Экспериментальные доказательства. а) машинист – действительно ли машинистки делают это механически?

а) машинист – действительно ли машинистки делают это механически? перепечатали бессмысленный текст, не заметив, что он бредовый, т.к. построен как обычные предложения, но заметили неправильность в тексте с нарушенной синтаксической структурой – это доказательство автономности языка и мышления.

б) студенты-первокурсники – в тексте лекции был кусок из кулинарной книги, большинство механически записало все, не обратив на это внимания.

в) проверка эффекта Юлия Цезаря – в определенных условиях язык и мышление могут существовать автономно друг от друга, но если они соединяются – мы имеем дело с речевым мышлением(еще бывает образное)

г) эксперимент с детьми и животными А) эксперимент Карен Уинн доказал, что дети умеют считать даже в пятимесячном возрасте, когда не могут говорить; мыслят не вербально, но достаточно логично. Б) эксперимент Чени и Сейфард – определенные мыслительные невербальные процессы доступны обезьянам.(могли определить по фото где мать и ребенок а гдде не родственники) В) f-эксперимент: в каких-то ситуациях мышление с помощью образов может быть более эффективным, чем мышление вербальное.

Сепир – Уорф:

Теория лингвистической относительности. Мышление обусловлено категориями, которые имеются в языке. Аргумент против: мысли мы на УПК, а не вербально. Вариант гипотезы Сепира: язык может влиять на мышление, но не надо преувеличивать возможности языка,тк не все в мире можно описать с пом языка(яичницу на вкус).

9.4 Психолингвистические аспекты онтогенеза речи. Детская речь.

Онтогенез — развитие детской речи. Долгое время детская речь (ДР) изучалась на фоне речи взрослых, не учитывалось, что ДР- спонтанная, ее надо сравнивать только с разговорной, спонтанной речью взрослых. Специфика взрослой разговорной речи: она не только устная, это особая система, существовавшая параллельно с системой кодифицированного литературного языка. Закономерности разг. речи: 1)большая часть информации находится не в тексте сообщения, а в ситуации.(конституативность), нормы разг. речи высоко вариативны. 2)синкретизм(высказывание могут быть короткими. Но насыщенными информацией- «Голова болит, выключи!»).3) с другой стороны, характерна расчлененность(вместо «ручка» - «дай чем писать». Так иногда проще сказать)=>ребенок говорит так не потому, что плохо владеет речью, а т.к. его речь строится по правилам взрослой разговорной речи.

С.Рубинштейн: «контекстная» и «ситуативная» речь. Ситуативная — описывает то что происходит сейчас (владеет любой чел, ей учить не надо). Контекстная — описание событий прошлого/будущего (ребенок ей не владеет, надо учить. Не все взрослые ею владеют).

Когнитивные возможности ребенка еще не развиты=>наличие высокого уровня речевой компетенции еще не говорит о высоком уровне умственных способностей. Когда ум развит, а речь — нет, это специфическое речевое расстройство. Передается по наследству случайным образом. =>есть ген, отвечающий за речь. Речь этих людей неправильна грамматически(как у иностранцев). Эксперимент: давались картины мужчины, женщины, натюрморт. 1гр(студенты), 2гр(профес. Художники). Спросили «чем отличаются картины др от друга?». 1Гр: не могли описать, чем отличаются картины. 2Гр:ответы были другие по качеству(опред авторы и стили), но объяснить чем отлич Брюллов от Васнецова, не смогли. =>если нужно различить зрит. образ, язык нам для этого не нужен.

Способости ребенка к анализу,синтезу, группировке развиваются без опоры на язык(например, дети могут сложить пирамидку). Ассиметрия когнитивного и речевого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: