Системы качества, соответствующие стандартам ИСО

Управление качеством в любой системе управления вклю­чает в себя два взаимосвязанных аспекта:

- интересы предприятия;

- требования потребителя.


Предприятие должно обеспечить качество при оптимальных затратах, что предполагает эффективное использование имею­щихся технологических, человеческих и материальных ресурсов.

Потребителю нужна уверенность в способности предпри­ятия обеспечить желаемое качество продукции.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО, — обеспечение качества продук­ции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказа­тельств в способности предприятия сделать это. Соответствен­но механизм системы, применяемые методы и средства ориен­тированы на эту цель.

Как и всякий стандарт, международные стандарты ИСО устанавливают требования к объекту стандартизации, в дан­ном случае к организации систем качества на предприятии.

Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ИСО, является сертификат на систему.

В 1987 г. Техническим комитетом Международной орга­низации по стандартизации при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стан­дартов серии 9000 по системам качества, в которых были ус­тановлены требования к системам обеспечения качества про­дукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксп­луатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наи­менований:

1) ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты
по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и
применению».

2) МСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения
качества при проектировании и/или разработке, производстве,
монтаже и обслуживании».

Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечива­ется выполнение специфических требований на стадиях проек­тирования разработки, производства, монтажа и технического обслуживания.

3) ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения
качества при производстве и монтаже».


Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечива­ется выполнение специфических требований на стадиях произ­водства, монтажа и технического обслуживания.

4) ИСО 9003 «Система качества. Модели для обеспечения
качества при окончательном контроле и испытаниях».

Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечива­ется выполнение специфических требований на стадии окон­чательного контроля.

Данная ступень требований находит ограниченное при­менение. Многие специалисты считают неэкономичным инве­стирование в систему качества на предприятиях, функциони­рующих по модели ИСО 9003, поскольку сама модель изна­чально направлена на то, чтобы выявить и отсортировать де­фектную продукцию только в конце процесса производства.

5) ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы
системы качества. Руководящие указания».

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл про­дукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг.

2. Проектирование и разработка технических требова­
ний продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническое обслуживание.

11. Утилизация.

Перечисленные этапы описывается в литературе по ме­неджменту в виде «петли качества».

Таким образом, стандарты ИСО серии 9000 рассматрива­ют систему качества как совокупность организационных ме­роприятий по управлению качеством на каждом этапе ЖЦП.

На этапах ЖЦП система качества реализуется в трех на­правлениях:

- обеспечение качества (обеспечение соответствия про­дукции определенным требованиям на каждом этапе петли


качества, то есть это совокупность мероприятий по предуп­реждению различных отклонений: предупредительная заме­на технологической оснастки и инструмента; планово-пре­дупредительной ремонт оборудования; техническое обслужи­вание; обеспечение необходимой документацией всех работ­ников и т. д.);

- управление качеством (деятельность, связанная с уп­
равлением процессами; выявлением отклонений в продукции,
производстве или системе качества; устранением недостатков
и вызвавших их причин);

- улучшение качества (деятельность, направленная на по­
вышение технического уровня продукции, качество ее изго­
товления, совершенствование производства; организационная
форма работ по улучшению качества — группы качества, ра­
ционализаторская деятельность).

О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетель­ствует общая динамика сертификации систем качества на со­ответствие их требованиям. Так, по данным фирмы «Мобил», в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем ка­чества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. В настоящее время в мире сертифицированных систем около 140 тыс.

Для успешной работы предприятий на современном рын­ке наличие у них системы качества, соответствующей стандар­там ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. По­этому и в России уже имеются несколько сотен предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертифи­каты на свои системы качества.

К сожалению, на российских предприятиях основной при­чиной внедрения стандартов ИСО 9000 часто является либо внешнее давление, либо желание следовать моде. Случаи же начала этой работы в результате глубоко осознанного и всесто­ронне продуманного решения еще крайне редки.

Следует также отметить, что ожидания предприятий час­то оказываются завышенными, а еще чаще их руководители и специалисты не осознают, что внедрение систем качества — это не декоративный ремонт используемых механизмов управ­ления, а очень серьезное изменение всего менеджмента пред­приятия на основе концепции всеобщего качества.


Как-то руководитель службы качества одного из предпри­ятий спросил В.А. Лапидура, доктора технических наук, акаде­мика Академии проблем качества: «Какой нужно написать стан­дарт предприятия, чтобы уже имеющиеся 80 СТП по системе качества заработали?» Нет сомнений в том, что многие специ­алисты российских предприятий, занимающиеся внедрением тех или иных систем качества, задавались подобным вопросом. И хотя стандарты пишутся, покупаются, на них множатся под­писи должностных лиц, но на самом деле многие наши даже передовые предприятия, к сожалению, не идут дальше пони­мания того, что качество — это контроль, что управление — это поиск виновных и наказание, как правило, невиновных, что за качество на заводе отвечает начальник ОТК, и потому главная задача — реорганизация ОТК в службу качества, воз­главляемую заместителем генерального директора.

Следует признать и понять тот простой факт, что такой под­ход российских предприятий — следствие того, что в нашей стра­не не было и до сих пор еще нет реальной проблемы качества.

И действительно, до 1991 г. в нашей стране не было ре­альных потребителей, то есть тех, кто сам решает — покупать этот товар или нет, заключать контракт или нет, какие требо­вания к качеству надо устанавливать и по какой цене покупать товар, соответствующий этим требованиям. И сейчас, в силу финансового кризиса, у нас нет потребителей и поставщиков, характерных для нормальной рыночной экономики, а есть «про­сители» и «сбыватели». Бартер, долги, отсутствие «живых де­нег» душат прежде всего качество.

У многих предприятий нет налаженных систем продаж (ди­стрибьютирования), нет сети надежных дилеров, нет професси­онального маркетинга. Фактически отсутствуют некоторые час­ти петли качества или они находятся в зачаточном состоянии.

На сегодняшний день еще рано говорить о том, что эконо­мические реформы повернули российских производителей к качеству. Однако все большее их число, предчувствуя будущее, осознают эту проблему и изучают опыт зарубежных фирм. Силь­ное влияние на россиян оказывают контакты с зарубежными предприятиями, в которых основной упор делается на качество.

К недостаткам системы качества по стандартам ИСО яв­ляется слабо выраженная установка на экономическую эффек-


тивность производства; целевая установка на своевременность поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, попу­лярность системы лавинообразно растет, и сегодня она зани­мает прочное место в рыночном механизме.

И как следствие, в большинстве случаев наличие у пред­приятия сертификата на систему качества стало одним из ос­новных условий его допуска к тендерам по участию в различ­ных проектах. Широкое применение сертификата на систему качества нашло в страховом деле: так как сертификат на систе­му качества свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.

В связи с усилением влияния общества на деятельность предприятий в области качества, в 90-е годы ИСО разработала и утвердила стандарты ИСО серии 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандар­там ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соот­ветствие стандартам ИСО 9000.

В 1990 году (1994 г. — вторая редакция) группой автомо­бильных предприятий (так называемой «большой тройкой» — «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер»), был разработан стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Он бази­руется на стандарте ИСО 9001, но его требования усилены от­раслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуаль­ными требованиями каждого из членов «большой тройки».

Несмотря на то что стандарт QS 9000 — это фактически отраслевой стандарт, он приобрел статус межотраслевого, а также международного стандарта. Тысячи предприятий во всем мире, в том числе не связанные с автомобилестроением, вне­дряют стандарт QS 9000 и ведут подготовку своих систем каче­ства к сертификации на соответствие его требованиям.

По состоянию на 2000 год более 19 000 предприятий в мире внедрили стандарт QS 9000.

Сертификация системы качества на соответствие стандарту QS 9000 дает право и на сертификат, подтверждающий ее со­ответствие стандарту ИСО 9001.


По сравнению со стандартом ИСО 9001 требования стан­дарта QS 9000 более четкие и детальные. Стандарт QS 9000 снаб­жен пятью руководствами, созданными для методического обес­печения работ по созданию системы качества на основе стан­дарта QS 9000. Кроме того, в стандарт QS 9000 введены допол­нительные элементы (например, процесс согласования произ­водства, непрерывное усовершенствование, производственные возможности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: