Лекция 2. Классификация и классификаторы услуг

Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, учета и планирования товарооборота, составление прайсов, каталогов и т.п. Размещение товаров на складах происходит тоже согласно классификации. Классификация требуется и при сертификации продукции.

Важна классификация при проведении маркетинговых исследований, статистическом анализе.

Важнейший вопрос классификации правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке. Основными признаками классификации продукции в товароведении являются:

· Единство технологических процессов ее производства. При этом к классификационной группировке можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары

· Направление использование товаров. По этому признаку они подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический, фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательной разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Рис. 2

Рис. 2 Иерархический метод классификации.

Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации (на рис. 2 глубина =3).

Правила классификации при иерархическом методе:

1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от общего к частному, от большего к меньшему.

4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Рис. 3.

….

Рис. 3. Фасетный метод классификации.

Примером фасетного метода классификации может служить классификация товара по производителю.

Обе разновидности классификации дополняют друг друга, поэтому в ряде случаев их используют совместно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: