В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятии во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.
Экономическая безопасность организации^ предприятия (ЭЕ) — это состояние защищенности жизненно важных интересов, предприятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:
состояние защищенности имеет динамический характер; внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние; система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности^
Нормативные гарантии — это правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности предприятия.
Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предприятия и построения и поддержания с его помощью высокой работоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования: соответствующей подготовки кадрон: принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива предприятия для обеспечения его безопасности.
256
Стр. 256 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.
При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к защите:
1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществление ко мп леке а управленческих мер и мероприятий, носящих предупредительный характер п направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразделений предприятия, его работников и членов их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспечению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;
2) реагирующая деятельность, те. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событии.
Предпринимательская деятельность связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: поставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и внешних связей предприятия могут реал и зов ываться угрозы его экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени зашиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.
Объектам системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текушем и перспективном периодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению
257
Стр. 257 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.
Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.
Основу разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства, должна состав-лятьопределеннаяконцепция, которая вкл ючает цел ь ком пл е кс -ной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.
Лель данной системы— минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного п реализуемого комплекса мероприятий экономп ко-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу системы безопасности; вторичными являются технические, физические и другие меры, В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.
Задачи, решаемые системой обеспечения экономической безопасности:
прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);
выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности',
принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;
постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.
258
Стр. 258 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов:
1) принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого субъекта предпринимательства, Негативными последствиями могут быть различного рода санкции правоохранительных органон:
2) принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектон. затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности;
3) сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности, Реактивные меры предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий',
4) принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно;
5) принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации-,
6) координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самого предприятия и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты;
7) полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов предприятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования,
Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней
259
Стр. 259 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства,
Внешние субъекты — органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательской деятельности. Эти органы формируют законодатель-ную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах,
Внутренние субъекты — лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работник]! из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.
Таким образом, комплексная система экономической безопасности предприятия должна включать в себя строго определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей п р едпр! [ним ател ьской делтел ьност! [.
Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организации, под которым понимается оценка состояния использования внутри организационных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осуществлять деятельность по обеспечению максимальной безопасности основных элементов своей работы,
Основные элементы экономической безопасности предприятия — это совокупность главных направлений его экономической безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию (рис. 73).
Каждый из элементов характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения,
Финансовые элементы могут быть определены как совокупность работ по обеспечению максимально высокого уровня платежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предприятия, повышению качества планирования и осуществления фи-
260
Стр. 260 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 261 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
ства предприятия', сохранность имущества предприятия от негати яных воздействии, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безопасности предприятия; проведен]те предупредительных действий к: источникам возможных угроз внешней среды предприятия.
Уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных возле йствин на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознанные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные обстоятельства и т.д.).
Угрозы экономической безопасности предпринимательства — это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц. нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.
Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные последствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопасности предпринимательства деятельность руководства предприятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, организацию производства совершенно нового товара. Все эти управленческие решения являются рискованными и могут иметь негативные экономические последствия, поскольку могут резко измениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальней шее развитие. Не может считаться угрозой безопасности предпринимательства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.
202
Стр. 262 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Действия же, определяемые как угрозы, сознательно направлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономическую безопасность.
Деятельность руководства предприятия, несмотря на рискованный характер, в общем соответствует действующему законодательству, Угрозы, как правило, предполагают нарушение законодательных норм {той или иной отрасли права — гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих, Для угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности характерны три признака:
сознательный и корыстный характер;
направленность действий на нанесение ущерба субъекту пред-
п р и н ] 1 мател ьства;
противоправный характер.
Рассмотрим классификацию угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности по различным критериям,
По источнику возникновения угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими на данном предприятии, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы — разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц, отвечающих за проверку контрагентов, Наибольшую опасность, как правило, представляют внешние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую — это реализация внешних «заказов*».
По экспертной оценке В.И. Ярочкина. 81,7% угроз совершается либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% — это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% — угрозы со стороны случайных лиц,
По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий,
Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей
263
Стр. 263 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекращение его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред. который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае п рои сходит л и кви д а цпя пре д п р и ягия.
Значительная степень тяжести последствии реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятельность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода,
Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери). сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времен и.
Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность,
По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.
К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с требованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью. Факторы малой вероятности данной угрозы:
угрожает один человек (а не организованная группа);
■ отсутствуют реальные возможности приведения угрозы н ис
полнение;
существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица либо сдачи его правоохранительным органам).
К реальным относятся, например, те угрозы, которые: сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества предприятия, похищением работников (руководителей);
осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования;
■ осуществляются с участием криминальных элементов,
Угрозы могут различаться по воздействию на стадия предпра-
нимателйской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания предприятия и на стадии его функционирования.
264
Стр. 264 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).
Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу — шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам — повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам — мошенничество, фальсификация финансовых документов, на-люты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам — несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.
По субъектам угроз угрозы классифицируются на:
угрозы со стороны криминальных структур;
угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;
угрозы со стороны контрагентов;
угрозы со стороны собственного персонала.
По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ушерб. и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.
Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны конкурентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Пространство угроз охватывает объект зашиты— персонал предприятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляют и е коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ушерб — моральный или материальный, а противодействие призвано снизить его величину,
Служба безопасности (СБ) на предприятии — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.
265
Стр. 265 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Необходимость СБ на предприятии определяется рядом причин, Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предупрежден ил и пресечения преступлении и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятии. Например, последствия нарушения делоноп этики персоналом предприятия, а также организациями-партнерами часто несьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции. а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются устранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступностью, включал о пер эти в но-розыскные, следственные, судебные. сохраняются за государственными правоохранительным]! органами. Службы безопасности на предприятиях решают главным образом задачи превентивного характера, предупреждения преступлений. затрагивающих интересы этих предприятий.
Руководитель предприятия, определяя характер С Б, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятии по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты,
Правовой базой для создания СБ яапяется Закон РФ чО частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации!* от 11 марта 1992 г. № 2487-1. которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм. вправе учреждать обособленные подразделения— службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя,
Служба безопасности предприятия может выполнять следующие функции:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
266
Стр. 266 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнерон;
3) установление обстоятельств неправомерного использования н предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, состаачяющпх коммерческую тайну:
4) выяснение биографических, и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых договоров;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества:
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;
8) защита жизни и здоровья граждан;
9) охрана имущества собственников, н том числе при его транспортировке:
10) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
11) консультирование и подготовка рекомендации клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств:
12) вооруженная охрана имущества собственников, а также
использование технических и иных средств, не причиняющих
вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства
оперативной радио- и телефонной связи,
Для обеспечения защиты экономической безопасности предпринимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:
1) принятие решения о необходимости создания СЭВ. Вопрос о создании С Б должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использования секретов производства, количества работников и т,п, Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.
После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЗБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное
267
Стр. 267 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ:
2} определение общих задач СЭБ — предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения)',
3} разработка положения о СЭБГ определение структуры и утверждение штатов:
4) набор кадров. Работникам]! СЭБ могут быть люди, специ
ально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как
основной, и привлеченные специалисты (например, главный
бухгалтер, юрист и пр.).
При подборе постоянных работников важнейшим требованием является профессиональная подготовка, В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции). имеюшим опыт работы и подходящим по морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе. СОБРе, ОМОНе, которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя:
5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации* предусматривает, что работники СБ. осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, должны получить в законном порядке лицензии.
Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внутренних дел по месту сноего нахождения следующие документы: заявление о согласовании устава С Б; устав СБ; ■ лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществления охранно-сыскной деятельности;
сведения о характере и направлениях деятельности СБ, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия,
В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров С Б руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным факто-
268
Стр. 268 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
ром повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.
Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач:
6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы С Б в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:
регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством предприятия;
отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах; анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эффективности работы СЭБ.
Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование деловых навыков, расширение знании, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.
В процессе повседневной деятельности следует уделять внимание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительными органами.
Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:
кадры — проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников С Б с помошью правоохранительных органов: информация — обмен взаимно]! информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.; организационное взаимодействие — создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны. установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов),
Структура СЭБ. как уже отмечалось, специфична для различных субъектов предпринимательской деятельности, посколь-
269
Стр. 269 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 270 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 271 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Предпринимателю следует учитывать, что организация эффективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.
К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действии, относятся прежде всего работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками. работники компьютерных подразделен и и,
Работники С Б должны проверять не только сохранность сотрудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям,
Для работников С Б индикаторами в выявлении работников, разглашающих конфиденциальную информацию, занимающихся хищением денег либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия. являются:
внезапный активный интерес к конфиденциальной информации. деятельности других подразделений; изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха; резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и пр.
Потенциальными правонарушителями являются сотрудники: имеющие значительные материальные затруднения: имеющие склонность к азартным играм; склонные к пьянству, имеюшие наркотическую зависимость: имеющие тяжело больных близких родственников: часто меняющие место работы; психически неуравновешенные.
Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов предприятия СБ целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебный! положением, представлять угрозы безопасности,
Важнейшей функцией СБ является всесторонняя проверка контрагентов. Причинами, которые снижают надежность контрагента и могут стать основаниями для отказа от подписания договора с ним, являются:
■ отсутствие у предприятия собственного помещения (предприятие арендует помещение, причем недавно):
Стр. 272 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
отсутствие работников в штате — имеются лишь одни руководители;
отсутствие движения денежных средств на счете; обслуживание предприятия в ненадеж ноле банке; несвоевременный расчет предприятия с бюджетом, банками, несоблюдение им сроков поставки и т.п.;
несовпадение юридического адреса предприятия и фактического местонахождения;
негативная информация о руководителе предприятия, Следует внимательно проанализировать учредительные и иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу— прежде всего для установления их подлинности и отсутствия признаков подделки.
Дня обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации предприятия, В этих целях руководство предприятия и СЭБ могут использовать аудиторские проверки,
Выводы
Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.
Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики', утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством: рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения: потеря внешнего рынка и т.д.
273
Стр. 273 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 274 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Тест 3. Указанные угрозы экономической безопасности не являются внутренними:
1) криминализация экономики;
2) высокий уровень внешнего долга;
3) низкая конкурентоспособность экономики;
4) приобретение иностранными фирмами российских предприятий;
5) высокий уровень инфляции.
Тест 4. Функции обеспечения национальной безопасности возложены на:
1) Госуда рственнуюДумуРФ;
2) Министерство финансов; РФ
3) СоветБеэопасностиООН;
4) М еждун ароднуга ор ган иэаци ю т руда.
Тест 5. Указанные элементы экономической безопасности предприятия не являются основными:
1) социальные;
2) финансовые;
3) информационные;
4) экологические;
5) культурные.
Тест 6. Последовательность практических действий СЭБ организации такова:
1) определение мероприятий по нейтрализации угроз
2) анализ и оценка возникших угроз;
3) деятельн ость по н е й трал иэаци и угро эбезопасн ости;
4) система предупредительных (превентивных) мер;
5) мониторинг и выявление угроз безопасности.
Тест 7. Государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики) принадлежит:
1) обеспечению способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
2) повышению эффективности использования природных ресурсов;
3) улучшению использования имеющихся производственных мощностей;
4) росту производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.
275
Стр. 275 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 276 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Стр. 277 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Поэтому недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране — необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилил всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.
Международная организация — постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения и целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:
наличием учредительного документа;
постоянным пли регулярным характером деятельности:
использованием в качестве основного метода деятельности
многосторонних переговоров и обсуждения проблем:
принятием решении путем голосования или консенсуса;
рекомендательным (обычно) характером решений.
Международные организации как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными. техническими и финансовыми ресурсами и обладающие определенной политической независимостью по отношению к участвующим государствам, представляют собой инструмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, которые возникают в ходе осуществления международного природоохранительного и жизнеобеспечивающего сотрудничества. Международные организации. занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности, осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране окружающей среды и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными), всемирными и региональными международными организациями.
Каждая организация имеет свои определенные особенности относительно круга участников, функционального предназначения, характера полномочии. Рассмотрим некоторые из них.
Организация Объединенных Наций (ООН) — не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная н 194? г. как универсальная
Стр. 278 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет н настоящее время 185 стран мира. Воздействие на современные международные отношения весомо и многогранно и определяется следующими основными факторами:
является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития',
Устав ООН считается фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; с ним снеряют другие международные договоры и соглашения; ООН стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций — источников международного права; в принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для работы по реформированию этой организации; ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
В соответствии со ст. 7 Устава ООН в качестве главных органов учреждаются: Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Сонет по опеке. Международны и суд и Секретариат,
Генеральная Ассамблея является главным форумом ООН для проведения обсуждений. Она состоит из представителей всех государств, каждый из которых обладает одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются большинством в 2/-, голосов, по другим вопросам — простым большинством голосов.
Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года; каждое государство имеет один голос. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. При рассмотрении вопросов, связанных с вознпкновени-
279
Стр. 279 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
ем угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил.
Организация во безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — это система консультаций и обсуждений, проводящих-ся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. ОБСЕ, в состав которой входят 55 государств-участников — общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности и созданная в качестве главного инструмента для раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного носстановлен![я в Европе.
ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельспнский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств — участников совещания по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой.
До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серий встреч и конференций. на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически анализировалось их выполнение.
Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Париж-скал встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа совещания приобрела более систематизированный характер.
В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружением — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ, Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением того пути институционального развития, который был пройден ею с момента окончания холодно]! войны.
280
Стр. 280 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Подхоц ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) — наделено специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия, МАГАТЭ является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ, созданное в рамках ООН в 1957 г. в качестве автономной организации, является как бы кульминацией международных усилии по воплощению в жизнь предложения Президента США Эйзенхауэра, высказанного им в своей речи «Атом для мира* на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 г.,относительно создания международного органа по контролю и развитию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях 130 государств, являющихся его членами. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене.
В Уставе МАГАТЭ сказано, что «Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь. предоставляемая им пли по его требованию, пли под его наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».
В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ следит за тем, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использования на военные цели. После того как какое-либо государство становится участником соглашения о гарантиях, инспекторы Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционного наблюдения и проверки учетных документов, Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. К настоящему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством.
281
Стр. 281 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителе)! всех государств — членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет входят 35 управляющих, 13 из которых назначаются Советом, а 22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возл а гается обя зан но сть осуще ст нл е н и л п рогр а м м ы М А ГАТ Э после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.
Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на регулярный бюджет н добровольные взносы,
Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ не яапяется международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены ни рафпбигку многосторонние; юр п/и [чески обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосударственных норм и правил, Разработаны своды положении и руководства по безопасности в отношении выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС, В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на выбранноз'т площадке вопросов эксплуатации АЭС.
Деятельность по улучшению здоровья всех стран осуществляет специализированное учреждение ООН — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 190 государств. Местопребывание — Женева.
Стратегическая цель ВОЗ — воплощение в жизнь принципа «(Здоровье для всех*.
Высший орган ВОЗ — Всемирная ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Ассамблея определяет направление деятельности ВОЗ, назначает Генерального директора, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ и лишения права голоса, вопросы сотрудничества с другими организациями. Основным источником средств организации, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. Деятельность ВОЗ фп-
282
Стр. 282 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
нансируют также добровольный фонд укрепления здоровья (учрежденный в 1960 г,), который складывается из добровольных пожертвований стран — членов ВОЗ, фонд программы развития ООН и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования кооперации между ни леи ВОЗ способствует развитию всеобъемлющих служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здоровой рабочей силы, координации и развитию исследований службы здравоохранения и биоме-дицпнеких исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.
Такое широкое поле деятельности охватывает многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения для всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других инфекционных заболеваний, включая туберкулез и лепру: ликвидация заболеваний оспой, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья: обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и др.
Для улучшения здоровья народонаселения мира требуется также международное сотрудничество в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических вещестн. пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; международное регулирование в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.
Международная организация Красного Креста а Красного Полумесяца создана в 186? г. и объединяет более 180 национальных обшеств Красного Креста. Международная конференция Красного Креста собирается один раз в четыре года и является высшим совещательным органом. Штаб-квартира находится в Женеве. Во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Мирные задачи Красного
283
Стр. 283 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Креста направлены на преодоление последствии стихийных бедствий и развитие здравоохранения, В настоящее время эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помогли и укреплению безопасности. Основополагающие принлипы Красного Креста:
■ гуманность. Красный Крест всегда стремится предупредить, облегчить человеческие страдания. Его лель — защита жизни и здоровья людей, человеческого достоинства, содействие взаимопониманию между народами во имя достижения устойчивого мира;
■ беспристрастность. Красный Крест стремится облегчить страдания людей, не делая различий между ними по нацио-нальной, расовой и классовой принадлежности, религиозным и политическим убеждениям;
• нейтральность. Органпзалия воздерживается от комментариев при возникновении конфликтных ситуаций и не вмешивается в противоречил политического, религиозного или идеологического характера;
■ независимость. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца независимо. Налиональные общества, содействуя правительствам своих стран в решении гуманитарных вопросов, сохраняют автономию, чтобы всегда иметь возможность действовать в соответствии с принципами движения;
■ добровольность. Помощь, которую оказывает Красный Крест, основана на добровольности и безвозмездности;
■ единство. Б каждой стране может быть только одно Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. которое действует на всей территории страны и открыто для всех ее граждан:
■ универсальность. Красны]! Крест — всемирная организания, в которой все общества равны и несут равную ответственность и обязанности по оказанию помощи друг другу.
Помощь пострадавшим — не единственная пел ь данной орга-нпзални. Оказывал поддержку, она решает не менее важную задачу: отстоять во время воины идею солидарности людей и уважения человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ленностп на второй план. За долгие годы работы Международная организация Красного Креста и Красного Полумесяца накопила уникальный опыт работы и стала поистине крупнейшей в мире гуманитарной организацией. Тесное сотрудничество между региональными организациями
284
Стр. 284 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
позволяет быстро и эффективно реагировать на проблемные ситуации, возникающие во всем мире.
Международная организация труда (МОТ) — создана в 1919 г. на основании уста иного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной ООН. В состав МОТ входит около 180 государств. Штаб-квартира расположена в Женеве.
МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — социальные партнеры в экономике — имеют равный с представителями правительств голос при разработке мер и программ.
Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на ежегодной Международной конференции труда. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами — членами МОТ.
В своей работе МОТ использует различные методы: развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимательства (трипартизм); разработка и принятие международных трудовых норм: конвенции и рекомендаций и контроль за их использованием (норн югвор че с кая деягел ьность);
оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество):
проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам, Основные сферы деятельности МОТ:
1) занятость и безработица, достойный труд — борьба за полную и продуктивную занятость;
2) профессиональна л подготовка и переподготовка кадров — рассматривается как проблема развития людских ресурсов, включал вопросы развития управления, профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации;
3) права человека — целая система контрольных органов, рассматривает нарушение прав человека в разных странах;
4) совершенствование управления и развитие предприятий — помощь странам в осуществлении политики и программ по развитию предпринимательства и частных предприятий:
5) условия, безопасность и гигиена труда.;
285
Стр. 285 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
6) заработная плата — профсоюзная группа настоятельно ставит вопрос о принятии общего, всеохватывающего и всеоблзыва-ющего международного акта относительно вопроса минимальной заработной платы;
8) социальная защита женщин, молодежи, инвалидов, грудя-шихся-мигрангов:
9) устранение детского труда;
10} вопросы жизни, быта и социальной защиты моряков, рыбаков и портовых рабочих— разработан трудовой кодекс, который охватывает все эти вопросы,
МОТ ведет большую научно-исследовательскую и издательскую деятельность. Международный учебный центр, находящийся в Турине, обеспечивает широкое разнообразие программ в областях. представляющих первостепенный интерес для МОТ и системы ООН н целом. Ежегодно образуются свыше 300 стандартных курсов, разрабатываются специальные программы, учебные проекты, оказываются консультативные услуги, атакже выпускаются учебные материалы.
Международный институт социально-трудовых исследований МОТ в Женеве содействует проведению политических исследовании и общественных дискуссий по возникающим вопросам, представляющим интерес для МОТ нее учредителей — трудящихся, предпринимателей и правительств. Институт обеспечивает три основных направления деятельности:
глобальный форум по вопросам социальной политики; международные исследовательские программы и сети, связывающие научных деятелей с практиками, представляющими работодателей, трудяшихся и правительства: ■ учебные программы в помощь профсоюзам, организациям работодателей и администрации труда при развитии их организационного потенциала по исследованию, анализу и формулированию политики н экономической и социальной областях.
Издания МОТ — журналы «Занятость в мире*, «Ежегодник статистики труда*, «Основные показатели рынка труда», «Международный обзор труда», «Рабочее образование*, «Трудовой мир* — охватывают вопросы занятости, социального обеспечения. техники безопасности и гигиены труда, трудовых отношений, трудового права, подготовки кадров, развития предприятий и другие аспекты в мире труда.
286
Стр. 286 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Международная организация гражданской обороны (МОЮ) —
создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В настоящее время в МОГО входят 70 стран, С момента создания Организации сфера деятельности гражданской защиты расширилась, и ныне она функционирует не только во время военных действии. При чрезвычайных случаях в большинстве стран именно национальные службы гражданской защиты занимаются управлением и координацией действии различных служб, привлекаемых для оказания помощи жертвам катастроф.
Направления деятельности МОГО'
подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуации:
оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения ЧС и защиты населения;
пропаганда опыта и знаний по гражданской обороне и вопросам управления в период ЧС: подготовка специалистов проводится в Учебном центре гражданской обороны в Швейцарии. Распространение мирового опыта по гражданской обороне осуществляется через центр документации МОГО, издаваемый на четырех языках (в том числе и на русском) журнал «Гражданская защита*.
Россия вступила в МОГО в 1993 г. С этого периода МЧС России является активным полноправным членом и участвует во всех кампаниях, проводимых этой организацией, и внесло огромный вклад в укрепление МОГО как между народной специализированной структуры, углубило ее научно-практическую базу, открыло перспективу сотрудничества с европейскими странами, придало новый импульс процессу вступления в ее ряды стран СНГ и других государств. МОГО распространяет и пропагандирует передовые российские наработки в данной области.
Постоянный секретариат МОГО начал в 2005 г. публикацию Международного реестра служб гражданской зашить], созданного на основе информации, предоставленной самими государствами. Реестр дает четкое и стройное представление об управлении в чрезвычайных ситуациях в большинстве стран мира.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — международная межправительственная организация, начала деятельность с 1950 г. и объединяет 185 стран. Местопребывание — Женева. ВМО— с