Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.
Основные черты меркантилизма:
- богатство отождествлялось с деньгами;
- возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.
В истории меркантилизма различают 2 этапа:
I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения: система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).
II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения: – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).
Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ. Исторические рамки
– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.
Заслуги школы физиократов:
1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.
2. Учение об основном и оборотном капитале.
Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер
(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.
Заслуги классической школы:
- Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.
- Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).
- Показан объективный характер экономических законов.
- Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.
Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который
«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет».
Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.
Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия.
Заслуги марксизма:
- открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;
- учение о прибавочной стоимости;
- обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;
- периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;
- доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.
Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.
Заслуги ленинизма:
1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.
2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.
3. Теория социалистической революции.
4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.
В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).
В современной западной экономической теории выделяют три школы:
1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.
Основные положения:
- исследование экономических проблем связано с микроанализом;
- ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;
- ограничение государственного вмешательства;
- в центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.
Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.
А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности
(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.
Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.
В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.
Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).
2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА, возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).
Заслуги кейнсианства:
1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.
2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.
3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.
1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.
3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики
(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.
Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ, осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.