Зимние Всемирные игры глухих

№ п/п Место проведения Дата Кол-во стран Кол-во участников
I Зеефельд (Австрия) 26-30.01.1949    
II Осло Норвегия 10-14.02.1953    
III Обераммерг (ФРГ) 10-13.02.1955    
IV Монтана (Швейцария) 27-31.01.1959    
V Аре (Швеция) 11-16.03.1963    
VI Беррхтесдаден (ФРГ) 20-24.02.1967    
VII Адельбоден (Швейцария) 25-29.01.1971    
VIII Лэйк Плэсид (США) 2-8.02.1975    
IX Мерибель (Франция) 21-27.01.1979    
X Мадонна (Италия) 16-23.01.1983    
XI Осло (Норвегия) 7-14.02.1987    
XII Банф (Канада) 2-9.03.1991    
XIII Шлез (Финляндия) 13-19.03.1995    
XIV Давос (Швейцария) 6-14.03.1999    
XV Швеция 27.02-9.03.2003    

скую спортивную конференцию глухих и Спортивную конференцию глухих стран Африки. Кроме этого, 73 страны мира имеют в ней нацио­нальные спортивные представительства.


Систематически проводятся совещания, встречи, конгрессы. Пос­ледний из них состоялся в Риме (Италия) с 19 по 21 июля 2001 г. До открытия 37-го Конгресса ЦИСС состоялось техническое совещание делегатов стран - членов ЦИСС. На нем были обсуждены вопросы рег­ламента Конгресса, принятия и обсуждения предложений по улучше­нию работы ЦИСС, Конституции (Устава ЦИСС). Результатом этой работы стало утвержденное положение: прежде чем выдвигать кандида­туру своей страны на проведение Олимпиады глухих или чемпионат мира по отдельным видам спорта, заявитель должен заручиться поддер­жкой Правительства и реально оценить свои возможности. До проведе­ния Олимпиады обязательно проводить региональные соревнования, по результатам которым формируется состав участников Олимпиады. Окончательно был принят флаг ЦИСС, поднят статус «технического делегата» по виду спорта, расширены его руководящие функции в каче­стве «технического директора», установлен единый взнос за участие в Олимпиаде одного спортсмена или представителя.

Для поднятия статуса мировой системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих.

В состав ЦИСС было принято еще 10 новых членов. Таким обра­зом, на 2001 г. в составе ЦИСС 83 страны пяти континентов мира (Б.П. Галченко, 2001).

Национальную сборную России на Конгрессе и на Олимпиаде глу­хих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н.Рухледев.

После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Рос­сийский спортивный союз глухих. Его девизом стало: «В спорте побеж­дает сильнейший, в дружбе побеждают все!»

С учреждением РССГ спортивное движение глухих выделяется в са-мостохггельное направление. Это способствовало улучшению качества ра­боты, развитию видов спорта. По статусу РССГ является общественной спортивной организацией инвалидов, входящей в состав Олимпийского и Паралимпийского комитетов России. Устав РССГ прошел экспертную апробацию в ЦИСС, получил положительную оценку и положен в ос­нову уставов спортивных организаций глухих многих стран СНГ.

Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятель­ности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской Федерации, со­действие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь вете­ранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объе­динений по видам спорта; создание системы региональных объедине­ний глсухих спортсменов; разработку концепций государственной поли­тики в области спорта глухих и другие (В.Н. Рухледев, 2000).


Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоро­вительную и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основ­ным направлениям:

— массовая физкультурно-оздоровительная работа;

- спорт высших достижений.

Работа по спорту высших достижений проводится через Центр РССГ по видам спорта, а по массовой физкультурно-оздоровительной работе -через региональные отделения РССГ, спортивные клубы и секции.

За прошедший период РССГ организовал и провел 95 чемпионатов страны по 20 видам спорта и 25 первенств РССГ по 12 видам спорта.

С 1957 по 1997 г. спортсмены с нарушением слуха на Всемирных иг­рах глухих завоевали 556 медалей, из них золотых - 231, серебряных — 165, бронзовых -160.

Участвуя в чемпионатах мира и Европы за период 1999-2000 гг., глухие спортсмены принесли стране 71 золотую, 66 серебряных и 51 бронзовую медали.

С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зим­них играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России являет­ся бессменным победителем в командном зачете.

Всего на восьми Всемирных зимних играх глухих наши спортсмены завоевали 26 золотых, 28 серебряных и 26 бронзовых медалей.

На последней Олимпиаде глухих в Риме (Италия, 2001) нацио­нальная сборная России заняла неофициальное 2-е место после США, завоевав 51 медаль (табл. 3, 4).

Победителями Олимпиады глухих 2001 г. стали: Гуськова В., Савчен­ко Е., Статкевич О. (Москва), Федорова О. (Казань) в плавании; Шми-гельская О., Зацепина Е., Алесин М. (Санкт-Петербург), Уханов П. (Ека­теринбург) в легкой атлетике; Кузнецов В. (Тамбов), Хаусов А. (Иркутск) в греко-римской борьбе; Дула О. (Москва), Тимирбулатова Е. (Омск), Филиппова Е. (Челябинск) в спортивном ориентировании.

На этой олимпиаде по решению Исполкома ЦИСС от России «луч­шим спортсменом XX века» был назван Валерий Рухледев — президент Российского спортивного союза глухих, заслуженный мастер спорта РФ.

Лучшим спортсменом 2000 г. признан Южанинов Виктор — лыж­ник, мастер спорта международного класса.

А на 112-й сессии МОК в Москве Хуан Антонио Самаранч, высоко оценив заслуги выдающихся спортсменов мира в развитии спорта и пропаганде дружбы между народами, наградил дипломами МОК Рух-ледева В., Френкеля Я., Дула О., Мизиренко В., Лукичева А.

Наряду со спортом высших достижений на протяжении многих десят­ков лет большое внимание уделяется развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими нарушения органов слуха.

По статистическим данным, физической культурой и спортом за­нимаются около 30% от общего числа членов Всероссийского общества глухих.

Большая организационная и практическая работа проводится в спортивных клубах глухих Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Нов­города, Екатеринбурга, Челябинска и других городов.

ИЗ



Большой вклад в развитие физкультурно-оздоровительного и спортивного движения глухих вносит Лечебно-восстановительный центр в Павловске (Санкт-Петербург), воспитанники которого не только принимают активное участие в мероприятиях города, но и входят в состав национальной сборной, успешно отстаивая спортивную славу России на чемпионатах и первенствах Европы, мира, Олимпиаде глу­хих. Ярким примером служит Елена Зацепина, четырехкратный победи­тель Олимпиады глухих, заслуженный мастер спорта, студентка заоч­ного отделения СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта ЦИСС и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму (см. рисунок на с. 115).

Эти виды спорта полностью перенесены от здоровых людей и про­водятся по единым правилам (международным или правилам федера­ции по видам спорта).

В перечень этих видов входят: армрестлинг, баскетбол, борьба воль­ная, борьба греко-римская, бадминтон, боулинг, волейбол, велоспорт, водное поло, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, пла­вание, пулевая стрельба, легкая атлетика, спортивное ориентирование, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки.

В системе Российского спортивного союза глухих работают центры в 47 региональных отделениях по всем культивируемым видам спорта.

В настоящее время в спортивном союзе глухих 5 заслуженных масте­ров спорта, 48 мастеров спорта международного класса, более 200 мас­теров спорта, более 500 кандидатов в мастера спорта, 2 заслуженных тренера СССР и 20 заслуженных тренеров РФ (В.Н. Рухледев, 2000).

При этом следует заметить, что до последнего времени результаты глухих спортсменов определялись по классификации здоровых людей.

25 октября 2001 г. состоялась учредительная конференция Сурд-олимпийского комитета России (СКР). Она рассмотрела и утвердила состав комитета. Президентом был избран директор Фонда поддержки инвалидов Н.С. Климов.

Таблица 3 Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.

Место Страна Медали
золото серебро бронза всего
I США        
  Россия        
III Германия        
IV Украина        
V Иран        
VI Япония        
VII ЮАР        
VIII Италия        

Основные виды адаптивного спорта глухих

 

Таблица 4 Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.

№№ п/п Вид спорта 1-е место 2-е место 3-е место
  Боулинг США Германия Норвегия
  Велоспорт США Чехия Италия
3 Ориентирование Россия Литва Украина
  Плавание (жен.) Россия Украина Германия
5 Плавание (муж.) Юж.Африка Германия США
6 Стрельба Германия Швеция Канада
1 Бадминтон Индия Корея  
  Легкая атлетика (жен.) Чехия США Россия
  Легкая атлетика (муж.) Италия Россия США
  Борьба Иран Турция Россия
  Настольный теннис Япония Украина Германия
  Командные виды спорта  
  Баскетбол (муж.) США Словения Литва
  Баскетбол (жен.) США Швеция Литва
  Футбол Италия Германия Ирландия
  Гандбол (муж.) Хорватия Югославия США
  Волейбол (жен.) Япония США Украина
  Водное поло Италия Венгрия Германия

_____________ Контрольные вопросы и задания____________

1. В каком году было создано Всероссийское общество глухих?

2. В каком году была проведена первая Всероссийская спартакиа­
да глухих?

3. Когда был создан Международный спортивный комитет глухих и
кто был первым его президентом?

4. В каком году Всероссийское общество глухих вступило в Между­
народный спортивный комитет глухих?

5. Когда спортсмены нашей страны впервые начали принимать уча­
стие во Всемирных летних и зимних играх глухих?

6. Основные результаты выступления российских спортсменов на
Олимпиаде глухих 2001 г. (Италия, Рим).

7. Перечислите наиболее выдающихся российских спортсменов-
глухих.

8. Какие олимпийские виды спорта для глухих вам известны?

9. Назовите виды спорта, не входящие в программу Олимпиады (Все­
мирных игр) глухих.

10. В каких видах спорта традиционно хорошо выступают глухие спорт­
смены нашей страны?

11. Кто является лучшим глухим спортсменом XX века от России?


ГЛАВА 10

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И АДАПТИВНОГО СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и со­циальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и ин­валидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.

За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по про­гнозам ВОЗ, к 2005 г. может увеличиться вдвое.

Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций дру­гих анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье чело­века, одновременно способствуют исправлению и координации движе­ний, осанки, походки, развитию физических способностей, воспита­нию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество.

Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.

За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах.

Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необхо­димость и пользу общественно полезного труда.

Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания сле­пых детей, Пьер Биллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания - вырвать ребенка из власти слепоты. Важ­нейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве.

Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины XIX века, такие, как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых.

Историческое воззрение на развитие физического образования сле­пых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение сле­пых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответ­ствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число пред­метов включались пение и гимнастика.


«На гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внима­ние, как на один из важных предметов преподавания, которым улуч­шается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движени­ях» (из записок С. Павловского — преподавателя Александро-Мариинс-кого училища слепых в Петербурге // газета «Слепец», 1893).

Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Учи­лища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоя­тельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепо­му необходимо дать: 1) физическое, умственное и нравственное разви­тие и 2) практические знания.

Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т. д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендо­вал специально приспособленную гимнастику, которая предусматрива­ла исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже гра­циозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, раз­вивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускулату­ры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специ­ального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника.

Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, не­раздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторонне развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только раз­витие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и об­разование через ифу, предлагая детям воспроизвести разные роды дви­жений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плава­ние и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражнения с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих разви­тие мышц кисти и пальцев.

Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепле­ния пальцев.

Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способ­ствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает ап­петит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие.

П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории физи­ческого образования, писал: «Физическое, умственное и нравственное


образование находятся в такой тесной и неразрывной связи между со­бой, что заниматься одним, оставляя без внимания другое, совершен­но невозможно» (Лесгафт П.Ф. Собр. соч. — М., 1954. Т.5). Профессор Лесгафт не обошел вниманием и систему физического образования сле­пых. Он читал лекции о физическом образовании слепых в пользу Ма-риинского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот; орга­низовывал и проводил курсы по образовательной подготовке специа­листов, предполагающих работать со слепыми детьми; рекомендовал методику проведения занятий со слепыми. По мнению профессора П.Ф. Лесгафта, основное положение при физическом образовании то, что со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимаю­щихся непременно по слову, а не по показанному. А со слепыми только таким образом, т.е. по слову, и возможно заниматься.

К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду Александро-Мариинского училища слепых появился новый источник удовольствия и забавы. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских шагов» в свобод­ное время непрерывно слышался смех, детские крики и постоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движения и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация.

Мысли и идеи тифлопедагогов XIX века о значении физического воспитания слепых детей имеют свое отражение в работах тифлопедаго­гов последующего периода.

На втором Русском съезде по попечению о слепых и по предупрежде­нию слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании слепых детей. Гимнастический зал в школах слепых считался так же необходимым, как и классная комната. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с научными предметами и обучением мастерству. В тот период отмечалась деятельность А.И. Скребицкого, К.Ф. Лейко, М.И. Рейха.

В. Гандер в работе «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934) описывал, что слепота прежде всего вызывает боязнь про­странства, ведет к ограничению движений и лишает такого мощного средства воспитания, как зрительное подражание. Устранение этих недо­статков он прежде всего видел в улучшении двигательной деятельности.

Значительный професс в развитии теории воспитания, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти. Научно-педагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Кро-гиуса, Б.И. Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, В.С. Сверлова, Л.Б. Самбикина оказала решающее влияние на развитие тифлопедагогики.

В научно-исследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Кова­ленко, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Б.П. Ермаков, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак, Б.В. Сермеев, Б.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и др., большое место отводилось проблемам физического воспитания сле­пых детей, ифам и пространственной ориентировке.

Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла научно-практическая деятельность заслужен­ного учителя РСФСР, учителя ленинфадской школы слепых и слабовидя-


щих детей Н.Н. Шеповальникова. Им была написана первая программа по физическому воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948\

Развитие в нашей стране адаптивного спорта для незрячих самым тесным образом связано с созданием Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Физическая культура и спорт для лиц с поражением органов зрения получают новый, поступательный толчок к дальнейше­му развитию. Центральное Правление Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России. В тот период эта обществен­ная организация имела достаточное финансирование для претворения этой идеи в жизнь.

По рекомендации спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по физическому воспитанию в специальных школах, создаются физкуль-турно-спортивные клубы и секции. Организуются и проводятся сорев­нования как внутри страны, так и за рубежом. Первые такие соревнова­ния среди юношей проходили в 1957 г. в Ленинграде, а взрослые спорт­смены-слепые приняли участие в международных соревнованиях в 1974 г. в Софии (Болгарии).

В мировом спортивном движении спортсмены-слепые начинают уча­ствовать только с 1976 г. в Торонто (Канада), а в паралимпийском национальная сборная СССР - с 1988 г. в Сеуле (Корея), где состоя­лись летние Паралимпийские игры. Следует отметить, что на этих соревнованиях от нашей страны приняли участие только спортсмены с поражением зрения, продемонстрировав высокое спортивное мастер­ство. Они завоевали 21 золотую, 19 серебряных и 15 бронзовых наград.

Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа.

С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпи­онатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсмены-инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установ­ленных.

В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте (США) наци­ональную сборную России представляли спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16 место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых. Это было первое выступление спортсме­нов России как суверенного государства.

На последних Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спортсмены. Необходимо отметить выдающиеся дос­тижения Риммы Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистан­ции она установила мировой рекорд — 17 минут 52,42 секунды!

Великолепно выступили, завоевав золотые медали: Сергей Севас­тьянов (тренер П.З. Буйлов) — пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) — пятиборье, Ильдар Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) — марафон и другие паралимпийцы.


С 1966 г. по настоящее время ВОС является членом Всемирной шах­матной ассоциации и участвует в соревнованиях с 1968 г. Во всемирных шахматных олимпиадах слепые спортсмены являются шестикратными победителями состязаний.

Спортивное движение спортсменов с нарушением зрения в мире объединяет Международная спортивная ассоциация слепых (1В5А), со­зданная в 1981 г.

В настоящее время общее руководство спортивно-оздоровительной работой в России осуществляет Спортивная федерация Всероссийского общества слепых, объединяющая 76 субъектов Российской Федерации.

Помимо летних Паралимпийских игр российские спортсмены-слепые участвуют и в зимних Паралимпийских играх начиная с 1988 г. в Инсбруке.

Удачным было выступление сборной страны и на зимних Играх 1994 г. в Лиллехаммере, где было завоевано 9 золотых, 12 серебряных и 7 брон­зовых медалей. В связи с этим следует назвать имена спортсменов-инва­лидов по зрению, это лыжники: Климов Г., Шелудков В., Мунц О., Насарулин А., Паниных Л., Назаренко О., Чиркова Н., Селиванова И.

Чемпионы Барселонской олимпиады и Олимпиады в Атланте Кры­лов В., Чеснов В., Ходаков С. приложили много силы и проявили му­жество, защищая спортивную честь страны.

Что касается видов адаптивного спорта, используемых в работе с лицами, имеющими нарушения органов зрения, то наряду с традици­онно вьщелямыми олимпийскими и неолимпийскими видами они под­разделяются на виды: полностью перенесенные от здоровых людей, адап­тированные для слепых, и специальные (специфические), созданные именно для этой категории спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, вольная борьба, дзюдо; лыжные гонки, коньки, коньки на тандемах, радиоспорт, шахматы и шашки.

В середине 1970-х спортсмены с патологией зрения начинают осваи­вать спортивные игры. Первая из них - роллингболл, представляющий собой игру на площадке размером 24x12 м с озвученным мячом, где играют две команды по 5 человек; затем голбол, в который могут играть абсолютно незрячие спортсмены, поле 8x9 м, в команде 3 человека, мяч также озвучен. Начиная с 1986 г. в СССР проводятся чемпионаты по голболу. Первыми чемпионами стали спортсмены команды г. Москвы.

В последующие годы появилась игра — торбол, разновидность гол-бола, отличающаяся размерами игрового поля (16x17 м) и тактически­ми особенностями.

Распад СССР, перестройка резко отразились на физкультурно-мас­совой и спортивной работе среди лиц с поражением зрения. Перестали существовать многие клубы и секции.

Спортивная федерация Всеросийского общества слепых в настоящее время развивает 11 видов спорта: легкую атлетику: лыжные гонки, биат­лон, дзюдо, плавание, спортивные игры, пауэрлифтинг, армрестлинг, шахматы, шашки (см. рисунок). Она сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, спортивно-реабилитационным клубом «Луч» (г. Уфа), спортив-


  Основные летние виды адаптивного спорта  
Паралимпийские виды   Виды спорта, не входящие в программу Паралимпийских игр
Борьба дзюдо Верховая езда Голбол Парусный спорт Плавание Легкая атлетика Армрестлинг Шашки Шахматы Пауэрлифтинг
         

Основные виды адаптивного спорта для лиц с поражением зрения

ным клубом «Полюс» (г. Москва), Центральным научно-исследователь­ским института экспертизы и трудоспособности, является одним из уч­редителей Паралимпийского комитета России (А.В. Царик, 2000).

При проведении соревнований по адаптивному спорту большое зна­чение имеет спортивно-медицинская класификация.

В настоящее время категории слепоты и слабовидения соответству­ют кретериям снижения зрения, соответствующим X Международной классификации болезней. На основании этого решением Исполкомом 1В8А была принята в 1982 г. существующая в настоящее время спортив­но-медицинская классификационная система (Р.А. Толмачев, 2001).

Определение функционального класса у спортсменов с нарушени­ем зрения во всех видах спорта подразделяется на три класса.

В первом — спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную свето­чувствительность при отсутствии реакции на движение руки на любом расстоянии от глаза.

Во втором - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2 м (при норме 60 м).

В третьем — спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2 до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов (НА Сладкова, 2000).

В нашей стране проводятся целенаправленные научные исследова­ния проблем адаптивного воспитания и адаптивного спорта среди не­зрячих.

При Одесском педагогическом институте была создана проблемная лаборатория по физическому воспитанию аномальных детей НИИ де­фектологии АПН СССР, объединившая специалистов по физическому


воспитанию лиц с нарушением зрения из различных городов и регио­нов страны (Сермеев Б.В., 1989).

Совместно с Одесским НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова проводились исследования, доказывающие, что физи­ческие упражнения могут как улучшать состояние зрительных функций, так и приводить к нежелательным изменениям в показателях органа зре­ния. Были сделаны попытки выявления оптимальных нагрузок для лиц с нарушением зрения, способствующие сохранению зрительных функций. Большой вклад в решение этих проблем внесли: Р.Н. Азарян, Д.М. Маллаев, В.А. Кручинин, В.С. Николаев, А.К. Акимов, Я.И. Дуд-кевич, В.А. Ковалев, А.П. Павлов и другие. Этими исследователями была усовершенствована программа физического воспитания слабо­видящих школьников. Особенностью ее стала выраженная направ­ленность на коррекцию дефектов органа зрения.

В.В. Вишнев (1989) исследовал вопросы работоспособности в уп­ражнениях на выносливость для школьников с учетом возраста и состо­яния органов зрения.

Особенности двигательных способностей, коррекция двигатель­ных нарушений у детей с дефектами зрения изложена в работе В.Н. Долинского, Ю.В. Павлова, В.Л. Палыга, А.П. Чустарк (1989). Роли, значению, системе домашних заданий по физической культу­ре для слабовидящих учащихся посвящена работа А.В. Ким (1989).

Продуктивными путями совершенствования пространственной ори­ентировки в процессе физического воспитания слепых детей должно быть, по мнению В.А. Кручинина, повышение двигательной подго­товленности и активности слепых, развитие сенсорики (особенно мышечно-двигательной и вестибулярной чувствительности), освоение учащимися слов (пространственной терминологии, выражающей раз­личные пространственные понятия), совершенствование ориентиров­ки. Вопросы педагогического контроля в процессе физического воспи­тания в школах для слабовидящих изложены в работе И.С Мунтяна (1989).

Особенности методики обучения плаванию инвалидов по зрению интересно описаны в работах В.Г. Жаркого, В.Л. Курилова и В.В. Пыжова Вопросы показаний и противопоказаний к занятиям адаптивным спортом широко освещены Р.А. Толмачевым (1989, 2000).

Значение и применение тренажеров в системе физического воспита­ния слепых и слабовидящих детей мы находим в работах С.В. Хрущева, ЛАСеменова, Л.М. Цофнас, Л.И. Кирилова, С.Д. Полякова, Т.Ю. Мои­сеева, В.С. Николаева, Ю.Н. Верхало.

Н.И. Ларионова раскрывает вопросы физической и социальной ре­абилитации слабовидящих детей (1993).

О динамике состояния зрения у студентов специальных медицинс­ких групп, путях его улучшения можно узнать из работ О.Н. Трофимова (1994), В.И. Осик, А.Г. Ахромовой (1993).

Специфика моторно-психических реакций обеспечения двигатель­ных действий инвалидов по зрению рассматривается в исследовании Е. Ершовой, В.Б. Режунова, С. Мишариной (1994). По данной проблеме


публикуются учебные пособия. Одно из них - «Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения» (Л.Н. Ростомашвили, 1997) представляет методику обучения слепых и слабовидящих, предусматривающую коррекцию отклонений в физи­ческом развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата.

Представленные исследования подтверждают пользу, важность и необходимость занятий адаптивной физической культурой для лиц с нарушением органов зрения.

Контрольные вопросы и задания

1. В какой период начинаются исследования особенностей развития
лиц с нарушением зрения?

2. Назовите зарубежных исследователей, отметивших пользу заня­
тий физическими упражнениями для слепых и слабовидящих?

3. Какова позиция П.Ф. Лесгафта в вопросе о физическом образова­
нии слепых?

4. Раскройте вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания
слепых детей.

5. Расскажите об истоках адаптивного спорта незрячих в нашей стране.

6. С какого времени незрячие спортсмены нашей страны участвуют
в Паралимпийских играх (летних и зимних)?

7. Какие выдающиеся российские незрячие спортсмены вам извес­
тны?

8. Перечислите известных вам отечественных ученых, занимавших­
ся проблемами адаптивного физического воспитания и адаптивного
спорта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: