Раздел 3. Методические указания по изучению конституционного права зарубежных стран

Усвоение основных положений конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение. Многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных государств. В этом смысле студенты должны в первую очередь обратить внимание на такие основополагающие институты и подотрасли конституционного права, как форма правления, федерализм, избирательное право, парламентаризм.

Значение этих институтов трудно переоценить. В своей совокупности они создают формулу уровню демократии страны, более того, фактически они и есть формула государственности. Значение же парламентаризма вообще имеет уникальное звучание не только для стран с парламентальной формой правления, но и для любой другой страны, претендующей на название демократической.

Изучение и осмысление этих институтов в свете морового опыта их применение бедующими правоприменительными и, возможно, правотворцами и учеными, имеет огромное значение для будущего нашей страны. И в этом смысле студенты должны осознать, что изучаемая дисциплина представляет собой своего рода «инструкции» по использованию своего рода демократических институтов, своеобразное руководство для тех кто будет совершенствовать их (демократические институты) в нашей стране.

Изучение конституционного права зарубежных стран предполагает, что студентам уже известны основные теории государства и права, истории государства и права и ряда других дисциплин. Знание донной дисциплины служит фундаментом для усвоения ряда новых дисциплин, в частности, - международного публичного права. Усвоение позволит, кроме того, ориентироваться в основах любой отрасли права этих стран, поскольку такие основы составляют важный элемент конституционного права. Кроме того, студенты должны осознать, что изучение закономерностей конституционного права на примере зарубежных стран позволит более глубоко осмыслить отечественное конституционное право при изучении соответствующего курса.

Таким образом, овладение данной учебной дисциплины совершенно необходимо студентам – юристам для приобретения широкого профессионального кругозора. Лишних знаний быть не может, и изучаемая дисциплина – такой же кирпичик в фундаменте профессиональной классификации юристов, как и любая другая.

Разумеется, чтобы глубоко изучить данную дисциплину, студент, кроме посещения лекций, должен систематически и своевременно изучать соответствующую научно-учебную литературу, все новое и новые нормативные акты. Тем самым они получат теоретический инструментарий, используя который, можно будет уверенно ориентироваться в основополагающих институтах и подотраслей конституционного права.

Изучение курса «Конституционного права зарубежных стран» предполагает также получение студентами практических навыков работы с соответствующими нормативно-правовыми актами, как и навыков, их толкования применительно к конкретным политическим режимам тех или иных стран. И здесь особое значение имеет подготовка к семинарским занятиям и участие в их работе.

Чтобы хорошо подготовиться к семинару, необходимо глубоко изучить и по возможности законспектировать относящиеся к теме нормативно-правовые акты и необходимую литературу. Конспект – это кратко изложение основного содержания первоисточника, его главных положений.

После этого следует внимательно весь изученный материал в соответствии с планом семинарского занятия, и составить развернутый план или тезисы своего ответа по каждому из намеченных вопросов.

Активное участие в семинарах является важной составной частью подготовки к экзаменам, как и посещение лекций и усвоение лекционного материала. При этом в ходе подготовки к экзамену существенно возрастает роль именно самостоятельной работы студента. Ведь ему предстоит не просто обобщить и систематизировать значительный фактический материал, но и хорошо запомнить его.

Как же читать учебную литературу, чтобы прочитанное лучше запомнилось?

Существует несколько методов. Один из них – наиболее известный – метод повторения. Однако простое повторение воздействует на память механически и поверхностно, а получение таким путем сведений плохо держаться в долговременной памяти.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования, когда прочитанный текст подвергается большей, чем просто заучивание, обработке. Чтобы основательно обрабатывать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, важно произвести целый ряд мыслительных операций и, - прежде всего, - прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить проблемные вопросы, сопоставить полученные сведения с ранее известными. В итоге студент получит целостное предоставление о современном конституционном праве зарубежных стран, а соответствующая информация лучше и прочнее сохраниться в его памяти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: