Тема: Роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» как произведение сентиментализма

Цель занятия: 1.Знакомство с сентиментализмом; 2. Чтение и анализ романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» как произведения сентиментализма.

Студент должен

знать:

- характеристику второго периода английского Просвещения;

- особенности английского сентиментализма;

- основныеэтапы творчества Лоренса Стерна;

уметь:

- давать сравнительный анализ поэзии классицизма и поэзии сентиментализма;

- анализировать произведения Л.Стерна.

Вводные пояснения. Творчество Лоренса Стерна (1713 – 1768) венчает и завершает развитие английского сентиментализма, подготавливает почву для романтизма и реализма ХIХ века и знаменует собой переходную эпоху от ХVIII века к ХIХ, от эстетики классицизма и просветительского реализма к новым явлениям и открытиям в области последующего столетия. Роль Стерна в этом процессе точно определил Гете: «ни в чем не является он образцом, но все предвосхищает и пробуждает». Название «сентиментализм» вошло в литературный обиход после появления романа Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768), тем обозначив само это направление в английской литературе. Сентиментализм явился эстетической реакцией на рационализм Просвещения. Сентименталисты противопоставляют разуму выдвигаемый ими культ чувств. И хотя культ чувства и сострадания оказывался явно недостаточным в столкновении с социальным злом, сентименталисты проявляли глубокое и искреннее сочувствие простому человеку, интерес к его внутреннему миру, к его чувствам и переживаниям.

Рамки сентиментализма были тесны Стерну. Интерес к миру чувств сочетается у него с разрушительной иронией. Язвительно-сатирический смех приходит в столкновение и вступает в противоречие со свойственной сентиментализму чувствительностью. Серна называют создателем сентиментально - юмористического романа. Смех Стерна перекликается с сатирой Свифта. Вольтер называл Стерна «вторым английским Рабле», считая первым «английским Рабле» Свифта. Эстетика Стерна развивалась в полемике с Ричардсоном, Филдингом, Смоллеттом по вопросу о человеческой природе и принципах ее изображения в романе. Стерн выступает против рационализма просветителей, против стремления изучать и изображать «человека вообще», против отвлеченных рассуждений. Он не доверяет идее разумности мира и человека, во всем сомневается, все анализирует. Предмет его анализа – человеческая натура, объект изображения – сложный мир человеческих чувств и эмоций.

Литературное наследие Стерна невелико: он написал всего два романа. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 – 1767) – произведение необычное, даже экстравагантное в некоторых отношениях. Это роман-пародия на произведения предшественников Стерна. Утверждая новое, писатель стремился к разрушению того, что ему представлялось отжившим.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа Стерна проследить роль художественной детали как способа характеристики персонажа: жесты, интонации, молчание, намеки, ложные ссылки и т.п. Какой цели достигает писатель благодаря такой игре с читателем? Как раскрывается характер героя (персонажа) с помощью деталей? Обосновать выбор персонажа: близок ли он вам как читателю романа? 2. Определить приемы комического в тексте романа. Какие элементы юмора проясняют «угол зрения» писателя на мир? 3. Какие философские проблемы выдвигает автор романа?

Индивидуальные задания (доклады, сообщения). 1.Философская проблематика романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие». 2. Сентиментализм как литературное направление.

План занятия.

1. Творчество Лоренса Стерна и сентиментализм (доклад).

2. Обитатели Шенди-холла и их времяпрепровождение. Какие взаимоотношения складываются между героями и как они их характеризуют?

3. Философская проблематика романа Стерна и способы ее воплощения:

а) анализ мышления, путей возникновения идей и мотивов человеческого поведения;

б) критика просветительской модели человека – рационалистическог (Вальтер Шенди) и сентиментального (дядя Тоби) сознания.

4. Поэтика романа:

а) создание персонажей на основе «конька»;

б) образ автора и лирическое единство стиля в романе;

в) многослойность времени в романе: поток жизни и поток сознания персонажей (пребывание человека во времени и в безвременном сознании); время автора (время написания романа).

Литература

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л.В.Сидорченко. – М.: Высшая школа; Academia, 1999. – С.72 – 91.

История зарубежной литературы ХVIII века: Страны Европы и США / Под ред. В.П.Неустроева. – М.: МГУ, 1984. – С.92 – 98.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С.203 – 204.

Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – С. 188 – 204.

Шкловский В.Б. Повести о прозе: Размышления и разборы. В 2-х т. Т.1. – М.: Художественная литература, 1966. – С.211 – 229.

Шкловский В.Б. «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа: Стилистический комментарий // Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. – СПб: ИНАПРЕСС, 2000. – С.799 – 839.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: