Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в со­циологии, которую основал и возглавил Т. Пирсоне (1902---1979У; 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Нас интересуют именно концептуально -теоретические взгляды Т. Парсонса и его последователей.

Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая бы­ла бы предельно абстрактной и на­столько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса — кате­гория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и само­сохраняться только в равновесии. На­рушение равновесия означает дестаби­лизацию или гибель социальной сис­темы. Отсюда основная задача социологии -- дать рекомендации по стаби­лизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, ка­кая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

• приспособление к окружающей среде (адаптация);

формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

• поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

обеспечение внутренней стабильности, равновесия, само­тождественности системы (латентностъ — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществ­ляет экономика, функцию целеполагания — политика, функ­цию интеграции — право и культура, латентную функцию -институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.).

Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна со­вместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаим­ное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в

а) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

б) нормативности (что указывает на зависимость индивиду­ального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости со­циального действия от субъективных «определений ситуации»).

Разрабатывая модель социального действия, Парсонс счита­ет, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.

Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает ак­тивностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это раз­нообразные физические, культурные, социальные факторы, ко­торые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно структуру социального действия определяют:

• система норм и ценностей, которая в общих чертах соот­носит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, за­давая диапазон, набор возможного и невозможного;

• принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

• существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культур­ную, личностную, органическую. Социальная подсистема обес­печивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуе­мые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечи­вающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобрета­ет упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный ха­рактер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неод­нородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодо­полняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

примитивный, в котором дифференциация выражена не­значительно;

промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в само­стоятельную область человеческой деятельности;

современный, характерной чертой которого является отде­ление правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Но концепция общественного развития в структурно-функциональном анализе недостаточно подробно проработана, поскольку Т. Парсонс считал, что «общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем со­стоянии знаний».

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: