Проблема информационной безопасности

СМИ есть важнейший механизм, с помощью которого го­сударство поддерживает некоторый базовый национальный консенсус по поводу общих ценностей и идеологем, состав­ляющих национальную идентичность. Тем самым в значи­тельной степени обеспечивается стабильность общества.

Отмечая огромную роль СМИ в поддержании и укрепле­нии национальной идентичности и национального суверени­тета, современный исследователь Монро Прайс вводит по­нятие «рынка лояльностей» — особого рынка, субъекты ко­торого используют регулирование информационных потоков, создавая своего рода «информационный картель».

Государство является важнейшим участником «рынка ло­яльностей». Каждое государство, как утверждает Прайс, «ве­дёт со своими гражданами разговор о законности своего су­ществования. В этом разговоре государство занимается са­мооправданием, требуя от граждан лояльности»1. Подмост­ки для этого постоянного диалога и предоставляют СМИ. Отсюда — естественное стремление государства контролиро­вать их.

«Те, кто управляет рынком лояльностей, — пишет Прайс, — создают совокупность идеологем и повествовательных схем, которые используются господствующей группой или коали­цией для сохранения власти. Уже поэтому возможность такого

1 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный пе­риод: право, общество и национальная идентичность. — М.: Изд-во МГУ. 2000. — Электронная публикация — https:// www.medialaw.ru/publications/books/mp/4.htm


управления стала для многих стран залогом стабильнос­ти. Этот рынок существовал везде и всегда. Отличие сегод­няшнего рынка заключается в количестве его участников, его размерах и границах, а также характере регулирующих инстан­ций, способных определить и навязать правила участия в рын­ке и исключения из него»1.

В современном глобализирующемся мире государства, под­держивающие национальные «рынки лояльностей», или, ины­ми словами, стремящиеся сохранить национальную и культур­ную идентичность как залог социальной и политической ста­бильности, сталкиваются с проблемами информационной эк­спансии со стороны других государств и транснациональных СМИ. Распространение интернета, кабельного и спутниково­го телевидения усложняет контроль государства над информа­ционными потоками. Прайс отмечает, что существует два воз­можных типа реагирования государства на данный вызов.

Во-первых, государство стремится защитить своё инфор­мационное пространство от нежелательного информационного воздействия с помощью разнообразных протекционистских мер, поддержки национальных вещателей и правовых огра­ничений деятельности внешних СМИ в пределах собственных государственных границ.

Во-вторых, государство стремится оказывать влияние на информационное пространство других государств. Эти цели достигаются разными способами: от выработки договорённо­стей и всё более эффективного использования новейших технологий до силовых методов воздействия.

После известных событий 11 сентября 2001 года проблема государственного контроля СМИ обострилась с новой силой, и государства активизировали свои усилия в этом направле­нии. В.В. Орлова отмечает в связи с этим:

1 Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет: рефе­рат Ю. Кимелева // Отечественные записки. 2003. № 4.

«Сегодня государство становится всё более активным в информационной сфере... Политические стратегии прави­тельств реализуются посредством вмешательства в медиасреду других государств, и целью стратегической информацион­ной интервенции является изменение политического климата


и общественных настроений в стране-мишени...С другой сто­роны, как показывает практика, правительства развитых стран могут контролировать, ограничивать в доступе на террито­рии других государств глобальные телесети новостей и Ин­тернет. Так, CNN чуть было не сняли со спутниковых систем в Израиле в 2002 году: израильские власти были недовольны освещением ближневосточного кризиса американской телеком­панией, считая, что CNN активно поддерживает палестин­цев. ВВС World в течение шести лет (с 1994 по 2000 год) оста­валась практически закрытой для Китая, после того как допу­стила критику в адрес китайского правительства. В Китае закрыт доступ к некоторым онлайновым СМИ. В 2001 году посредством дипломатических переговоров с властями Ката­ра правительство США пыталось «укротить» арабскую теле­сеть новостей AL-Jazeera. Война в Ираке 2003 года оконча­тельно утвердила возможность силового решения в отноше­нии неугодных СМИ: целями американских войск стали ирак­ское телевидение и радио, а открытие англоязычного сайта AL-Jazeera, намеченное на март 2003 года, было приоста­новлено (по официальной версии, из-за ущерба, нанесённо­го хакерами).

Регулирование средств массовой информации отошло от внутренних форм контроля и перешло к внешним формам, региональным, многосторонним, сместилось от законодатель­ных мер к переговорам и соглашениям. Сейчас правитель­ства уделяют много внимания информации, поступающей из других стран, и вновь пытаются контролировать новостные потоки, действуя на глобальном рынке лояльностей»1.

1 Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информацион­ном рынке. — М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2003. — Элект­ронная публикация — https://evartist.narod.ru/text5/70.html

Необходимость защиты собственного информационного пространства становится, таким образом, одним из направ­лений государственной политики. Если обратиться к отече­ственным реалиям, то еще в 2000 году был выработан офи­циальный документ — «Доктрина информационной безопас­ности Российской Федерации» (текст документа содержится в Приложении 7), который и должен был послужить основой


для формирования отечественной государственной политики по данному направлению. Целью обеспечения информаци­онной безопасности должна служить защита национальных ин­тересов России. В «Доктрине...» выделяются четыре основ­ные составляющие национальных интересов в информацион­ной сфере:

■ Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в об­ласти получения информации и пользования ею, обес­печение духовного обновления России, сохранение и ук­репление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потен­циала страны. (Для достижения этого требуется, в част­ности, повысить эффективность использования инфор­мационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духов­ного возрождения многонационального народа Россий­ской Федерации.)

■ Информационное обеспечение государственной полити­ки Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достовер­ной информации о государственной политике РФ, её официальной позиции по социально значимым событи­ям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информа­ционным ресурсам. (В плане решения этой задачи пред­полагается укреплять государственные средства массовой информации.)

■ Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,...обеспечение по­требностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок...

■ Защита информационных ресурсов от несанкционирован­ного доступа, обеспечение безопасности информацион­ных и телекоммуникационных систем, как уже развёрну­тых, так и создаваемых на территории России.

Таким образом, задачи обеспечения информационной без­опасности государства шире, чем только лишь поддержка и укрепление национальных СМИ и культивируемого ими


образа национальной идентичности, но и данная задача — одна из важнейших.

Среди угроз информационной безопасности России, су­ществующих на сегодняшний день, «Доктрина...» выделяет, в частности, «угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и инфор­мационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России», «угрозу информационному обеспечению государственной по­литики Российской Федерации», «нерациональное, чрезмер­ное ограничение доступа к общественно необходимой инфор­мации», «вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информацион­ного рынка и усиление зависимости духовной, экономиче­ской и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур», «девальвация духов­ных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в россий­ском обществе».

Источником внешней угрозы информационной безопас­ности России является также «стремление ряда стран к доми­нированию и ущемлению интересов России в мировом ин­формационном пространстве, вытеснению её с внешнего и внутреннего информационных рынков», «деятельность меж­дународных террористических организаций», «разработка ря­дом государств концепций информационных войн, предус­матривающих создание средств опасного воздействия на ин­формационные системы других стран мира».

В «Доктрине...» предложен комплекс методов по обеспе­чению информационной безопасности, среди которых и пра­вовые, и организационно-технические, и экономические.

Влияние СМИ на восприятие политики и политическое поведение

СМИ не только способны служить инструментом государ­ственной политики и посредником между государством и гражданским обществом. СМИ, и главным образом электронные


(радио, телевидение), привели к изменению каче­ства политической деятельности, способа восприятия поли­тики, форм взаимодействия субъектов политической деятель­ности и гражданского общества.

С распространением СМИ, особенно телевидения, поли­тика непосредственно вошла в частную жизнь граждан. Люди получили возможность постоянно видеть и слышать полити­ческих деятелей, быстро узнавать информацию о важнейших политических событиях, а также, что немаловажно, — о жиз­ни самих участников и творцов этих событий. Политические споры и политическая борьба превратились в привычный эле­мент «телеменю». Национальные лидеры получили возмож­ность напрямую обращаться к своему народу, а народ — воз­можность оценивать их достоинства и недостатки. Исчезла дистанция, разделяющая политиков и граждан.

С массовым распространением электронных СМИ полити­ка неизбежно приобрела характер зрелища, захватывающего спектакля. И одной из важнейших задач политиков стало со­здание благоприятного имиджа, конструированию которого уделяется не меньше внимания, чем выработке собственно политической программы.

Ни один крупный политик не может обойтись сегодня без штата профессионалов, отвечающих за создание и поддержа­ние его образа, включающего стиль поведения и одежды, манеру речи. Любое появление на публике тщательно режис­сировано, импровизированные шутки и остроумные ответы на «неожиданные» вопросы зачастую планируются заранее. Речи политиков, произносимые для широкой аудитории, заранее пишутся специалистами.

Для СМИ политическая жизнь — постоянный объект вни­мания, главный источник новостей и сенсаций. Для поли­тиков СМИ — главный канал воздействия на общественное мнение. Взаимодействие субъектов политической власти и СМИ определяет способ подачи политической информации.

В освещении политической жизни средствами массовой информации существуют определённые общие принципы, выделенные в результате многочисленных исследований. В частности, Р. Харрис выделяет основной принцип подачи


политических новостей: отбор СМИ наиболее зрелищных и ключевых политических событий.

Не все политические события освещаются одинаково под­робно. Предпочтение отдаётся нерядовым событиям (напри­мер, выборам), ошибкам и скандалам, связанным с деятель­ностью политиков (оговорки, допущенные в публичных вы­ступлениях, аморальные поступки и т.д.). Много внимания уделяется встречам политиков с другими значительными и известными людьми (или «представителями народа»). Нако­нец, СМИ всегда охотно демонстрируют живую, непосред­ственную реакцию людей на те или иные политические собы­тия (показ ликующих или, напротив, разъярённых толп). Нередко «живая» реакция создаётся искусственно и целена­правленно. Например, людям могут платить за то, что они радостно приветствуют того или иного политика.

Довольно распространённой практикой является создание политических «псевдособытий» — например, поездка долж­ностного лица по стране и «незапланированные» встречи с народом, позволяющие лишний раз напомнить о данном по­литике и подчеркнуть его позитивные качества. «Псевдосо­бытия» могут быть и негативного плана. С помощью «псев­дособытий» можно отвлечь внимание аудитории от каких-либо действительно важных проблем или кризисных явлений.

Отбор информации приводит к тому, что вне поля зрения СМИ (а значит, и их аудитории) остаётся рутинная, повсе­дневная деятельность, связанная с политическим управле­нием, реальные механизмы политической борьбы и приня­тия политических решений, информация о действительной квалификации и компетентности тех или иных политических деятелей (в отличие от информации об их личной жизни, пристрастиях и особенностях характера).

СМИ обычно не освещают подробности политических, экономических, социальных программ, выдвигаемых как от­дельными политиками, так и партиями, ограничиваясь лишь самыми общими замечаниями. При существующей во мно­гих демократических странах практике публичных предвыбор­ных дебатов их участники избегают излишне сложных дискус­сий. Это связано не столько с сознательным стремлением


утаить что-то от аудитории, сколько с психологическими за­конами восприятия информации. Люди, как правило, не склонны следить за логичностью и последовательностью ар­гументов. Они предпочитают краткость, внятность, образ­ность высказываний. Большую роль играют личностные ха­рактеристики участников дебатов, их способность внушать аудитории доверие и симпатию. Особенности телевидения как визуального СМИ только укрепляют эти установки.

Важной составляющей политической информации, транс­лируемой СМИ, является политическая реклама. Употреб­ление подобного термина может вызывать неприятие, но тем не менее практика «продвижения» того или иного политика или партии часто подразумевает использование именно мето­дов рекламы. Поэтому понятие «политическая реклама» дос­таточно широко употребляется, что вполне обосновано.

Р. Харрис отмечает, что основными целями политиче­ской рекламы являются:

■ узнавание имени кандидата;

■ донесение до аудитории ключевых принципов его про­граммы (в наиболее выгодном ключе);

■ создание подходящего имиджа кандидата;

■ донесение до аудитории позиции кандидата по наиболее значимым для общества проблемам;

■ привлечение средств.

Методы политической рекламы такие же, что использу­ются в рекламе коммерческой. Это, по мнению Харриса, ин­формационный, эмоциональный, патриотический методы, метод пробуждения страха, метод стимулирования чувства до­стижения, юмористический, рекомендательный.

Информационный метод подразумевает донесение до ауди­тории информации о свойствах товара, а в случае политиче­ской рекламы — информации о кандидате, его целях и про­грамме. Этот тип рекламы больше подходит для размещения в газетах и журналах, чем на телевидении.

Эмоциональный метод более распространён. Он подразу­мевает обращение к эмоциональной составляющей установок аудитории. Реклама обращается к таким устойчивым ценно­стям, как дружба, семья, традиции и т.д. В политической


рекламе может подчёркиваться, например, привязанность кандидата к своей семье, его высокие моральные качества, верность, надёжность, честность. Кандидат может предста­вать как защитник слабых, борец за справедливость и т.д.

Для политической рекламы особенно удобны патриотиче­ский метод и метод пробуждения страха. Патриотический ме­тод подразумевает обращение кандидата к чувству националь­ной гордости, воспоминаниям о великих событиях отечествен­ной истории, попытки провести параллели между кандида­том и выдающимися политическими деятелями прошлого.

Метод пробуждения страха основан на создании чувства тревоги и угрозы у аудитории. Ей рассказывают, какие нега­тивные события могут произойти, если она не сделает «пра­вильный выбор» — т.е. не поддержит определённого кан­дидата.

Важной составляющей политической рекламы является негативная реклама. Негативная реклама подразумевает кри­тику и даже дискредитацию политических оппонентов и со­ставляет важнейший элемент политической борьбы. Однако этот вид рекламы может быть опасен, так как при переиз­бытке негативной информации о сопернике аудитория может «качнуться» в сторону тех, кто подвергается слишком актив­ной и агрессивной критике. Харрис отмечает интересный и важный факт: исследования показали, что зрители воспри­нимают негативную политическую рекламу «менее благосклон­но», чем позитивную, однако запоминают её лучше.

Об эффекте политической рекламы Р. Харрис пишет сле­дующее:

«Несмотря на представление о том, что важнейшая цель политической рекламы — изменить установки избирателей, относительно мало политических рекламных клипов в дей­ствительности влияют на чьё-либо сознание так, что люди меняют свой выбор...Политическая реклама помогает крис­таллизовать существующие установки и уточнить их....Поли­тическая реклама может подкрепить существующие установки для того, чтобы держать не очень уверенного избирателя «в кругу» сторонников. Такая установка подкрепляется, скорее всего, для того, чтобы она сработала в день выборов, и в качестве


отпора попыткам противоположного кандидата изменить сло­жившееся положение. Политические стратеги всегда беспоко­ятся о слишком «мягкой» поддержке избирателей, которые склоняются к их кандидату, но не очень преданы ему. Многие рекламные клипы предназначены именно для таких людей. Порой политическая реклама может действительно отвращать избирателя от одного кандидата и притягивать к другому, но такие случаи редки и их количество не возросло с появлени­ем телевидения. Разумеется, поскольку многие выборы реша­ются незначительным процентом голосов, такие случаи важ­ны. Реакция на политическую рекламу может зависеть от свя­зи, которую избиратель ощущает с кандидатом... Такая связь установок может основываться на объективном убеждении («мне нравится его экономическая программа») или субъек­тивном эмоциональном критерии («я думаю, что он хоро­ший»). Иногда эти два критерия могут противоречить друг другу, как в случае, когда есть объективная связь — соглаше­ние с позицией кандидата по всем пунктам программы, но страстное неприятие на эмоциональном уровне. Ориентиро­ванная на имидж реклама может воздействовать иначе, чем ориентированная на программу»1.

Политическую рекламу в СМИ можно рассматривать как одну из форм политической пропаганды. Политическая про­паганда возникла вместе с массовым политическим участием и формированием зависимости политиков от общественного мнения и общественной поддержки. О значимости полити­ческой пропаганды писали как многочисленные исследовате­ли, так и политические деятели, использовавшие этот меха­низм для достижения своих целей.

Г. Лассуэлл определял пропаганду как «управление кол­лективными аттитюдами (установками) посредством мани­пулирования значимыми символами». Пропаганда — инст­румент политической борьбы и политического управления. Сама по себе она не может рассматриваться как «хорошая» или «плохая». Её целью является убеждение массы людей.

Как полагал Лассуэлл, главным содержанием пропаганды является распространение политических мифов. Отечественный

1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.—М., 2002.


исследователь О.Л. Гнатюк, обобщая идеи Лассуэлла о про­паганде, пишет:

«Пропаганда как управление значимыми символами пред­полагает, по мнению Г. Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как «совокупность социальных убеждений, вклю­чающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства». Полити­ческий миф — это не только «иррациональное», принимае­мое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г. Лассуэлл по­лагает, что политический миф реализуется в политических докт­ринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как «креденда» и «миранда», в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. «Креденда» (доверие) — это сфера рационального сознания, более соответствующая политиче­ским доктринам; это уставы, конституции, декларации, догово­ры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к влас­ти на когнитивном уровне. «Миранда» (мираж, сверхъесте­ственное) — это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуника­тивные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движе­ния, невербапику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. По­средством пропаганды, «креденды» и «миранды» осуществля­ются политическое управление обществом, политическая ком­муникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика — т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика)»1.

Основные механизмы пропагандистского воздействия до­статочно просты и многократно описаны в соответствующей литературе. В частности, Г. Блумер, американский социо­лог, исследовавший механизмы коллективного поведения, выделил ряд простейших правил, применяемых в пропаганде.

1 Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902—1978) // Акту­альные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПБГПУ, 2004. С. 20.


Во-первых, чтобы внушить людям некую идею, необходи­мо привлечь к ней внимание.

Во-вторых, объект пропаганды должен быть представлен в самом выгодном свете.

В-третьих, образы, используемые пропагандистами, должны быть яркими и убедительными, а лозунги — корот­кими, простыми и доходчивыми.

В-четвёртых, необходимо постоянно повторять основные лозунги.

В-пятых, следует избегать споров с противниками, а твер­дить одно и то же.

Эти простые приёмы весьма эффективны, когда направ­лены на массы людей, внимание которых легко рассеивается.

Блумер выделяет три способа, благодаря которым пропа­ганда достигает своих целей. Первый способ подразумевает простую подтасовку фактов, манипулирование ими в своих целях. Второй способ — использование универсального про­тиворечия между «своими» и «чужими» (ингруппами и аутгруппами). Проще всего сплотить людей и заручиться их под­держкой, показывая им «врага», от которого происходят все беды. «Умение использовать эту модель «внутри группы/вне группы» является первейшим требованием, предъявляемым пропагандисту. Он должен стремиться заставить людей отож­дествить его взгляды с их внутригрупповыми установками, а противоположные — с их вне-групповыми установками. Именно наличие этого внутригруппового/внегруппового ан­туража и объясняет исключительную эффективность пропа­ганды во время войны»1.

И, наконец, следующий способ — это использование в пропагандистских целях тех установок и стереотипов, кото­рыми люди уже обладают. Пропагандист предстаёт как «свой», «достойный доверия», если показывает, что думает так же, как и его аудитория. Секрет всех успешных пропагандистов — умение играть на чувствах и убеждениях людей.

1 Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социоло­гическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 193.

Пропаганда — неотъемлемый элемент политической борь­бы. В демократических государствах, где существуют зако­нодательно


закреплённая свобода слова, многопартийность и политическая конкуренция, пропаганда всегда ограничива­ется контрпропагандой — пропагандой конкурирующих по­литических сил и комментариями разнообразных СМИ. По­этому общество имеет возможность знакомиться с различны­ми точками зрения.

В авторитарных, и особенно тоталитарных, государствах пропагандистское воздействие со стороны государства не встречает никаких ограничений и может приводить к суще­ственным деформациям в восприятии реальности. Ярким примером может служить тотальное воздействие нацистской пропаганды на немецкое общество во времена Третьего рейха.

СМИ предоставляют для пропаганды широчайшие возмож­ности, особенно если они монополизированы какой-то од­ной политической силой.

Не следует рассматривать пропаганду как заведомо «вред­ный» вид деятельности. Путём пропаганды могут распрост­раняться самые разные взгляды, и этот процесс не обяза­тельно должен сопровождаться ложью и искажением фактов. Основное значение имеет факт постоянного, направленного информационного воздействия на аудиторию с целью при­вить ей определённые взгляды. Пропагандировать можно не только политические доктрины, но, например, ценности здорового образа жизни и прочной семьи, ценности и дости­жения традиционной культуры. (В европейских странах се­годня, например, активно пропагандируется отказ от куре­ния, что уже приносит ощутимые результаты.)

Пропаганда, особенно пропаганда посредством СМИ, — это весьма действенный механизм воздействия на обществен­ное мнение, который может использоваться по-разному.

Вопросы

1. Какую роль сыграла пресса в формировании демократиче­ских политических институтов?

2. Какова история термина «четвёртая власть» и что он озна­чает?

3. В чём специфика развития прессы в России?


4. Что такое «традиционное» и «современное» государство?

5. Какова роль СМИ в современном государстве?

6. Опишите взаимодействие государства и СМИ при демокра­тическом и тоталитарном режимах.

7. Какова роль СМИ в поддержании национальной идентично­сти и суверенитета государства?

8. Что такое «рынок лояльностей»?

9. Назовите основные формы государственного контроля и регулирования СМИ, формальные и неформальные.

10. Что следует понимать под «информационной безопаснос­тью» государства?

11. Проанализируйте текст «Доктрины информационной без­опасности Российской Федерации». В чём заключаются ос­новные угрозы информационной безопасности России? Ка­кие меры должны быть приняты для преодоления этих уг­роз? Какова роль СМИ в укреплении информационной без­опасности?

12. Каким образом СМИ воздействуют на восприятие политики?

13. Опишите сущность и основные методы политической рек­ламы.

14.
Опишите сущность и основные приёмы пропаганды.

1. Аронсон Э. Общественное животное: введение в соци­альную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999.

2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короненский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналис­тики. — М.— Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003

3. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская со­циологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Бурдье 77. Социология политики. — М., 1993.

5. Волков Д. Империя зла: краткий курс // Отечественные записки. 2003. № 4.

6. Гудков Л. Идеологема «врага» // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997—2002 годов. — М.: Новое ли­тературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996.

8. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.

9. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейт­са // Отечественные записки. 2003. № 4.

10. Карлейль Т. История Французской революции. — М.: Мысль, 1991.

11. Кардифф Д., Сненелл П. Радио- и телевещание и нацио­нальное единство // Отечественные записки. 2003. № 4.

12. Крото Д., Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты со­временности- II: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казан­ского университета, 2001.

13. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Мар­кетинг», 2000.

14. Миллер Д. Стратегии продвижения и власть // Медиа: Введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15. Моссе Дж. Нацизм и культура: идеология и культура на­ционал-социализма. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

16. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отече­ственные записки. 2003. № 4.

17. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переход­ный период: право, общество и национальная идентич­ность. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

18. Прайс М. Средства массовой информации и суверени­тет // Отечественные записки. 2003. № 4.

19. Седов Л.А. Роль СМИ в избирательной кампании // Мо­ниторинг общественного мнения: экономические и со­циальные перемены. 2001. № 1.

20. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Изда­тельство АСТ», 2001.

21. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. — М.: Гардарики, 2006.

22. Флад К. Политический миф. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

23. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Изд. центр ACADEMIA, 1995.

24. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

25. Цуладзе А. Политическая мифология. — М.: Эксмо, 2003.


Предпосылки возникновения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: