Управление качеством в любой системе управления включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- интересы предприятия;
- требования потребителя.
Предприятие должно обеспечить качество при оптимальных затратах, что предполагает эффективное использование имеющихся технологических, человеческих и материальных ресурсов.
Потребителю нужна уверенность в способности предприятия обеспечить желаемое качество продукции.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Как и всякий стандарт, международные стандарты ИСО устанавливают требования к объекту стандартизации, в данном случае к организации систем качества на предприятии.
Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ИСО, является сертификат на систему.
В 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 по системам качества, в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:
1) ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты
по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и
применению».
2) МСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения
качества при проектировании и/или разработке, производстве,
монтаже и обслуживании».
Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечивается выполнение специфических требований на стадиях проектирования разработки, производства, монтажа и технического обслуживания.
3) ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения
качества при производстве и монтаже».
Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечивается выполнение специфических требований на стадиях производства, монтажа и технического обслуживания.
4) ИСО 9003 «Система качества. Модели для обеспечения
качества при окончательном контроле и испытаниях».
Стандарт применяется, когда поставщиком обеспечивается выполнение специфических требований на стадии окончательного контроля.
Данная ступень требований находит ограниченное применение. Многие специалисты считают неэкономичным инвестирование в систему качества на предприятиях, функционирующих по модели ИСО 9003, поскольку сама модель изначально направлена на то, чтобы выявить и отсортировать дефектную продукцию только в конце процесса производства.
5) ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы
системы качества. Руководящие указания».
В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг.
2. Проектирование и разработка технических требова
ний продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническое обслуживание.
11. Утилизация.
Перечисленные этапы описывается в литературе по менеджменту в виде «петли качества».
Таким образом, стандарты ИСО серии 9000 рассматривают систему качества как совокупность организационных мероприятий по управлению качеством на каждом этапе ЖЦП.
На этапах ЖЦП система качества реализуется в трех направлениях:
- обеспечение качества (обеспечение соответствия продукции определенным требованиям на каждом этапе петли
качества, то есть это совокупность мероприятий по предупреждению различных отклонений: предупредительная замена технологической оснастки и инструмента; планово-предупредительной ремонт оборудования; техническое обслуживание; обеспечение необходимой документацией всех работников и т. д.);
- управление качеством (деятельность, связанная с уп
равлением процессами; выявлением отклонений в продукции,
производстве или системе качества; устранением недостатков
и вызвавших их причин);
- улучшение качества (деятельность, направленная на по
вышение технического уровня продукции, качество ее изго
товления, совершенствование производства; организационная
форма работ по улучшению качества — группы качества, ра
ционализаторская деятельность).
О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы «Мобил», в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. В настоящее время в мире сертифицированных систем около 140 тыс.
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются несколько сотен предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.
К сожалению, на российских предприятиях основной причиной внедрения стандартов ИСО 9000 часто является либо внешнее давление, либо желание следовать моде. Случаи же начала этой работы в результате глубоко осознанного и всесторонне продуманного решения еще крайне редки.
Следует также отметить, что ожидания предприятий часто оказываются завышенными, а еще чаще их руководители и специалисты не осознают, что внедрение систем качества — это не декоративный ремонт используемых механизмов управления, а очень серьезное изменение всего менеджмента предприятия на основе концепции всеобщего качества.
Как-то руководитель службы качества одного из предприятий спросил В.А. Лапидура, доктора технических наук, академика Академии проблем качества: «Какой нужно написать стандарт предприятия, чтобы уже имеющиеся 80 СТП по системе качества заработали?» Нет сомнений в том, что многие специалисты российских предприятий, занимающиеся внедрением тех или иных систем качества, задавались подобным вопросом. И хотя стандарты пишутся, покупаются, на них множатся подписи должностных лиц, но на самом деле многие наши даже передовые предприятия, к сожалению, не идут дальше понимания того, что качество — это контроль, что управление — это поиск виновных и наказание, как правило, невиновных, что за качество на заводе отвечает начальник ОТК, и потому главная задача — реорганизация ОТК в службу качества, возглавляемую заместителем генерального директора.
Следует признать и понять тот простой факт, что такой подход российских предприятий — следствие того, что в нашей стране не было и до сих пор еще нет реальной проблемы качества.
И действительно, до 1991 г. в нашей стране не было реальных потребителей, то есть тех, кто сам решает — покупать этот товар или нет, заключать контракт или нет, какие требования к качеству надо устанавливать и по какой цене покупать товар, соответствующий этим требованиям. И сейчас, в силу финансового кризиса, у нас нет потребителей и поставщиков, характерных для нормальной рыночной экономики, а есть «просители» и «сбыватели». Бартер, долги, отсутствие «живых денег» душат прежде всего качество.
У многих предприятий нет налаженных систем продаж (дистрибьютирования), нет сети надежных дилеров, нет профессионального маркетинга. Фактически отсутствуют некоторые части петли качества или они находятся в зачаточном состоянии.
На сегодняшний день еще рано говорить о том, что экономические реформы повернули российских производителей к качеству. Однако все большее их число, предчувствуя будущее, осознают эту проблему и изучают опыт зарубежных фирм. Сильное влияние на россиян оказывают контакты с зарубежными предприятиями, в которых основной упор делается на качество.
К недостаткам системы качества по стандартам ИСО является слабо выраженная установка на экономическую эффек-
тивность производства; целевая установка на своевременность поставок просто отсутствует.
Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме.
И как следствие, в большинстве случаев наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификата на систему качества нашло в страховом деле: так как сертификат на систему качества свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.
В связи с усилением влияния общества на деятельность предприятий в области качества, в 90-е годы ИСО разработала и утвердила стандарты ИСО серии 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.
В 1990 году (1994 г. — вторая редакция) группой автомобильных предприятий (так называемой «большой тройкой» — «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер»), был разработан стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Он базируется на стандарте ИСО 9001, но его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов «большой тройки».
Несмотря на то что стандарт QS 9000 — это фактически отраслевой стандарт, он приобрел статус межотраслевого, а также международного стандарта. Тысячи предприятий во всем мире, в том числе не связанные с автомобилестроением, внедряют стандарт QS 9000 и ведут подготовку своих систем качества к сертификации на соответствие его требованиям.
По состоянию на 2000 год более 19 000 предприятий в мире внедрили стандарт QS 9000.
Сертификация системы качества на соответствие стандарту QS 9000 дает право и на сертификат, подтверждающий ее соответствие стандарту ИСО 9001.
По сравнению со стандартом ИСО 9001 требования стандарта QS 9000 более четкие и детальные. Стандарт QS 9000 снабжен пятью руководствами, созданными для методического обеспечения работ по созданию системы качества на основе стандарта QS 9000. Кроме того, в стандарт QS 9000 введены дополнительные элементы (например, процесс согласования производства, непрерывное усовершенствование, производственные возможности).