Предлагаемая методика включает в себя последовательность следующих работ.
Прибор устанавливают так, чтобы с данной точки были видны оба рельса по всей протяженности, либо их часть (при съемке подкрановых путей с нескольких станций). Тахеометр ориентируют вдоль оси (примерно параллельно) рельсов. Подкрановые пути разбивают на равные отрезки так, чтобы точки на разных рельсах находились в одном сечении перпендикулярном им (но не более 5 м).
Монтажник ходит по подкрановым путям крана опорного типа и через определенные интервалы ставит специальную марку. При этом отражатель ориентируют в сторону тахеометра. Марку устанавливали по внутренней стороне рельса. При недостаточной освещенности марку для более точного наведения подсвечивали с помощью фонарика.
Для съемки подкрановых путей кранов подвесного типа применяли специальную марку. Она прицепляется к низу рельса при помощи прижимного колесика и катится по нему, приводимая в движение при помощи электромоторчика (или веревки).
Измерения тахеометром производились в относительной системе координат. Координаты тахеометра были x = 0, y = 0, z = 0.
Данная методика отличается простотой, быстротой и удобством и позволяет достичь, требуемую точность и учесть специфику данного вида работ.
Выражения для средних квадратических погрешностей будут следующими:
,
По результатам полевых наблюдений мы имеем пространственные прямоугольные координаты рельсов.
Расстояния между точками L i / находящихся на плоскости перпендикулярной осям рельсов вычисляли при помощи обратной геодезической задачи. Расстояния между осями рельсов L i равно расстоянию между данными точками и ширине рельса ш. Имея практические L i и проектное значение Lпр. расстояние между осями рельсов, можно получить их уклонения D i
Значения уклонений имеют знак «плюс» – при смещении точки вправо от направления створа и «минус» – при смещении точки влево, при этом створ задается по направлению от начальной точки к конечной.
Вычислялись сначала расстояния от начальной точки до последующих и дирекционные углы этих линий (обратная геодезическая задача). Разность дирекционных углов дает малые углы между створом и направлением на данную точку. Решая прямоугольные треугольники находим уклонения от створа
Для правого рельса выполняем аналогичные вычисления. Так как створы левого и правого рельса не параллельны, то нужно привести правый створ относительно левого
Контролем вычислений является сходимость уклонений расстояний между рельсами от проектного и суммы уклонений от створа по формуле:
.
Рельсы при рихтовке могут только поднимать при помощи подкладок. Следовательно, от всех отметок вычитаем максимальную и получаем отрицательные условные отметки рельсов по формуле:
.
По результатам вычислений строятся графики плановых и высотных характеристик подкранового оборудования.
Определение деформации подкрановых путей пространственной угловой засечкой с лазерной индикацией цели. Для обслуживания надземных подкрановых путей и выполнения ремонтных работ используют, как правило, подвесные краны с дистанционным управлением с помощью кабеля. Подкрановые пути таких кранов располагаются на значительной высоте от пола. Недоступность путей, отсутствие видимости с пола из-за оборудования делают фактически невозможным применение традиционных способов определения планового и высотного положения путей.
В таких случаях положение путей может быть определено пространственной прямой угловой засечкой двумя теодолитами 2Т2, установленными над конечными точками базиса. Так как визирные цели на путях невозможно отметить из-за их недоступности, то визирные цели обозначались подсветкой нижней кромки двутавровых балок путей лазерным излучением. Для этого используется лазерный визир ЛВ-5М, который располагается на полу и устанавливается в любом удобном месте. Лазерный визир ЛВ-5М имеет ограниченный угол наклона трубы в вертикальной плоскости до 10°. Поэтому для направления излучения под любым углом на объектив коллиматора одевалась прямоугольная призма. На призме укреплялся поляроид для гашения избыточной яркости излучения, так как сильная контрастность красного светового пятна подсветки лазером на темном фоне ведет к утомляемости глаз наблюдателя и снижению точности визирования.