Первые маевки. В июле 1889 года решением Первого (Парижского) конгресса II Интернационала Первое мая было объявлено праздником трудящихся.
Рождению Дня солидарности трудящихся всех стран предшествовали события, наполненные глубоким драматизмом.
В 80-е годы Х1Х столетия рабочие Америки включились в движение, проходившее под лозунгом «Требуем восьмичасового рабочего дня». Реакционная печать назвала это движение «восьмичасовым безумием». По всей Америке прокатилась волна демонстраций, на которых рабочие пели знаменитую песню:
Мы хотим этот мир переделать,
Надоел рабский труд за гроши!
Мы устали корпеть и ни часа
Не иметь для себя, для души.
На фабриках, верфях, заводах
Пусть требует каждый рабочий:
Восемь — на труд,
Восемь — для сна,
Восемь — делай, что хочешь!
Центром борьбы рабочего класса Америки за свои права стал Чикаго — крупнейший промышленный центр США. 1 мая 1886 года рабочие Чикаго объявили всеобщую забастовку. Добиться восьмичасового рабочего дня было целью сорокатысячной армии забастовщиков. В этот день по улицам Чикаго прошла восьмидесятитысячная демонстрация рабочих и их семей. Правительство повело наступление на забастовщиков. 4 мая 1886 года во время митинга на площади Хеймаркет был спровоцирован взрыв бомбы. Власти арестовали сотни людей. Полиция громила профсоюзные организации, квартиры рабочих; лидеры пролетарского движения были преданы суду и приговорены к смерти. Но это не остановило трудовой люд Америки; продолжая борьбу чикагского пролетариата за восьмичасовой рабочий день, трудящиеся предложили ежегодно 1 мая проводить демонстрации.
Первый конгресс II Интернационала, собравшийся в Париже в 1889 году, принял решение о праздновании 1 мая как дня международной пролетарской солидарности. В 1890 году впервые состоялись первомайские митинги трудящихся Англии, Германии, Франции.
Р. Роллан упоминает о грандиозных первомайских политических манифестациях, проведенных в Бельгии в 1896, 1897, 1898 годах (в Брюсселе, Ренте, Шарлеруа). В этих народных манифестациях большое место отводилось искусству - песням, чтению стихов, массовой пантомиме, танцам.
В России массовые первомайские выступления трудящихся Харькова в 1900 году явились доказательством сплоченности рабочего класса России, его решимости отстоять свои права.
Рабочий праздник становится политической демонстрацией, рождением нового этапа в революционной борьбе. Единый сплав политики и народного праздника — вот что будет впоследствии определяющим фактором в создании массовых политических празднеств Советской России. А празднование Первого мая - Дня солидарности трудящихся всех стран - на долгие годы превратится в один из политических массовых праздников нашей страны.