По истории древнего мира:
- знать хронологические рамки истории древнего мира;
- иметь представление об основных исторических источниках по древней истории: археологических, мифологических, письменных, этнографических;
- иметь представление о расселении древнейшего человечества, основных занятиях и формах общности первобытных людей;
- представлять роль труда в развитии человеческого общества в древности; знать о важнейших открытиях и изобретениях первобытных людей;
- иметь представление о религиозных верованиях первобытных людей;
- представлять местоположение, природу, население цивилизаций Древнего Востока, древнегреческой, древнеримской;
- иметь представление об образе жизни народов Древнего Востока, древних греков, древних римлян: основных занятиях, быте, обычаях, традициях;
- характеризовать основные события политической истории в древневосточных и античных цивилизациях; ее выдающихся деятелей;
- иметь представление о формах государств в древности;
- знать основные культурные достижения древнейших цивилизаций; оценивать вклад народов Древнего Востока и античного мира в мировую культуру; иметь представление о зарождении древнейших религий и роли религии в жизни древних народов;
- характеризовать взаимодействие народов древних цивилизаций (торговые и культурные связи, завоевательные войны).
По истории средних веков:
- знать хронологические рамки истории средних веков;
- иметь представление об историко-географической карте средневековых цивилизаций; карте средневековой Руси; изменениях на карте Руси, Европы, мира от раннего средневековья к началу нового времени;
- представлять жизнь и деятельность человека в средневековом обществе; знать об изменениях в социальном положении, образе жизни людей в разных странах от раннего средневековья к позднему, изменениях взгляда средневекового человека на мир в эпоху Возрождения;
- знать о развитии хозяйственной жизни в разных странах и регионах мира (Европа, Русь, Восток) в средневековую эпоху, иметь представление об аграрном производстве, феодальном землевладении, натуральном хозяйстве, развитии ремесел и торговли, средневековых городах как центрах политической, экономической и культурной жизни;
- знать о своеобразии социально-экономического развития Древней, Удельной, Московской Руси, роли русских городов в хозяйственной, политической, религиозной, культурной жизни;
- характеризовать положение, труд, быт различных социальных групп средневекового российского, европейского и восточного общества, отношения между ними;
- знать основные проявления социальных движений на Руси, в разных регионах Европы и Востока в средневековую эпоху (крестьянские войны, религиозные движения и течения, реформационное движение в Европе и др.); характеризовать роль исторических деятелей в социальных и религиозных движениях;
- иметь представление о становлении и развитии крупнейших государств в Европе; характеризовать возникновение и развитие государственности на Руси (Древняя Русь; крупнейшие политические центры Руси в домонгольский период; Российское централизованное государство);
- иметь представление о роли религии в средневековом обществе, христианстве как основе культурной и духовной жизни средневековой Европы; знать о христианизации Руси и роли церкви в истории Руси в эпоху средневековья; иметь представление о религиозных верованиях народов Востока;
- представлять основные, достижения культуры народов Руси, Западной Европы и других стран в эпоху средневековья; характеризовать выдающиеся памятники отечественной и мировой культуры, ее крупнейших представителей;
- иметь представление о взаимоотношениях народов средневековых цивилизаций, торговых связях между Востоком и Западом, завоевательных войнах и походах в средневековую эпоху; знать основные события противостояния Руси степным кочевникам, ее борьбы с монголо-татарским нашествием, крестоносцами, польско-шведской интервенцией.
По новой истории:
- знать хронологические рамки и основные периоды новой истории;
- знать политическую карту Европы и мира в начале и к концу эпохи, место на ней России;
- представлять изменения образа жизни людей в новое время, значение обретения человеком личной свободы, последствия длительного сохранения крепостничества и самодержавия в России для разных слоев российского общества;
- уяснить сущность изменений в характере и условиях труда горожан и сельских жителей в новое время, основные черты зарождавшегося индустриального общества, значение аграрных реформ XVII—XIX вв., крестьянской реформы 1861 года в России;
- знать о формировании наций, образовании национальных государств в Европе и других регионах, складывании многонациональных и колониальных империй, становлении колониальной Российской империи и положении в ней угнетенных народов; о национально-освободительных движениях в разных регионах мира;
- представлять положение основных социальных групп российского и западноевропейского обществ в новое время, значение свободного труда и предпринимательства для развития общества и отдельного человека;
- характеризовать основные события политической истории России, стран Запада и Востока нового времени, основные направления внутренней политики российского самодержавия, роль видных политических деятелей;
- знать основные причины, результаты, буржуазных революций в Европе и Америке в XVII—XIX вв.; крестьянских выступлений в России в XVII—XVIII вв., начального этапа рабочего движения;
- представлять крупнейшие научные открытия нового времени, их влияние на технический прогресс, воздействие идей Просвещения на общественное развитие;
- понимать значение изменений в материальной и духовной культуре России и других стран в новое время, представлять основные направления, течения, стили в литературе и искусстве народов России и других стран, знать выдающихся представителей культуры; характеризовать место российской культуры в мировой культуре;
- знать основные направления и результаты внешней политики России и крупнейших государств мира в XVII—XIX вв., главные события и итоги крупнейших войн в Европе и других регионах, место России в международных отношениях нового времени.