Лекция 8 медиа в современном обществе

МЕДИА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ "РЫНОК — ГОСУДАРСТВО — ОБЩЕСТВО"

Структура отношений собственности в средствах массовой коммуникации является одним из ключевых вопросов для понимания природы и особенностей их функционирования. Форма собственности может быть частной, государственной или общественной. Это предполагает свою логику обладания и распоряжения ресурсами и, так или иначе, определяет некоторые общие приоритеты и цели.

Печать: эволюция форм собственности

Первым по времени появления средством массовой коммуникации является печатная пресса. С самого начала пресса играла значительную роль в распространении официальной правительственной информации. Причем это сопровождалось различными формами прямого контроля. В эпоху индустриальной революции, особенно с середины XIX века, зависимость издателей от правительства начинает ослабевать. Издательская деятельность становится одним из видов активности нового, экономически и политически влиятельного класса буржуазии.

Интересы частных издателей находились не только в сугубо экономической плоскости. В XIX веке пресса постепенно приобретала функции одного из субъектов политики. Пресса выступала в качестве публики, общественности, выражающей интересы "простого человека". Другими субъектами (наряду с правительством) были церковь, бизнес, землевладельцы.

Признание прессы как самостоятельного политического субъекта произошло в силу ряда обстоятельств. Требования независимых издателей в значительной мере совпадали с интересами достаточно широких кругов собственников. Не последним здесь является экономическая практика того времени, в центре которой находились идеи Адама Смита. Суть состояла в том, что только преследуя свой индивидуальный экономический интерес



Медиа в современном обществе


каждый человек будет наилучшим образом способствовать интересам всего общества. Необходимыми условиями процветания государства считались господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Проявившаяся в XIX веке тенденция частного владения печатными изданиями в последующем получила развитие. В настоящее время пресса, по крайней мере, в индустриально развитых странах за небольшим исключением находится в частном владении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: