ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.
ОСНОВАТЕЛЬ: Натапутта Вардхамана, он же Махавира ("Великий Герой").
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Джайнские Агамы и Сиддханты.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 6 млн. чел., почти исключительно в центральной и южной Индии, особенно в Бомбее.
ШКОЛЫ: Последователи школы дигамбара ("одетые небом") считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и поэтому носят только набедренную повязку. Они верят, что спасение при этой жизни для женщин невозможно. Школа шветамбара ("одетые в белое") не соглашается с этими пунктами вероучения.
Синопсис
Джайнизм стремится к реализации высочайшего совершенства человека, который в своей изначальной чистоте свободен от всякого страдания и от оков рождения и смерти. Слово джайн происходит от санскритского джина, "победитель", и подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный мир. Джайнизм не считает необходимым признавать существование Бога или любых существ, более высоких, чем совершенный человек. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны. Души делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные от перерождений. Джайнизму свойствен сильный монашеско-аскетический уклон, даже для домохозяев. Его верховным идеалом является ахимса, равная любовь и почтение ко всякой жизни. Джайнские Агамы учат почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах. Джайнизм - это прежде всего религия любви и сострадания.
Цели джайнизма
Главная цель джайна - это стать Параматманом, совершенной душой. Такое состояние достигается, когда все слои кармы, которая понимается как субстанция, удалены и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, где, по ту сторону от богов и потоков трансмиграции, душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокша в джайнизме определяется как освобождение, самоединство и интегрированность, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. Мокша достижима в этом мире во время смерти. Когда она достигается, человек осуществляет свое предназначение как чело-векобог. Для джайнов не существует Бога-Творца и, соответственно, соединения с Ним. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение.