Экономической теории

Экономическим проблемам как важнейшей стороне жизни человека всегда уделялось серьёзное внимание. Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. В своём развитии она прошла три этапа: 1 – Универсализация. 2 - Дифференциация. 3 - Интеграция.

В эпоху античности и средневековья экономические знания входили в общие правила поведения людей. На протяжении почти двух тысячелетий обсуждались вопросы этики и общего учения о справедливости, в частности вопросы о допустимости торговли, о «справедливой цене».

С развитием производства накапливался опыт и знания не только по изготовлению различных продуктов, но и по организации производства. Всё это фиксировалось в виде разного рода заповедей и правил поведения

(египетские папирусы, таблицы царя Хаммурапи, древнеиндийские Веды,

сочинения Платона, Ксенофонта, Аристотеля и другие).

В III веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл термин

«экономия», который использовался в одном и том же значении, что и термин «экономика». Этот термин переводился, как ойкономия («ойкос» - дом, «номос» - правило, закон) и в целом означал правила ведения домашнего хозяйства. Это свод наставлений по управлению хозяйством: внутри «дома» и между «домами» - поместьями. В течение длительного


исторического периода слово «экономия» концентрировало всю совокупность накопленных и фиксированных знаний о правилах организации и ведения хозяйства. Экономическая наука превратилась в науку о законах развития хозяйства.

Образование централизованных государств потребовало определения правил ведения уже не отдельных хозяйств, а общенационального, государственного хозяйства. Понятие экономия превращается в политическую экономию. В то время слова «политика» и «государство» были тождественными словами. Впервые этот термин ввёл французский экономист Антуан Монкретьен (представитель школы меркантилизма) в

1615 г. в своей работе «Трактат политической экономии».

Особенности экономических знаний древнего мира и феодализма:

- они составляли единую, нерасчленённую науку (включали анализ проблем торговли, выпуска денег, налогообложения и т.д.);

- экономическими вопросами занимались учёные-универсалы (философы, писатели, ученые в области естественных наук, религиозные деятели, т.е. наиболее образованные люди того времени).

Начало этапа дифференциации (выделения в самостоятельную сферу знаний) связано с эпохой первоначального накопления капитала (период разложения феодального строя и зарождения капитализма – XVI – XVII века).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: