Шесть школ шиваизма: заключение

Сегодня все эти шесть школ шиваизма, в той или иной форме, продол­жают существовать. Их лидеры и гуру перевоплотились, подбирают нити да­лекого прошлого и протягивают их в двадцать первый век. Ищущие, которые поклоняются Шиве, тщательно выбирают одну из школ. Гуру - посвящен­ные, непосвященные или самоназначенные духовными силами, что внутри них самих, - провозглашают Бога Шиву Всевышним Богом и примыкают к той или иной шиваитской линии. Неиндуисты, привлеченные глубокой фи­лософией шиваизма, служат добровольными миссионерами. Многие пол­ностью обратились к шиваизму как к религии их души. В эту современную эпоху, в конце двадцатого века, шиваизм приобрел новую силу и мощь. Шко­лы шиваизма сообщаются между собой в любви, доброте, сострадании и по­нимании, делятся друг с другом своей силой и укрепляют слабые места друг друга.

Наш высочайший Бог Шива знал, что Его создания не одинаковы. В различном настроении и в разное время Он создал различные типы душ. Поэтому в Своей высшей мудрости Он создал эти шесть подходов к Его милости на одной общей ведическо-агамической основе - один для йогических аскетов, один для героических нонконформистов, один для мистиков кундалини, один для проницательных философов, один для бессмертных отшельников и один для преданных недуалистов. Никто не был забыт. Воис­тину, сегодня Господь Шива призывает лидеров из рядов приверженцев этих шести философских течений проповедовать Его послание в священном красноречии.

На следующей странице приведены краткие философские резюме шести школ шиваизма. На картах отмечены главные районы влияния и сосредоточения каждой из школ в штатах Индии.

Шайва-сиддханта: В монистическом теизме Риши Тирумулара (ок. 200 г.) Шива является материальной и действенной при­чиной мира, имманентным и трансцендентным Богом. Душе, сотворенной Шивой, предназначено слиться с Ним. В плюра­листическом реализме Мейкандара (ок. 1200 г.) Бог, души и мир безначальны и вечно сосуществуют. Шива является действенной, но не материальной причиной.

Пашупата-шиваизм: Эта школа, прослеживаемая со времен Лакулиши (ок. 200 г.), - бхеда-абхеда, то есть одновременно монистическая и теистическая. Она выделяет роль Шивы как высшей причины и личностного управителя души и мира. Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного единения с Богом. Конечное слияние уподобляет­ся исчезновению звезд на небе.

Вира-шиваизм: Ставший популярным при Басаванне (1105--1167), этот вариант ограниченного недуализма, шакти-вишишта-адвайта, принимает как отличие, так и неотличимость души от Бога, уподобляя первую лучам, а второго - солнцу. Шива и космическая сила - одно и то же, но все же Шива находится за пределами Своего творения, которое реально и не иллюзорно. Бог является действенной и материальной причиной.

Кашмирский шиваизм: Оформленная Васугуптой (ок. 800 r.), эта умеренно теистическая, крайне монистическая школа, из­вестная также как пратьябхиджня-даршана, объясняет сотво-рение души и мира излучением Богом Шивой Своего динамического первоимпульса. Как "Я" всего сущего, Шива является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным Творцом-Хранителем-Разрупштелем.

Шива-адвайта: Этот монистический теизм, сформулирован­ный Шрикантхой (ок. 1050 г.), называется также шива-вишишта-адвайтой. Душа в конце концов не становится совершенно единой с Брахманом, но разделяет с Всевышним все превосход­ные качества. Аппайя Дикшита (1554- 1626) пытался предс­тавить этот союз как абсолютную идентичность - шуддха-адвайту.

Сиддха-сиддханта: Явленный Риши Горакшанатхой (ок. 950 г.), этот монистический теизм известен как бхеда-абхеда, - охватывающий как трансцендентное бытие, так и имма­нентное становление Шивы. Шива является действенной и ма­териальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве уподобляются пузырькам, рождающимся и лопающимся в воде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: