Функции социологического знания

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Автор термина "Социология" - Огюст Конт. В главных сочинениях – «Курс позитивной философии» (Т.1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1842) – он высказал идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. Все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой.

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Важнейшими особенностями новой науки стали: отказ от хронологического описания событий, опора на выводы естественных наук, анализ реальных фактов, а не только философских постулатов и мировоззренческих идей.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

идея общества

идея естественного закона

идея прогресса

идея метода (познавательный инструмент)

Термин функция в социологии подразумевает:

назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: