Понятие моделирования. Свойства формальных моделей

Термин «модель» заимствован лингвистикой из естеств наук. Модель в математике - приближенное описание какого- л. класса явлений внешнего мира, выраженного с пом. математ символов. Анализ моделей позволяет проникать в сущность изучаемых явл-й. Моделирование- это мощный метод познания внешнего мира, а также прогнозирования и управления. Модель - описание, должно быть очень точным - формализованным. Но в то же время приближенным - ни одна модель не может точно воспроизвести свой объект, только его признаки и какие-то его стороны. Модель в лингвистике - искусствен созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведение обычно в упрощенном виде поведения какое-то другого настоящего устройство (оригинала) в лингвист целях.

Свойства модели: 1) абстрактность и идеальность, т.е. она должна отвлекаться от каких то св-в обьектов, при этом сохраняя существенные сва- ва. 2)Всякая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и представляет собой функциональный аналог оригинала, что позвол переносить знания с модели на оригинал - это объяснительность модели. 3) Идеализированность модели вытекает из ее абстрактности. М. представляет св-ва обьекта как абсолютно правильные, последовательные, не знающие никаких исключений. В любой модели есть исключентия, но если их все внести в модель, то она уже не будет моделью. 4) Формализованность(точность) - заключается в том, что все ее компоненты, отношения, правила должны быть заданы в м. однозначно и в явном виде.5) Эвристичность - каждая М. должна помогать открывать что то новое.

Модель (термин пришел из естественных наук) – приближённое описание какого-либо класса явлений внешнего мира, выраженное с помощью математической символики.

Модель – искусственно созданное устройство (реальное или мыслимое) имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение какого-либо другого настоящего устройства (оригинала) в лингвистических целях.

Моделирование в теоретической лингвистике в своих существенных чертах соответствует идее моделирования в естественнонаучной сфере.

Метод моделирования используется в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруднено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднен. В этом случае объект моделирования предстает перед исследователем как своеобразный «черный ящик». Типичным объектом такого рода является мышление человека и язык во всех его проявлениях. Исходный пункт использования метода моделирования — представление о входной и выходной информации (в широком понимании), характеризующей функционирование объекта моделирования. Тем самым для создания модели чего-либо надо знать, как ведет себя объект моделирования в тех или иных условиях. Например, создание модели синтаксиса естественного языка опирается на факты возможности или невозможности осуществления тех или иных синтаксических трансформаций. Если созданная модель повторяет поведение объекта моделирования, то есть входная и выходная информация модели повторяет аналогичную информацию объекта моделирования, то модель функционирует хорошо, адекватно. Теория моделирования позволяет в этом случае перенести особенности устройства модели на сам объект. Это важное теоретическое положение, которое позволяет метод моделирования считать исследовательским методом.

В теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан X);

• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);

• имитирующие модели (внешне вести себя как X);

• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).

Свою задачу мы видим в том, чтобы указать основные признаки, по которым классифицируются модели, и кратко охарактеризовать особенности тех или иных классов.

Начнем с описания моделей, отличающихся друг от друга по характеру рассматриваемого в них объекта. С этой точки зрения можно различать три типа моделей:

1) Модели, в которых в качестве объекта выступают конкретные языковые процессы и явления. Эти модели имитируют речевую деятельность человека. Первый серьезный шаг в их разработке был сделан пражскими структуралистами.

2) Модели, в которых в качестве объекта рассматриваются процедуры, ведущие ученого к обнаружению того или иного языкового явления. Эти модели в некоторой мере имитируют исследовательскую деятельность лингвиста; они именуются ниже моделями исследования. Первый серьезный шаг в их разработке был сделан американскими дескриптивистами, пытавшимися создать универсальные алгоритмы открытия грамматик естественных языков.

3) Модели, в которых в качестве объекта рассматриваются уже готовые лингвистические описания, а не речевая деятельность человека или исследовательская деятельность лингвиста. Если обычная грамматика является теорией конкретных языковых процессов, то модель третьего типа является теорией теории, или метатеорией. Первый серьезный шаг в разработке моделей третьего типа был сделан глоссематиками.

Модели, имитирующие речевую деятельность человека, являются наиболее важным типом собственно лингвистических моделей. По отношению к ним модели второго и третьего типов выполняют вспомогательную роль.

Модели, имитирующие исследовательскую деятельность лингвиста, предназначены для того, чтобы объективно обосновать выбор тех понятий, которыми он пользуется при изложении модели первого типа, например грамматики того или иного языка. В идеале, который пока никем не был достигнут, они сводят до минимума роль субъективного фактора в исследовании. Таким образом, они в некотором смысле являются мерилом правильности (истинности) моделей первого типа.

Модели в языкознании, используются в структурной лингвистике при описании языка и его отдельных аспектов ( фонологических, грамматических, лексических и других систем) для уточнения лингвистических понятий и связей между ними, что помогает выявить структуры, лежащие в основе бесконечного разнообразия языковых явлений (Модели (в языкознании) иногда называют сами эти структуры). В зависимости от области применения Модели (в языкознании) делятся на фонологические, морфологические, синтаксические, семантические. При построении Модели (в языкознании) используются средства и методы математической лингвистики. В любой Модели (в языкознании) фиксируются: объекты, соответствующие данным непосредственного наблюдения, — множества звуков, слов, предложений; объекты, конструируемые исследователем для описания («конструкты»), — заранее заданные строго ограниченные наборы категорий, признаков, элементарных смысловых структур и т. п.

Если исходный материал («вход») при исследовании — звуки, слова, предложения, а результат («выход») — категории и смысловые структуры, то Модели (в языкознании) называют аналитической. Такова Модели (в языкознании) категории рода, дающая однозначное решение спорных вопросов. Эти Модели (в языкознании) дают возможность не только однозначно решать спорные вопросы, но и сопоставить категорию рода с категорией части речи (род оказывается «вложенным» в часть речи); установить, какие категории других частей речи устроены изоморфно (аналогично) с родом существительного (например, категория глагольного управления); сравнить категорию рода в русском и других индоевропейских языках с категорией грамматического класса, например в языках банту. Т. о., аналитические Модели (в языкознании) находят применение в типологии языков.

Если исходный материал — категории и элементарные смысловые структуры, а «выход» — некоторые формальные построения, то Модели (в языкознании) называется синтетической, или порождающей (такие Модели (в языкознании) называют также порождающими грамматиками). Порождающая Модели (в языкознании) воплощает в себе некоторую гипотезу о внутреннем (недоступном прямому наблюдению) строении языка, которая затем проверяется путём сравнения множества выводимых в Модели (в языкознании) объектов с реальными языковыми фактами. Это позволяет классифицировать и оценивать Модели (в языкознании) по степени соответствия фактам языка и по степени раскрытия интуитивно ощущаемых закономерностей языка («объяснительной силе»). Т. к. каждая Модели (в языкознании) описывает не весь язык, а некоторую его область или даже отдельную категорию, то точное описание языка предполагает одновременное использование разных Модели (в языкознании), относящихся как к одной области языка (например, несколько дополняющих друг друга Модели (в языкознании) категорий части речи, падежа, рода), так и к разным областям.

10.2. Язык лексических функций Толково-комбинаторного словаря.

Толково-комбинаторный словарь — одно из главных теоретических изобретений Мельчука. Яз. модель по Мельчуку имеет тенденцию представлять яз.как совокупность словар. статей с огромным кол-вом разнообразной инфы; грам.правила при таком словаре играют второстеп.роль.

В ТКС входило толкование слова и его модель управления (схема, наглядно отражающая семантические и синтаксические актанты лексемы и способы их морфосинтаксического оформления. Понятие введено в теории «Смысл ↔ Текст»). Толкование представл. собой запись на формализованном метаязыке; семантически более сложные элементы объяснялись через более простые. Предполагалось (как и в теории А. Вежбицкой), что сущ.элементарные смыслы, далее неразложимые — семантич. примитивы; но, в отличие от опытов А. Вежбицкой, в ТСТ семант.е примитивы практически не использовались. Также в отличие от А. Вежбицкой, признавались искусств.элементы семантич.метаяз.(например, для выражения общего значения каузации использовался искусственный глагол каузировать).

Модель управления содержала информацию обо всех семантич. и синтаксич. актантах слова и о способах их морфолог. и синтакс.выражения. Большую часть словар. статьи занимало описание лексич. функций — понятие, придуманное Жолковским и Мельчуком для описания того, что они называли «нестандартной сочетаемостью». Так, считалось, что в выражениях круглый дурак и проливной дождь прилаг. имеет одно и то же значение, выражая одну и ту же «лексическую функцию» (в ТСТ она называлась Magn). Было выделено несколько десятков лексич.функций, подлежащих описанию в ТКС.

ТКСловарь рус.яз.публиковался небольшими выпусками начиная с сер.1960-х гг.; позднее он был издан единой книгой в Вене (1984), уже после эмиграции Мельчука и Жолковского. В этой работе участвовала большая группа лингвистов, но основная часть словарных статей написана Ю. Д. Апресяном, А. К. Жолковским и И. А. Мельчуком.

Слов.статья строится по схеме: 1.заглавное слово, 2.морфологич.инфа, 3.толкование, 4.модель управления (семантико-синтаксич.валентности) и условия её реализации. 5.яз-ые примеры к модели управления, 6.стандартн.лексич.функции, 7.нестандартн.лексич.функции, 8.лексич.мир заглавного слова, 9.иллюстративная часть, 10.фразеология, 11.сопоставительная часть.

Тео́рия «Смысл ⇔ Текст» — теория языка, созданная И. А. Мельчуком и представляющая его как многоуровневую модель преобразований смысла в текст и обратно (модель «Смысл ⇔ Текст»); отличительной особенностью этой теории является также использование синтаксиса зависимостей. Значительная роль, отводимая лексическому компоненту модели — Толково-комбинаторному словарю. Теория «Смысл ⇔ Текст» представляет собой описание естественного языка, понимаемого как устройство («система правил»), обеспечивающее человеку переход от смысла к тексту («говорение», или построение текста) и от текста к смыслу («понимание», или интерпретация текста); отсюда символ двунаправленной стрелки в названии теории. При этом приоритет в исследовании языка отдаётся переходу от смысла к тексту: считается, что описание процесса интерпретации текста может быть получено на основе описания процесса построения текста.

Толково-комбинаторный словарь — одно из главных теоретических изобретений Мельчука. В Толково-комбинаторный словарь входило толкование слова и его модель управления. Толкование представляло собой запись на формализованном метаязыке; семантически более сложные элементы объяснялись через более простые.

Модель управления содержала информацию обо всех семантических и синтаксических актантах слова и о способах их морфологического и синтаксического выражения. Большую часть словарной статьи занимало описание лексических функций — понятие, придуманное Жолковским и Мельчуком для описания того, что они называли «нестандартной сочетаемостью». Так, считалось, что в выражениях круглый дурак и проливной дождь прилагательное имеет одно и то же значение, выражая одну и ту же «лексическую функцию» (в ТСТ она называлась Magn). Было выделено несколько десятков лексических функций, подлежащих описанию в Толково-комбинаторном словаре.

Семанти́ческая роль имени при предикате — в языкознании: часть семантики предиката, отражающая общие свойства аргумента предиката — участника называемой предикатом ситуации[1]. Описание в терминах семантических ролей отражает сходства моделей управления различных предикатных слов.

Количество и состав семантических ролей, выделяемых при описании языка, могут существенно различаться в зависимости от задач описания и степени его детализации. Однако существует ряд ролей, обыкновенно включаемых лингвистами в универсальный для языков мира набор:

 агенс — одушевлённый инициатор и контролёр действия;

 пациенс — участник, претерпевающий существенные изменения;

 бенефактив — участник, чьи интересы затронуты в процессе осуществления ситуации (получает пользу или вред);

 экспериенцер — носитель чувств и восприятий;

 стимул — источник восприятий;

 инструмент осуществления действия;

 адресат — получатель сообщения (может объединяться с бенефактивом);

 источник — исходный пункт движения;

 цель — конечный пункт движения.

10.3 Язык семантических примитивов А. Вежбицкой и его использование в представлении коммуникативных явлений.

Семантические примитивы - непреодолимые слова естественного языка, при помощи которых можно толковать значения всех остальных слов, выражений, а также предложений языка, не прибегая к герменевтическому кругу, то есть определению одних слов через другие - те, которым уже даны определения; метод, разработанный лингвистом и философом Анной Вежбицкой, проживающей в Австралии.

Мы все знаем, что в обычных толковых словарях слова объясняются idem per idem(одно через то же самое, определение через определяемое). Например, "красный" может быть определен как "цвет, близкий цвету крови", а "кровь", в свою очередь, как "жидкость, циркулирующая в организме, красного цвета".

Благодаря достижениям аналитической философии и теории речевых актов Анне Вежбицкой во многом удалось построить язык семантических примитивов.

В первую очередь перед ней встал вопрос, какие слова выделить в качестве исходных, чтобы с их помощью, как в геометрии с помощью нескольких аксиом доказывают большое количество теорем, пояснить все другие слова, выражения и высказывания.

Вот что она пишет по этому поводу: "...моя цель-состоит в поисках таких выражений естественного языка, которые сами по себе не могут быть истолкованы удовлетворительным образом, но с помощью которых м о ж н о истолковать все прочие выражения (...). Список неопределяемых единиц должен быть как можно меньшим; он должен содержать лишь те элементы, которые действительно являются абсолютно необходимыми (...) для истолкования в с е х высказываний".

После семилетних поисков Вежбицка выделила следующие семантические примитивы:

Субстантивы: Я, ТЫ, КТО-ТО, ЧТО-ТО, ЛЮДИ, ТЕЛО

Детерминаторы: ЭТОТ, ТОТ ЖЕ, ДРУГОЙ

Квантификаторы: ОДИН, ДВА, НЕКОТОРЫЕ, МНОГО, ВСЕ

Атрибуты: ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ

Ментальные предикаты: ДУМАТЬ, ЗНАТЬ, ХОТЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ

Речь: СКАЗАТЬ, СЛОВО, ПРАВДА.

Действие, событие, движение: ДЕЛАТЬ, СЛУЧАТЬСЯ, ДВИГАТЬСЯ

Существование и обладание: ЕСТЬ/СУЩЕСТВОВАТЬ, ЕСТЬ/ИМЕТЬ

Жизнь и смерть: ЖИТЬ, УМЕРЕТЬ

Логические понятия: НЕТ, МОЖЕТ БЫТЬ, МОЖЕТ, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ

Время: КОГДА, ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ, ДО, ДОЛГО, КОРОТКО, НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ

Место: ГДЕ, ЗДЕСЬ, НАД, ПОД, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, СТОРОНА (напр., в контексте с этой стороны), ВНУТРИ

Интенсификатор, аугментатор: ОЧЕНЬ, БОЛЬШЕ

Таксономия, партономия: РОД, ЧАСТЬ

Сходство: КАК (ТАК КАК)

Толкования слов, даваемые Вежбицкой, так же необычны, как и список семантических примитивов.

"Х – оранжевый о предметах, подобных Х-у, можно подумать: они похожи на нечто желтое в то же самое время можно подумать: они похожи на нечто красное

Теория семантических примитивов А. Вежбицкой не только позволила разрешить казавшуюся неразрешимой лексикографическую проблему - она является семантической теорией, во многом измевившей наши представления о значении, ориентированной не на отправителя информации, говорящего, а на получателя информации, слушающего, то есть ориентированной прагматически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: