Праздник «1 Мая»

Первые маевки. В июле 1889 года решением Первого (Парижского) конгресса II Интернационала Первое мая было объявлено праздником трудящихся.

Рождению Дня солидарности трудящихся всех стран предшествовали события, наполненные глубоким драматизмом.

В 80-е годы Х1Х столетия рабочие Америки включи­лись в движение, проходившее под лозунгом «Требуем восьми­часового рабочего дня». Реакционная печать назвала это дви­жение «восьмичасовым безумием». По всей Америке прокати­лась волна демонстраций, на которых рабочие пели знаменитую песню:

Мы хотим этот мир переделать,

Надоел рабский труд за гроши!

Мы устали корпеть и ни часа

Не иметь для себя, для души.

На фабриках, верфях, заводах

Пусть требует каждый рабочий:

Восемь — на труд,

Восемь — для сна,

Восемь — делай, что хочешь!

Центром борьбы рабочего класса Америки за свои права стал Чикаго — крупнейший промышленный центр США. 1 мая 1886 года рабочие Чикаго объявили всеобщую забастовку. До­биться восьмичасового рабочего дня было целью сорокатысяч­ной армии забастовщиков. В этот день по улицам Чикаго прошла восьмидесятитысячная демонстрация рабочих и их семей. Правительство повело наступление на забастовщиков. 4 мая 1886 года во время митинга на площади Хеймаркет был спро­воцирован взрыв бомбы. Власти арестовали сотни людей. По­лиция громила профсоюзные организации, квартиры рабочих; лидеры пролетарского движения были преданы суду и приговорены к смерти. Но это не остановило трудовой люд Америки; продолжая борьбу чикагского пролетариата за восьмичасовой рабочий день, трудящиеся предложили ежегодно 1 мая проводить демонстрации.

Первый конгресс II Интернационала, собравшийся в Па­риже в 1889 году, принял решение о праздновании 1 мая как дня международной пролетарской солидарности. В 1890 году впервые состоялись первомайские митинги трудящихся Англии, Германии, Франции.

Р. Роллан упоминает о грандиозных первомайских полити­ческих манифестациях, проведенных в Бельгии в 1896, 1897, 1898 годах (в Брюсселе, Ренте, Шарлеруа). В этих народных манифестациях большое место отводилось искусству - песням, чтению стихов, массовой пантомиме, танцам.

В России массовые первомайские выступления трудящихся Харькова в 1900 году явились доказательством сплоченности рабочего класса России, его решимости отстоять свои права.

Рабочий праздник становится политической демонстрацией, рождением нового этапа в революционной борьбе. Единый сплав политики и народного праздника — вот что будет впо­следствии определяющим фактором в создании массовых по­литических празднеств Советской России. А празднование Пер­вого мая - Дня солидарности трудящихся всех стран - на дол­гие годы превратится в один из политических массовых празд­ников нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: