I. Конкуренция. Виды рынков

На любом рынке функционируют многочисленные субъекты. Их поведение зависит от различных факторов. Одним из них является конкурентность рынка. Конкурентность рынка определяется тем, насколько отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего, на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным он считается.

Что такое конкуренция? В рыночной экономике конкуренция играет очень важную роль и означает состязание или столкновение интересов. Везде, где количество благ ограничено, образуется почва для конкуренции: за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.

Объективные условия конкуренции:

- полная хозяйственная обособленность каждого производителя;

- полная зависимость от конъюнктуры рынка;

- противостояние всем другим товаровладельцам в борьбе за потребительский спрос.

Конкуренция на рынке ведется на три фронта:

- среди продавцов;

- среди покупателей;

- между продавцами и покупателями.

Конкуренция определяет способы поведения фирм на рынке. По

методам ведения конкурентной борьбы выделяют два типа конкуренции:

1) ценовая;


2) неценовая (через качество, ассортимент, условия продажи и послепродажного обслуживания, рекламу, месторасположение и часы работы предприятий торговли).

Конкуренция ведет к росту эффективности производства и совершенствованию качества продукции. От этого выигрывает как фирма, так и общество в целом.

С точки зрения возможности влиять на цену различают рынки:

- совершенной конкуренции;

- несовершенной конкуренции.

Основные признаки рынка совершенной конкуренции:

1) множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, чтобы влиять на цены;

2) продукция является однородной и одинакового качества;

3) свободный вход и выход из отрасли;

4) равный доступ к рыночной информации для продавцов и покупателей;

5) отсутствие государственного вмешательства;

6) абсолютная доступность и мобильность факторов производства;

7) фирмы не ведут конкурентной борьбы между собой.

Под рынком несовершенной конкуренцией понимают такой рынок, на

котором господствуют следующие условия:

1) значительная часть продукции предлагается ограниченным числом фирм;

2) высокие барьеры на вход в отрасль (юридические, финансовые,

технологические);

3) занимая господствующее положение на рынке, фирмы могут существенно влиять на условия реализации продукции.

Рынок несовершенной конкуренции представлен 3 формами:

1 – чистая монополия;

2 – монополистическая конкуренция;

3 – олигополия.

Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой абстрактные, идеальные модели, к которым рынки могут приближаться в большей или меньшей степени. Так некоторые рынки сельскохозяйственной продукции (пшеницы, кукурузы) и некоторые финансовые рынки в большей степени отвечают требованиям совершенной конкуренции. Но крайне трудно найти рынки чистой монополии: почти всегда есть один-два конкурента или очень редко какая-либо продукция уникальна настолько, что вообще не имеет заменителей.

Монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Между этими структурами нет жесткой линии разграничения, т.к. нет качественного критерия оценки размеров фирм. Часто характеристика конкретного рынка зависит от того, как


определена реализуемая на нём продукция. Так, издание журналов может быть охарактеризовано как область монополистической конкуренции, а более узкая сфера – издание еженедельных журналов новостей – как олигополия.

Рассмотрим модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: