Организатор публичного мероприятия в форме многочисленного пикета, митинга, демонстрации или шествия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия. Общие критерии порядка его подачи определены Законом №54-ФЗ. Более детально процедуру работы с уведомлением может регламентировать соответствующий закон субъекта Российской Федерации. В большинстве регионов подобные законы уже приняты.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (далее – Уведомление) – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ (областная администрация) или органу местного самоуправления (администрация города, префектура округа и др.)[3] сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником, и собрания) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения публичного мероприятия. При пикетировании группой лиц Уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до проведения акции.
|
|
Таблица сроков подачи Уведомления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества участников.
В соответствии с федеральным законом в Уведомлении должны быть указаны:
Образец / бланк оформления Уведомления можно найти в приложении.
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата и время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Практически повсеместно оговаривается необходимость указания минимум двух таких уполномоченных;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление от организатора-организации составляется на фирменном бланке и заверяется печатью.
|
|
Нередко региональные законы, регулирующие порядок подачи уведомления, содержат требования к организатору указать методы обеспечения безопасности здоровья участников публичного мероприятия. В таком случае в уведомлении пишется о том, что организатор или уполномоченные им лица, ответственные за безопасность и здоровье граждан, имеют при себе аптечку и / или сотовый телефон для того, чтобы при необходимости вызвать скорую помощь или службу спасения.
Оказать в этом организатору поддержку обязанность органов власти. При этом стоит помнить, что в соответствии с п.3 ст.18 федерального закона №54-ФЗ, поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляется органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления на безвозмездной основе. В этом и состоит основной смысл существования уведомительной процедуры: так граждане обращаются к государству за поддержкой.
В большинстве регионов наряду с Уведомлением, подаются дополнительные документы:
- выписка из протокола собрания граждан или организации, принявшей решения о проведении акции;
- регламент проведения публичного мероприятия.
Образцы этих документов можно найти в приложении.
Реже в региональных законах приводится широкий перечень документов, которые должны быть предоставлены вместе с уведомлением, как например, в Башкортостане, где требуется предъявить в орган власти копии паспортов организатора и уполномоченных, письменное согласие уполномоченных быть таковыми, широкий перечень документов об организации-организаторе. Подобные требования избыточны и затрудняют процесс подачи уведомления.
Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его проведению. Уведомление составляется в двух экземплярах с живыми подписями и, как правило, лично передается в соответствующий орган власти. Такой орган определен региональным законом, регламентирующим порядок подачи уведомления. Это может быть администрация города или региона, префектура или управа округа или района. При этом в некоторых регионах выбор ответственного органа власти тесно связан с формой публичного мероприятия или с предполагаемой численностью.
При передаче уведомления организатору необходимо иметь при себе паспорт. А если передачу осуществляет уполномоченный представитель, ему следует иметь при себе не только паспорт, но и доверенность от организатора (образец доверенности в приложении). Следует проследить, чтобы уведомление было принято: зарегистрировано в специальном журнале. Один комплект документов (уведомление, выписка, регламент) остается в органе власти, второй, с отметкой о принятии (штамп учреждения с указанием даты и времени вручения, а также подписью принявшего лица), организаторы оставляют себе и в дальнейшем берут на акцию.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение Уведомления, указав при этом дату и время его получения. Документальным подтверждением может служить: уведомление о вручение почтового отправления, отметка органа, принявшего уведомление, на копии уведомления (желательно с живыми подписями), особый документ, если таковой установлен региональным законодательством, дополнительно регламентирующим порядок организации и проведения публичного мероприятия;
|
|
2) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, иные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
3) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории[4] в месте проведения публичного мероприятия;
4) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
5) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении. Назначение уполномоченного представителя органа власти оформляется письменным распоряжением, о чем может быть уведомлен организатор;
6) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, в соответствии со ст. 18 Закона обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору.
Запрещать запрещено!
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ и международным документам, право на свободу собраний может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
|
|
Поскольку публичные мероприятия проводятся в уведомительном порядке, отказать организаторам в проведении мероприятия, если для его проведения выбрано место допустимое ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти не вправе.