. Ведущие периодические издания и их художественная политика. Критика и художественный рынок.

Полемика классицистов и романтиков первой трети XIX в. Кризис школы. Салон 1824 г. Эстетические и политические пристрастия критики.

Катрмер де Кенси (1755–1848) – хранитель классицистической доктрины. «Об идеале» (1805), «О природе, целях и средствах подражания в искусстве» (1823). Эмерик Давид (1755–1839). «Похвальное слово Пуссену» (1812). Полемика с Катрмером де Кенси.

Э.-Ж. Делеклюз – бескомпромиссный классицист (обзоры салонов 1831-1863, проблема идеала, противопоставление «гомеристов» и «шекспиристов»).

Адольф Тьер (1797–1877) о романтическом искусстве, защита принципа свободы творчества. Тьер и Делакруа.

Огюст Жаль (1795–1873) – пропагандист романтизма в 1810-30-е годы. Романтическое искусство и политическая свобода. Делакруа в оценке Жаля.

Стендаль (1783–1842). Статьи о Салоне 1824 г. Оценка Делакруа и Констебля. Проблема современного идеала. «Расин и Шекспир» (1823). «История живописи в Италии».

Искусство прошлого как среда обитания современного человека («Прогулки по Риму»).

Эжен Делакруа (1798–1863). Статьи об искусстве. Письма. Дневник. Их значение для понимания современной художественной жизни и задач искусства.

Луи Вите и формулировка двух проблем искусства XIX в.: живописная законченность и завершенность отвлеченной формы; противоположность выразительности и неоклассической композиции (Салон 1827 г.).

Теофиль Готье (1811–1872) – критик-поэт. Концепция «искусства для искусства». Природа романтического эстетизма. Первичность искусства по отношению к жизни и восприятие действительности через призму искусства: «искусство для искусства» как «искусство об искусстве». Отрицание утилитарного предназначения искусства. «О прекрасном в искусстве» (1847). Статьи о салонах. Готье о Делакруа, Коро, Милле, барбизонцах, Мане. «Изящные искусства в Европе» (1855).

Жан-Батист-Гюстав Планш (1808–1857). Революция 1830 г. ее воздействие на формирование критика. «Салон 1831 года». Демократия и прогресс искусства. «О французской критике» (1835) – задачи и методы критики. «Портреты художников». «Этюды о французской школе» (1831–52). Газета «Реализм» (1856). Три пути современного искусства – реанимация старого (Энгр), компромисс (Салон), романтическое искусство воображения. Борьба с официальным искусством Салона и «золотой середины». Защита Делакруа, Декана, Юэ, Руссо, Коро. Эволюция к классическому вкусу в результате путешествия по Италии в 1840-е гг.

Шарль Бодлер (1821–1867). Художественная критика в контексте литературного творчества. Бодлер о задачах и методе художественной критики. Очерки Салонов 1845 и 1846 гг., «Всемирная выставка 1855 года», «Салон 1859 года». Понятие романтизма у Бодлера. Романтизм и «современное искусство». Делакруа как воплощение идеала художника. Развитие французского искусства от Давида до Мане. Приемы характеристики индивидуального стиля художника и произведения искусства. Широта и точность оценок Бодлера.

«Красота современности» – центральная проблема критической мысли Бодлера. «Поэт современной жизни» (1863).

Реализм и художественная критика. Акции и манифесты Гюстава Курбе (1819–1877). Полемика вокруг реализма и Курбе: Торе, Шанфлери, Дюранти, Бодлер, Прудон, Кастаньяри, Сильвестр. Проблема соотношения идеала, красоты и природы.

Шанфлери [Жюль-Франсуа-Феликс-Юссон Флери] (1821–1879). Революция 1848 г. и социалистические идеалы критика. Формулирование представления о реализме в полемической статье «О г-не Курбе. Письмо к Жорж Санд» (1855). Сборник «Реализм» (1857). Проблема отображения реальности и эмоции художника. Выступления в пользу барбизонцев, Коро, Мане. Исследование народного лубка и массовой художественной продукции Великой французской революции.

Луи-Эмиль Дюранти (1833–1880). Экстремист реализма. Радикализация позиций Курбе («Манифест реализма», 1855). Газета «Реализм» (1856, шесть выпусков). Художественная жизнь как война направлений. Борьба с официальными учреждениями, призыв «сжечь Лувр». Утилитаризм. Требование изображать только видимое. Натура прекрасна сама по себе. Сближение с импрессионистическим кругом в 1860-е гг.

Жюль-Антуан Кастаньяри (1830–1888). Последовательный сторонник реализма и политических свобод. Один из создателей термина «натурализм». Многолетние обзоры салонов (изд. 1892). Обыденная жизнь и человеческая индивидуальность как главные объекты изображения. Новая роль портрета, пейзажа и бытового жанра. Критика фотографического реализма. Борьба с «классиками». Последовательная защита реалистов (Курбе и Руссо). Первый, кто использовал название «импрессионисты» в положительном смысле (1874).

Теофиль Торе (псевд.: Уильям Бюргер, 1807–1869). Влияние социалистических идей. Политическая эмиграция 1849–1860. Проблема пользы и красоты. Отношение натурализма и социального движения. Открытие Вермера. Проблема законченности и выразительности. Искусство как выражение любви к природе и утрата чувства природы как источник упадка современного творчества. Торе и осмысление значения современного французского пейзажа (Т. Руссо, Коро). Торе и импрессионисты. Торе о проблемах критики.

Эжен Фромантен (1820–1876) и его книга «Старые мастера» (1876). Восприятие классического искусства на основе опыта передового искусства XIX в. Фромантен и живописные проблемы его времени.

Эмиль Золя (1840–1902). Литературная практика, теория натурализма и художественная критика. Роман «Творчество» (1886). Природа конфликта с Сезанном. Произведение как выражение индивидуальности художника. Понятие темперамента. «Мой Салон» (1866). «Эдуард Мане» (1867). «Парижские письма» («Вестник Европы», СПб., 1875–1880). Статьи об импрессионистах. Эволюция взглядов Золя на импрессионизм.

Импрессионизм и художественная критика. Массовая периодика и формирование образа нового искусства.

Дискуссия о связи импрессионизма с натурализмом, позитивизмом. «Оптический» аспект импрессионистического метода.

Дискуссия вокруг выставки 1874 г.

1876 – антиимпрессионистическая кампания в прессе. А. Вольф (публицист «Фигаро»). Журнал «Импрессионист» (1877). Ж. Ривьер. Теодор Дюре. «Художники-импрессионисты» (1878). Закари Астрюк, Жорж Ривьер, Теодор Дюре – защитники импрессионистов.

Эдмон и Жюль де Гонкур. Возрождение интереса к живописи XVIII в. Мифологизация эпохи. Образ Ватто. «Искусство XVIII в.» (1857–1865).

Символизм в художественной критике

Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907). От натурализма к декадансу («Наоборот») и католицизму («Собор»). Защита современного искусства: импрессионисты, Дега, Гоген («Современное искусство»). Движение к символизму (Моро, Редон, Пюви де Шаванн). Сборник «Некоторые» (1889). Жан Мореас «Манифест символизма» (1886).

Импрессионизм и постимпрессионизм сквозь призму символистской эссеистики. Андре Орье (1865–1892) о Ван Гоге и Гогене. Шарль Морис (1861-1919). Эмиль Бернар (1868–1941). Воспоминания о Сезанне.

Гюстав Жеффруа (1855–1926).

Камиль Моклер (1872–1945) об импрессионизме. Эволюция взглядов.

Феликс Фенеон (1863–1944) и его роль в художественной жизни. Проблема импрессионизма и дивизионизма («Импрессионисты в 1886 году»). Понятие «нео-импрессионизм». Поль Синьяк и теория дивизионизма.

Морис Дени (1870–1943) – художник и теоретик искусства. Определение задач неотрадиционализма. «Католическое возрождение» и живопись Дени. «Искусство Рима, или классический метод» (1896). «От символизма и Гогена к новому классическому порядку» (1913).

Художественная периодика во Франции на рубеже XIX–XX вв.: «Меркюр де Франс», «Ревю эндепендан», «Ревю бланш».

Авангардные журналы рубежа XIX–XX вв.

Социально-политические конфликты во Франции рубежа XIX–XX вв. Консервативная и шовинистическая реакция против современного искусства.

Англия

Особенности художественной ситуации в Великобритании в XIX в. Феномен викторианского искусства: господствующая мораль и общественный вкус. Романтическая традиция. «Готическое возрождение». Прерафаэлитское братство.

Джон Рëскин (1819–1900). Эволюция взглядов критика. Критика и просветительская деятельность Рëскина как общественное явление. Проблема прекрасного, пользы и нравственности. Моральный критерий в искусстве. Эстетическая и этическая критика машинной цивилизации. Стилистические категории по Рëскину (линия, масса, пространство, цвет и т. д.), их соотнесенность с различными типами творчества. Пейзаж в системе взглядов Рёскина. Искусство Тёрнера («Современные живописцы» 1843–1846). Рëскин об архитектуре: «Семь светочей архитектуры» (1847), «Камни Венеции» (1852).

Уильям Моррис (1834–1896). Связь с прерафаэлитским движением и воздействие Рëскина. Идеи дизайна и социально-эстетическая утопия – эстетическая среда как средство гармонизации личности и общества. Лекции Морриса («Искусство и социализм» (1884); «Полезная работа и бесполезный труд»; «Возрождение художественного ремесла»).

Уолтер Пейтер (1839–1894). «Очерки по истории Ренессанса» (1873). Художественная индивидуальность и единичное произведение как объекты внимания критика. Произведение как «вторая природа» для интерпретатора. Мифологизация шедевров (описание «Моны Лизы» и восходящая к нему традиция). Расщепление этики и эстетики. Проблема языка – адекватность словесных средств предмету описания. Влияние творчества Пейтера на английский и европейский эстетизм рубежа XIX–XX вв. (Оскар Уайльд).

Джеймс МакНейл Уистлер. Судебный процесс с Рëскиным (1878). «Изящное искусство создавать врагов» (1890).

Германия и Австрия

Формирование научного искусствознания в странах немецкого языка. Якоб Буркхардт. Генрих Вельфлин. Алоиз Ригль. Аби Варбург.

Проблема «чистой визуальности». Роберт Фишер, Конрад Фидлер (1841–1895), Адольф Хильдебранд (1847–1921). «Проблема формы в изобразительном искусстве».

Формирование теории «вчувствования». Вильгельм Воррингер. «Абстракция и вчувствование» (1909).

Критика и рынок современного искусства. Немецкая художественная периодика. Немецкие музеи и современное искусство – политика собирательства как «критика действием» (Вильгельм фон Боде, Гуго фон Чуди, Карл Эрнст Остхауз).

Самосознание культуры конца столетия. Макс Нордау. «Вырождение» (1892) и воздействие книги на интеллектуальный климат эпохи. Герман Бар. Проблема современности в искусстве («К критике современности», 1890). Проблема импрессионизма и натурализма, понятие Nervenkunst.

Подведение итогов искусства XIX столетия. Исторические обзоры и их воздействие на образ современного искусства. Корнелис Гурлитт. «Немецкое искусство XIX в.». Рихард Мутер. «История живописи XIX в.».

Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) – ведущий немецкий критик конца XIX – начала XX в.. Французская живопись ХХ в. как модель развития. Эдуард Мане – идеал современного живописца. «Казус Беклин» (1905) – против литературности и национализма в искусстве.


Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: