Судовое освещение

Во всех судовых помещениях, местах и пространствах, освещение которых является важным для обеспечения безопасности плавания, управления механизмами и устройствами, обитаемости и эвакуации пассажиров и экипажа, должны быть установлены стационарные светильники основного освещения, которые получают питание от основного источника элек­трической энергии.

Светильники, установленные в помещениях и пространствах, где возможно механи­ческое повреждение колпаков, должны быть снабжены защитными сетками.

Установка светильников должна выполняться таким образом, чтобы исключался на­грев кабелей и близлежащих материалов до температуры, превышающей допустимую.

В помещениях и местах, которые освещаются люминесцентными лампами и в кото­рых находятся видимые вращающиеся части механизмов, должны быть приняты меры для устранения стробоскопического эффекта.

Светильники наружного освещения должны быть установлены таким образом, чтобы не создавалось световых помех судовождению.

Аккумуляторные и другие взрывоопасные помещения должны освещаться светильни­ками из смежных безопасных помещений через газонепроницаемые застекленные отверстия или светильниками взрывозащищенного исполнения, установленными внутри помещений.

11.1. Питание цепей основного освещения

Распределительные щиты основного освещения должны получать питание по отдель­ным фидерам. От щитов основного освещения допускается осуществлять питание электри­ческих приводов неответственного назначения мощностью до 0,25 кВт и отдельных каютных электрических грелок с номинальным током до 10 А.

Защитные устройства конечных ответвленных цепей освещения должны рассчиты­ваться на номинальный ток не более 16 А, суммарный ток нагрузки подключенных потреби­телей не должен превышать 80% номинального тока защитного устройства.

Каютные вентиляторы и прочие мелкие потребители допускается питать от конечных цепей освещения.

Освещение коридоров, машинных помещений, туннелей валопроводов должно полу­чать питание не менее чем по двум независимым фидерам с таким расположением светиль­ников, чтобы даже в случае выхода из строя одного из фидеров обеспечивалась, возможно, большая равномерность освещения. Эти фидеры должны получать питание от разных груп­повых щитов, которые в случае применения секционированных шин освещения в главном распределительном щите должны получать питание от разных секций шин.

Светильники местного освещения в жилых помещениях, а также штепсельные розет­ки должны получать питание от щита освещения по отдельному фидеру, другому, чем фидер питания светильников общего освещения.

Если судно разделяется на главные противопожарные зоны, освещение каждой зоны должно получать питание по двум фидерам, независимым от фидеров, питающих освещение других противопожарных зон.

Фидеры освещения по возможности должны быть проложены таким образом, чтобы пожар в одной зоне не повредил фидеров, питающих освещение в других зонах. В случае применения секционированных шин освещения в главном распределитель­ном щите такие фидеры должны получать питание от разных секций шин

Основное освещение должно быть выполнено таким образом, чтобы при пожаре или в другом аварийном случае в помещениях, в которых расположены основные источники энер­гии и/или трансформаторы основного освещения, если они имеются, система аварийного ос­вещения не выходила из строя

Стационарные светильники освещения трюмов должны получать питание от специ­ального распределительного щита. На этом щите, кроме коммутационной и защитной аппа­ратуры, должна быть предусмотрена световая сигнализация контроля отдельных цепей ос­вещения

Для судов с установкой малой мощности допускается питание светильников освеще­ния трюмов от распределительного щита, расположенною в рулевой рубке, при этом требу­ется световая сигнализация о наличии напряжения в цепи питания светильников освещения трюмов.

11.2. Аварийное освещение

Освещение должно быть таким, чтобы можно было легко заметить дорогу выхода к местам эвакуации.

Для получения требуемой освещенности светильники аварийного освещения с лам­пами накаливания могут комбинироваться с люминесцентными лампами.

Светильники основного освещения допускается использовать в качестве светильни­ков аварийного освещения, если они могут получать питание также и от аварийных источни­ков энергии.

Сеть аварийного освещения должна быть выполнена таким образом, чтобы при пожа­ре или в других аварийных случаях в помещениях, в которых расположены аварийные ис­точники электрической энергии и/или трансформаторы аварийного освещения, система ос­новного освещения не выходила из строя.

Для аварийного освещения могут применяться стационарные светильники со встро­енными аккумуляторами и с автоматической подзарядкой их от сети основного освещения с релейным переключателем.

Каждый светильник аварийного освещения и патрон комбинированных ламп должен быть обозначен красным цветом.

11.3. Выключатели в цепях освещения

Во всех цепях освещения должны быть применены двухполюсные выключатели. В сухих жилых и служебных помещениях допускается применение однополюсных выключа­телей в цепях, отключающих одиночные светильники или группы светильников на номи­нальный ток не более 6 А, а также светильников на безопасное напряжение.

Для стационарных светильников наружного освещения должны быть предусмотрены устройства централизованного отключения всех светильников из рулевой рубки или из дру­гого постоянного вахтенного поста на верхней палубе.

Выключатели цепей освещения помещений станций пожаротушения должны нахо­диться с внешней стороны этих помещений.

Выключатели освещения за свободно стоящими распределительными щитами долж­ны устанавливаться у каждого входа за распределительный щит.

В цепях аварийного освещения не должны применяться местные выключатели све­тильников.

Допускается применение местных выключателей в цепях светильников аварийного освещения, которые в нормальных условиях являются светильниками основного освещения.

Аварийное освещение в рулевой рубке должно быть оборудовано выключателем.

Светильники аварийного освещения мест посадки в спасательные средства, которые в нормальных условиях являются светильниками основного освещения, должны включаться автоматически при обесточивании судна.

11.4. Штепсельные розетки

для организации переносного освещения должны быть установлены штепсельные розетки:

- на палубе вблизи брашпиля,

- в помещении гирокомпаса,

- в помещении преобразователей радиоустановки,

- в помещении аварийного агрегата,

- в машинных помещениях,

- за главным распределительным щитом,

- в специальных электрических помещениях,

- в туннеле гребного вала,

- в рулевой рубке,

- в радиорубке,

- в районе расположения лебедок,

- в районе выгородок лага и эхолота,

- в помещениях централизованных установок вентиляции и кондиционирования воздуха.

Штепсельные розетки, питаемые разными напряжениями, должны иметь конструк­цию, исключающую соединение вилок для одного напряжения с розеткой для более высоко­го напряжения.

Штепсельные розетки для переносного освещения и других потребителей электриче­ской энергии, установленные на открытых палубах, должны быть закреплены штепсельным разъемом вниз.

Штепсельные розетки не должны устанавливаться в машинных помещениях ниже на­стила, в закрытых помещениях сепараторов топлива и масла или в местах, где требуется оборудование одобренного безопасного типа.

11.5. Сигнально-отличительные фонари

От щита сигнально-отличительных фонарей должны получать питание по отдельным фидерам фонари топовые, бортовые и кормовой, а на судах буксирных, толкающих, рыбо­ловных, лоцманских, ограниченных в возможности маневрировать и судах на воздушной по­душке - также стационарно установленные фонари.

Щит сигнально-отличительных фонарей должен получать питание но двум фидерам:

- по одному фидеру от главного распределительного щита через аварийный распре­делительный щит,

- по второму фидеру от ближайшего группового щита, который не получает питания от аварийного распределительною щита.

Допускается устанавливать приборы управления сигнально-отличи-тельными фонаря­ми в пульте, расположенном в рулевой рубке.

Для судов, где основным источником электрической энергии является акку­муляторная батарея и на которых ГРЩ установлен в рулевой рубке, управление сигнально-отличительными фонарями допускается производить непо­средственно с главного распределительного щита.

Сигнально-отличительные фонари должны быть присоединены к сети питания гибким кабелем со штепсельным разъемом.

Цепи питания сигнально-отличительных фонарей должны быть выполнены по двух­проводной системе, и в каждой цепи должен быть предусмотрен двухполюсный выключа­тель, установленный на распределительном щите сигнально-отличительных фонарей

Каждая цепь питания сигнально-отличительных фонарей должна иметь защиту в обоих проводах и визуальную сигнализацию о действии сигнально-отличительного фонаря

Визуальный указатель должен быть выполнен и установлен так, чтобы ею поврежде­ние не вызывало выключения сигнально-отличительного фонаря

Падение напряжения на распределительном щите, питающем сигнально-отличительные фонари, включая и систему сигнализации действия фонарей, не должно пре­вышать 5% при номинальном напряжении до 30 В и 3% - при напряжении свыше 30 В

Независимо от сигнализации должна быть предусмотрена акустическая сигнализация, действующая автоматически в случае выхода из строя любого сигнально-отличительного фонаря при включенном выключателе. Питание акустической сигнализации должно осуще­ствляться.

от другого источника или фидера, чем источник или фидер питания щита сигнально-отличительных фонарей, либо от аккумуляторной батареи.

На судах применяются три вида сигнальных фонарей:

- Сигнально-отличительные (навигационные).

- Сигнальные - проблесковые.

- Буйковые.

Навигационные огни или сигнально-отличительные фонари обязательны для любого типа морских судов. Они располагаются в строго определенных местах судна и имеют характеристики, четко оговоренные в ППСС (правила предупреждения столкновения судов). Так, сигнально-отличительные фонари делят на: основные, специальные. Специальными фонарями оснащаются суда, выполняющие определенные виды работ: буксировка, работа с тралом, спасательные работы.

Расположение фонарей на судах типа "Атлантик".

1. Габаритный ходовой огонь. Устанавливается на гакоборте на уровне бортовых огней с обеспечением свечения назад с углом 135 градусов белым цветом с дальностью до двух миль.

2. Гакобортный якорный огонь. Устанавливается на корме с освещением по всему горизонту на 360 градусов с белым цветом, с дальностью до двух миль включается при стоянке на якоре.

3. Задний топовый огонь. Устанавливается на гротмачте выше переднего топового огня, светит вперед с углом 225 градусов по горизонту белым цветом на расстоянии до 5 миль.

4. Верхний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет белый.

5. Нижний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет красный.

6. Кафельные огни 4,5 зажигаются одновременно в темное время суток и используются для замены кормового.

7. Клотиковый огонь. Расстояние до двух миль. Цвет - красный с белым.

8. Передний топовый огонь. На фокмачте, вперед на угол 250 градусов, белым цветом на расстоянии до 5 миль.

9. Буксирные огни (2 белых) - установлены на фокмачте один над другим на расстоянии 2 метра.

10. Правый отличительный бортовой огонь. Устанавливается на правом борту на шесте или рее. Светит вперед и вправо с углом 122,5 градусов. Расстояние до двух миль. Цвет - зеленый.

11. Левый отличительный боковой огонь. Цвет - красный.

12. Аварийные огни (2 красные). Устанавливаются на фокмачте или шесте. Светит по всему горизонту на 360 градусов, сигнализируя об отсутствии управления судном.

13. Траловые огни, верхний - зеленый, нижний - белый. Освещает на 360 градусов, на две мили.

14. Штоковый огонь. Устанавливается на гюйсштоке. Светит на 360 градусов, на две мили, белым цветом, зажигается только при стоянке.

Все указательные огни имеют линзовую оптику и светофильтры для усиления их видимости и выделения заданного цвета. При этом в рубке устанавливается специальное устройство, станция судовых специальных и отличительных огней, с пульта которого осуществляется коммутация этих огней и представлена звуковая и световая сигнализация их состояния. Указанная станция обеспечивается переключателем для перевода питания с рабочего на резервное. В цепь включения каждого из отличительных огней включен ламповый повторитель, повторяющий состояние огня. Для контроля состояния изоляции станции имеются специальные гнезда для подключения прибора, закрытые заглушкой.

Сигнально-проблесковые огни используются для видио- телефонной связи. Для этого обычно используется клотиковый фонарь, кроме того, судно обязательно оснащается переносимыми фонарями, позволяющие вести переговоры даже днем на расстоянии до 5 миль.

Буйковые фонари - для определения местоположения судна, буев, порядков сетей, рыболовных ярусов и используются в темное время суток. Буйковый фонарь должен отличаться от других огней. Обычно, он выполняется проблесковым, но характеристика проблесков иная, чем предыдущая.

Срок непрерывной работы фонаря 3-5 суток, вес с питанием минимум, не нарушает устойчивости буя. На промысловых судах для обозначения отдельных видов лова используются специальные промысловые фонари как с лампами накаливания, так и люминесцентного свечения.

Техническое обслуживание фонарей и коммутатора без разборки проводится не реже одного раза в три месяца. Включение фонарей входит в обязанности вахтенного помощника капитана, причем перед каждым выходом в море и перед вахтой он проверяет работу фонарей.

11.6. Светотехническое оборудование

Светотехнический прибор состоит из осветительной арматуры и источников света. Осветительная арматура предназначена для перераспределения и преобразования светового потока источников света, для их крепления и под­ключения к системе питания, для защиты источников света от механических по­вреждений и их изоляции от окружающей среды. Она может включать элементы радиопомехозащиты и балластные устройства для газоразрядных источников света.

11.6.1. Основные характеристики светотехнического оборудования

К техническим характеристикам судового светотехнического оборудования относятся следующие параметры:

1. Граничные значения напряжения сети U, В. Большинство светотехниче­ских приборов с лампами накаливания может быть установлено на судах с раз­личным напряжением сети, так как для этого достаточно применить лампу соот­ветствующего ассортимента на требуемое в граничных пределах напряжение без превышения допустимой мощности. Светотехнические приборы с газоразрядными источниками света могут использоваться только на одном напряжении.

2 Мощность N, Вт, потребляемая светотехническим прибором. Для све­тильников с лампами накаливания указывается максимальная мощность, пре­вышение которой (в результате установки лампы повышенной мощности) может привести к дефектам и к выходу из строя светильников.

3. Коэффициент мощности cosj. Нормируется только у светильников с га­зоразрядными источниками света.

4. Ассортимент ламп. В светильнике может быть установлена лампа строго определенного ассортимента. Изменение ассортимента недопустимо. Например, замена судовых ламп накаливания, которые применены в большинстве светиль­ников, на нормальные осветительные приведет к затруднениям при установке и преждевременному выходу из строя как светильника, так и лампы.

5. Тип патрона и количество ламп, устанавливаемых в светотехническом приборе.

6. Светотехнические характеристики.

11.6.2. Классификация судового светотехнического оборудования

По назначению светотехническое оборудование подразделяется на светильники общего освещения, местного освещения, специальные, нестаци­онарные, аварийные, подводные, взрывозащищенные, сигнальные, наружные, прожектора и фонари.

Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светильники общего освещения предназначены для освещения помещений без учета особых усло­вий освещения отдельных точек. К ним относятся подпалубные, подволочные, трюмные, для освещения машинных и котельных отделений и внутридоковые светильники.

На больших судах находят широкое применение более эффективные люмине­сцентные светильники общего освещения с лампами мощностью 40 Вт. Продолжают широко использоваться светильники общего освещения с лам­пами накаливания, обладающие малыми габаритами и отличающиеся простотой обслуживания.

Светильники местного освещения предназначены для увеличения освещен­ности в некоторых определенных точках и отстоят от освещаемой поверхности на расстоянии, соизмеримом с размерами выходного отверстия, через которое световой поток светильника выходит в его внешнюю область. К ним относятся настольные, надстольные, настенные, переборочные, прикроватные, ночники, а также специальные: операционные, зубоврачебные, щитовые и штурманские светильники. В помещениях, общее освещение которых осуществляется на основе люминесцентных ламп, рекомендуется использовать светильники местного ос­вещения также с люминесцентными лампами

Специальные светильники предназначены для освещения оборудования. К ним относятся светильники для освещения водомерных и смотровых стекол, подсвета уровней, для освещения водомерных колонок, дифферентометра, кре­номера, для светомаскированного освещения и пультовой сигнализации.

Подводные светильники используются для освещения жидкой среды при выполнении работ в погруженном состоянии.

К взрывозащищенным относятся светильники, оболочки которых без повре­ждений выдерживают максимальное давление внутреннего взрыва и при этом внутреннее воспламенение не распространяется через зазоры или отверстия в ок­ружающую взрывоопасную среду.

Светильники, которые можно перемещать с одного места использования на другое без применения инструмента, относятся к нестационарным и подразделя­ются на ручные светильники, находящиеся в руке во время эксплуатации и соединенные гибким проводом с питающей сетью, и переносные светильники с ин­дивидуальным источником питания или соединенные с питающей сетью длинным проводом, не отключаемым в процессе перемещения светильника.

Светильники аварийного освещения должны обеспечивать необ­ходимую освещенность на период аварийного исчезновения напряжения питаю­щей сети для выполнения восстановительных работ или эвакуации личного со­става судна.

Сигнальные светильники предназначены для обеспечения визуального обнаружения объекта, повторения звуковых сигналов или для обмена информацией.

Светильники наружного освещения используются для освещения пространств, находящихся под открытым небом, а также под навесом (салинговые, забортные, для открытых палуб, для плавательных бассейнов). В некоторых из них, так же как и в светильниках для машинных и котельных помещений, наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ250 с незави­симыми балластными устройствами, обеспечивающими работо­способность светильников от —40 до +50° С.

Светотехнический прибор, который световой поток источника света направ­ляет вдоль оптической оси в сравнительно малом телесном угле рассеяния, от­носится к приборам прожекторного типа. Прожекторы различных конструктив­ных исполнений применяются на судах для навигационных целей, ночных ра­бот, наружного освещения, сигнализации и т. п.

Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Установка фонарей на судне должна соответствовать указаниям «Правил по элект­рооборудованию и электродвижению морских судов» Регистра СССР.

11.7. Электрические источники света

Электрические источники света по принципу излучения разделяются на лампы накаливания, газоразрядные и люминесцентные.

Основными характеристиками источников света являются: номинальное на­пряжение; номинальная мощность или номинальный ток, номинальный световой поток или осевая сила света, или габаритная яркость; номинальная световая отдача; сред­ний срок службы, а также геометрические размеры в миллиметрах: диаметр, полная длина лампы и высота светового центра для ламп накаливания.

Лампы накаливания. Источником света в лампе накаливания служит вольфрамовая нить, нагреваемая электрическим током до температуры 2450—3000 К. Лампы дают непрерывный спектр с малым процентом излучения в коротковолновой части видимого спектра и являются источником света вечернего освещения. Лампы накаливания с вольфрамовой нитью изготовляются на рабочее напряжение от 1 до 500 В, мощностью от долей ватта до 20 кВт, со сроком службы от несколь­ких минут до нескольких тысяч часов. В зависимости от мощности, напряжения и срока службы световая отдача колеблется от 5 до 35 лм/Вт.

Наибольший практический интерес представляет зависимость параметров лампы накаливания от изменения напря­жения сети питания. Так, при изменении напряжения сети питания на 1% но­минального наблюдается изменение мощности на 1,5%, светового потока—на 3,5%, световой отдачи—на 1,8%, срока службы—на 13%. Э

Цоколи ламп подразделяются на резьбовые, штифтовые, штырьковые, фо­кусирующие и специальные. Наибольшее распространение в лампах нормаль­ного исполнения получили резьбовые цоколи. Для предотвращения отвинчивания при вибрации на резьбовых цоколях делаются насечки. В жестких условиях эксплуатации (тряска, вибрация, удар) применяется штифтовый цоколь. Для обеспечения точного расположения тела накала по отношению к сопряженной с патроном части цоколя и обеспечения фокусировки лампы в световом приборе применяются фокусирующие цоколи.

Нормальные осветительные лампы общего назначения выпускаются в не­скольких исполнениях: В — вакуумные (в судостроении не применяются); Г — газополные (аргоном в смеси с азотом); Б — газополные биспиральные и БК — биспиральные, наполненные криптоном, малогабаритные с повышен­ной световой oтдачей. Средняя продолжительность горения ламп 1000 ч.

Газоразрядные источники света. Газоразрядные лампы, применяемые в качестве источников света, обладают значительно более высоким энергетическим КПД, чем лампы накали­вания, использующие тепловое излучение.

Спектр излучения газового разряда линейчатый, хотя отдельные виды раз­ряда могут давать излучение и с непрерывным спектром. Цвет излучения и харак­тер спектра зависят от рода газа или пара, наполняющих лампу, и условий раз­ряда (давления, силы тока и т. д.).

Для целей общего освещения линейчатый спектр излучения большинства газоразрядных ламп неприемлем, поскольку такой спектр приводит к искажению цвета освещаемых предметов. Применение люминофоров в сочетании с газовым разрядом позволило создать источники света, дающие излучение с непрерывным спектром любого состава и обладающие при этом высокой световой отдачей и большим сроком службы. Особенно широкое распространение получили ртутные люминесцентные лампы низкого давления и ртутные лампы высокого давления с люминофором, дающим свет, близкий к белому.

К лампам тлеющего свечения относятся лампы тлеющего разряда люмине­сцентные типа ТЛ, лампы тлеющего разряда неоновые типа ТН и индикаторные типа ИН. К дуговым лампам низ­кого давления относятся ртутные люминесцентные лампы белого света типа ЛБ, амальгамные люминесцентные лампы белого света типа ЛБА, ультрафиолетовые типа ЭУВ15, эритемные типов ЭЛ15, ЭЛА15.

Недостатком газоразрядных ламп является некоторая сложность включения их в сеть, связанная с особенностями газового разряда. Так, для зажигания ламп необходимо в момент включения обеспечить на лампе более высокое напряжение по сравнению с требуемым для ее устойчивого горения Облегчение зажигания достигается использованием проводящей полосы на поверхности лампы (ЛБ40бл и ЛБА15), введением в лампу вспомогательных зажигающих электродов (ДРЛ) или предварительным подогревом катодов лампы. Кроме того, газораз­рядные лампы обладают падающей вольт-амперной характеристикой, поэтому последовательно с каждой лампой включается специальное балластное сопро­тивление, ограничивающее ток в цепи лампы и обеспечивающее ее устойчивое горение. Стабилизация разряда на постоянном токе производится омическим сопротивлением, а на переменном — при помощи омического сопротивления, дрос­селя, конденсатора или трансформатора с магнитным рассеянием.

11.8. Эксплуатация электрического освещения

Сети электрического освещения всех назначений, включая сигнально-отличительные огни, должны быть полностью укомплектованы штатными источниками света, средствами защиты и выключателями.

Все средства общего и местного электрического освещения должны использоваться по мере надобности. Ответственными за экономное расходование электроэнергии на осве­щение являются члены экипажа, использующие средства освещения. Контроль за правиль­ным использованием электрического освещения и помещений осуществляется старшим электромехаником

Ртутно-дуговые и натриевые лампы следует включать заблаговременно, с учетом времени, необходимого для их разогрева и зажигания, особенно при пониженной температу­ре окружающего воздуха. При повторном включении таких ламп сразу же после отключения рекомендуется дать им некоторое время на остывание.

На внутренней стороне групповых РЩ и коробок у предохранителей и выключателей должны быть указаны места расположения светильников. На светильниках рекомендуется указывать проектную мощность ламп

Светильники, соединительные коробки и групповые РЩ аварийного и аварийного аккумуляторного освещения должны быть отмечены специальной отличительной отметкой или окраской (рекомендуется желтый и красный цвета соответственно), если они конструк­тивно не отличаются между собой и от арматуры нормального освещения.

Водозащищенные штепсельные розетки, выключатели, соединительные и групповые коробки должны быть всегда плотно закрыты После включения вилок в штепсельные розет­ки гайки вилок должны быть завинчены до отказа, после чего могут быть включены выключатели.

Использование розеток, установленных на переходных мостиках и над открытыми палубами судов, перевозящих взрывоопасные грузы, разрешается с ведома старшего помощ­ника. После использования розетки должны быть обесточены.

При грузовых операциях контроль за своевременным включением и выключением ос­вещения трюмов и использованием трюмных люстр обеспечивается вторым помощником Лица вахтенной службы должны не реже одного раза за вахту осматривать светильники в грузовых помещениях и при обнаружении поврежденного светильника немедленно извещать старшего электромеханика. За техническое состояние сигнально-отличительных фонарей от­вечает третий помощник.

Бездействующие прожекторы должны быть закрыты чехлами. Жалюзи прожектора должны свободно открываться и закрываться

При использовании средств электрического освещения всех назначений запрещается.

- применение ламп большей мощности, чем это предусмотрено конструкцией светильника, и ламп с напаянным цоколем;

- включение светильников без колпаков и сеток, если они входят в конструкцию светиль­ника;

- снятие со светильников аварийного и аварийного аккумуляторного освещения ламп хотя бы на самое короткое время;

- включение стационарных взрывозащищенных светильников при неисправности труб или кабелей, идущих к ним, и с колпаками, имеющими трещины,

- пребывание в помещении с работающими источниками ультрафиолетового излучения (бактерицидными лампами и т. п.) свыше времени, допускаемого инструкциями по эксплуа­тации,

- устройство иллюминации на наливных судах

При выполнении работ в помещениях первой и второй категорий по степени опасно­сти, в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся веществами, где возможно образование взрывоопасных смесей (при окрасочных работах, в топливных танках и др.), переносное освещение должно осуществляться только аккумуляторными взрывозащищенными фонарями.

При использовании средств электрического освещения необходимо проверять ис­правность:

- аварийного аккумуляторного освещения - не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс; при этом все лампы должны гореть с полным накалом;

- средств дистанционного управления наружным освещением - не реже одного раза в неделю;

- переносных светильников - не реже одного раза в месяц и непосредственно перед исполь­зованием;

- аварийного освещения - не реже одного раза в 6 мес

Лампы накаливания с темным налетом на колбе и люминесцентные лампы с потем­невшими концами трубки рекомендуется заменять до выхода их из строя. При замене лампы в прожекторе следует выполнить фокусировку, где это предусмотрено конструкцией.

Перед установкой новых люминесцентных ламп, особенно находившихся на длитель­ном хранении или подвергавшихся вибрации и ударам, рекомендуется предварительно про­верить их исправность в электромастерской.

Если люминесцентная лампа не зажигается, необходимо проверить исправности кон­тактов лампы и светильника, проверить и заменить при необходимости стартер, а в бесстартерных схемах включения проверить исправность пускорегулирующего аппарата. Если эти меры не дали результата, следует заменить лампу.

Примечание. Люминесцентные лампы могут не зажигаться также при понижении на­пряжения питания и температуры окружающего воздуха, а в бесстартерных схемах при на­рушении цепи токопроводящей полосы на трубке

При замене люминесцентной лампы рекомендуется заменить и ее стартер, так как срок службы новой лампы резко сокращается

Признаками неисправности стартеров люминесцентных ламп являются слабое свече­ние на концах трубки, потемнение концов, периодические зажигания лампы.

Быстрое мерцание люминесцентной лампы может означать ее переход в однополупериодный (диодный) режим дугового разряда, сопровождающийся быстрым нагревом пускорегулирующего аппарата; такая лампа должна быть немедленно отключена и заменена.

Литература

1. Лейкин В.С., Михайлов В.А. Автоматизированные электроэнер­гетические системы промысловых судов. - М.: Агропромиздат, 1987г.

2. Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы. - М.: Транспорт, 1988г.

З. Никифоровский Н.Н., Корневский Б.И. Судовые электрические станции. - М.: Транспорт, 1974г.

4. Соловьев Н.Н. Самулеев В.И. Судовые электроэнергетические системы. - М.: Транспорт, 1991г.

5. Яковлев Г. С. Судовые электроэнергетические системы. - А.: Судостроение, 1987г.

6. Справочник судового электротехника. Под ред. Г. И. Китаенко. в 3-х томах. - Л.: Судостроение, 1980г.

7. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр СССР. Л.: Транспорт, 1984г.

8. Колодяжный В.В. Горбулев Ю.Н., Титов В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СУ­ДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕ­ТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Мето­дические указания по кур­совому и дипломному проек­тированию. Изд-во КМТИ, 2000

9. Колодяжный В.В., Горбулев Ю.Н. СУДОВЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Методические указания и раздаточный материал к курсу лекций для студентов специальности 7.092201 "Электрические сис­темы и комплексы транспортных средств", Изд-во КМТИ, 2000

Ó Колодяжный Виталий Владимирович

CУДОВЫЕ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: