Методики оценки детско-родительских отношений
Родительское сочинение
(автор — В. В. Столин,
адаптация — А. И. Тащевой)
Инструкция
«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.
Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства:
1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.
2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.
3. Все сочинение в целом связано с мотивом обращения за консультацией. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.
4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинении осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.
Индикаторы названных категорий в тексте:
Симпатия
— Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;
— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;
— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.
Антипатия }
— Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;
— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;
— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;
— негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;
— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение
— Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;
— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;
— отношение к ребенку как к равному;
— уважение ребенка как врага, ощущение конкуренции со стороны ребенка.
Неуважение
— Отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;
— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);
— указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость
— Ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);
— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);
— употребление прямой речи;
— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;
— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;
— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых.
Отдаленность
— Отстранение, итерирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;
— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;
— описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;
— противопоставление «он» — «мы»;
— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; '
— постоянное неупотребление имени ребенка. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.
В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков.
В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя.
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2-я шкала: мягкость — строгость родителя.
По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку.
Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю.
Следует обратить особое внимание на то, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение — приятие ребенка родителем.
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем.
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используют две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взглядах ребенка и родителей, оценить воспитательную ситуацию в семье.
8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя.
Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9-я шкала: авторитетность родителя.
Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, это чаще всего означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, оказавшиеся неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие — согласие» и «авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) авторы ввели две новых шкалы:
1-я шкала: «тревожность за ребенка»;
9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье».
Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.