Участие ОМОН

Участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является одной из законных задач ОМОНа – отряда милиции особого назначения. При этом в соответствии с «Типовым положением об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел РФ», утвержденном Приказом МВД России «О Дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел РФ» от 19 марта 1997 г. N 162 «Деятельность ОМОН осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, невмешательства в политическую деятельность» (п. 1.3).

Непосредственными функциями ОМОНа в соответствии с «Типовым положением об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел РФ», утвержденном Приказом МВД России «О Дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел РФ» от 19 марта 1997 г. N 162 являются:

1) Осуществление мероприятий по предупреждению, пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных, в городах, других населенных пунктах и отдельных местностях (п. 3.1.2).

2) Участие в проведении мероприятий, связанных с разблокированием транспортных магистралей, объектов жизнеобеспечения, расчисткой различных препятствий при пресечении и локализации массовых беспорядков, а также при возникновении чрезвычайных событий, вызванных иными причинами (п. 3.2.5).

Участие ОМОН должно быть мотивированным и пропорциональным ситуации. Довольно странно автобус с бойцами ОМОН, охраняющий пикет десятка старушек.

Все случае применения силы, спецсредств и спецтехники в отношении участников публичных акций должны быть подвергнуты гласному расследованию.
2.3. Приостановление и прекращение публичного мероприятия

В соответствии со ст. 18 Закона организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления в соответствии со ст.15 Закона вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

В случае невыполнения требования об устранении нарушения уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может бытьпродолжено.

Если нарушение не было устранено, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии со ст. 16 Закона являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Порядок прекращения публичного мероприятия регламентируется ст. 17 Закона – в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов (!) оформляет данное указание письменно с вручением организатору. Последнего не происходит в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В таких ситуациях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе с участием ОМОНа;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания.

В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по его остановке, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.

Порядок прекращения публичного мероприятия, не смотря на то, что он достаточно четко прописан в законодательстве, соблюдается редко. Тем не менее организаторам публичной акции стоит настаивать на том, чтобы требования закона в этой сфере соблюдались, а также отмечать данный вид нарушения при обжаловании.

Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Незаконные действия сотрудников правоохранительных органов во время прекращения публичного мероприятия могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд (Подробнее - см. Главу 5).
Глава 3.

ОБЩЕНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Уполномоченный представитель органа внутренних дел, а также сотрудники правоохранительных органов обязательно присутствуют на «согласованных» публичных мероприятиях. Их основная задача в соответствии с «Уставом патрульно-постовой службы» (гл.8) следить за соблюдением общественного порядка и обеспечивать безопасность собравшихся.

Если публичное мероприятие происходит «не согласованно», например, если уведомление не было подано или если указанное в Уведомлении время проведения мероприятия закончилось, а также в некоторых др. случаях, сотрудники милиции имеют право, соблюдая процедуру прекращения публичного мероприятия (см. раздел 2.3), потребовать прекращения акции и даже задержать ее участников. Практика показывает, что возможны такие ситуации, когда представители органов милиции незаконно прекращают «согласованные» публичные мероприятия[5].

В любом случае прямого сопротивления сотрудникам милиции лучше не оказывать. Наше законодательство предусматривает особую ответственность за:

1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (КоАП РФ, статья 19.3), влекущее штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток;

2) публичное оскорбление представителя власти при исполнении (УК РФ, статья 319), которое наказывается штрафом до 40 000 р., либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до года;

3) применение насилия в отношении представителя власти (УК РФ, статья 318), наказывается штрафом до 200 000 рублей, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: