Тема: Роман Д.Свифта «Путешествия Гулливера»

Цель занятия: 1. Изучение творчества Д.Свифта; 2. Чтение и анализ романа Дж.Свифта «Путешествия Гулливера» в контексте современной действительности. 3. Развитие навыков анализа художественного текста.

Студент должен

знать:

- своеобразие жанра романа в английской литературе;

- общую характеристику творчества Д. Свифта;

уметь:

- анализировать процесс становления романа как жанра;

- определять тему, идею, сюжет, особенности композиции романа Д. Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера».

Вводные пояснения. Джонатан Свифт (1667 – 1745) – крупнейший английский писатель ХVIII века. С его именем связана великая сатирическая традиция английской литературы. Уже на раннем этапе Просвещения Свифт выступил с непримиримой критикой не только пережитков феодализма, но и складывающихся буржуазных отношений. Его сатира была направлена против пороков современного ему мира, разрушая оптимистические надежды просветителей на будущий прогресс. Свифт обращается к темам большого социально-политического звучания, критикует внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные и захватнические войны, выступает против религиозных предрассудков и невежества. Все эти проблемы Свифт трактует в философском плане, достигая большой степени обобщения. Свифт – мастер аллегории. При этом создаваемые им фантастические образы, описанные им удивительные путешествия и приключения имеют под собой вполне реальную основу. Литературная деятельность Свифта началась в 1690 году, когда он написал свои первые памфлеты – «Битва книг» и «Сказка бочки» (оба памфлета опубликованы в 1704 г.). Последовавшие затем памфлеты «Письма суконщика» (1724), «Скромное предложение о детях бедняков» (1729) и роман «Путешествия Гулливера» (1726), а также большой вес, который имел Свифт к этому времени в политических сферах, делают его опасным для правящих кругов Англии. И когда в 1714 году ему было предложено место декана собора в Дублине, родном городе писателя, что по существу означало ссылку, Свифт принимает это предложение и переезжает в Ирландию. Впоследствии он написал об этом периоде своей жизни сатирические «Стихи на смерть доктора Свифта» (1732). В них есть строки: «Пред высшим чином или званьем / Не пресмыкался с обожаньем / И, не страшась владык земных, / Он милостей не ждал от них. / Хоть близок был к делам державным, / Не стал надменным иль тщеславным / И, свой престиж употребя / Для ближних, а не для себя, / Достойным он помочь стремился…».

Роман «Путешествия Гулливера» стал мировым бестселлером. Благодаря ему, Свифт занял выдающееся место в мировой литературе.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа Свифта проследить приключения Гулливера. В какой последовательности они располагаются? Кто или что организует эти приключения? Как герой относится к ним? Какое влияние на него оказывают встречи и знакомства с новыми людьми? 2. Выстроить схему посещений Гулливером четырех стран. Что нового он открывает для себя в Лиллипутии, в стране великанов, в Лапуте и в стране гуигнгнмов? 3. Проследить и обобщить художественную информацию об Англии, содержащуюся в романе «Путешествия Гулливера». Почему Гулливер не может подолгу пребывать дома? Его отношение к родной стране, к семье, к друзьям. Испытывает ли он радость возвращения домой после очередного путешествия? 4. Проследить формирование концепции идеального государства в романе Свифта. Можно ли с ней согласиться?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Жизнь Джонатана Свифта как главный исток его творчества. 2. Памфлеты Дж.Свифта. 3. Мои представления об идеальном государстве.

План занятия.

1. Жизнь Джонатана Свифта как главный исток его творчества (доклад).

2. Пародийное отражение в романе «Путешествия Гулливера» идей Просвещения:

а) система образования и воспитания в Лиллипутии, стране Великанов, в Лапуте и стране гуигнгнмов;

б) культура и наука в Лапуте;

в) мораль, семья, любовь.

3. Типы государственного строя в описанных странах:

а) общность и различия в отношениях государства и человека в посещенных Гулливером странах. В каких из них существует тоталитарный строй? В каких вариантах? Есть ли в какой-либо из стран либеральный строй жизни?

б) проблема языка в общении Гулливера с незнакомыми народами. Язык, изобретенный в Лапуте, как прообраз «новояза». Почему возникает проблема языка в любом государстве тоталитарного типа?

4. Образ Гулливера:

а) анализ художественной информации романа о воспитании и образовании Гулливера;

б) главная черта героя – страсть к путешествиям. Чем она объясняется? Помогает ли Гулливеру его профессия врача в этих путешествиях?

в) отношение Гулливера к странам и народам, с которыми он знакомится в своих путешествиях. Какие сущностные черты личности героя проявляются в его контактах с обитателями других миров?

г) Гулливер в стране гуигнгнмов. Что привлекает героя в устройстве этой страны? Что отталкивает? Какое отношение Свифта к человечеству воплощено в йеху?

5. Приемы сатиры в романе: ирония, гипербола, пародийность.

Литература

Свифт Дж. Путешествия Гулливера (любое издание).

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Учебн. Пособие. – М.: Высш. школа, 1975. – С. 130 – 137.

Безелянский Ю. Знаменитые писатели Запада. 55 портретов. – М.: Эксмо, 2008. – С. 181 – 185.

Кагарлицкий Ю. Джонатан Свифт и его роман «Путешествия Гулливера» / Свифт Дж. Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемуэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей. – М.: Московский рабочий, 1958. – С. 355 – 365.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: