Шабдакоша 4 страница

ведачарья. "Знаток Вед". Почетный титул, присваиваемый обычно ученым брахма­нам (пандитам), теологам и другим знатокам санскрита и ведических писаний.

ведическо-агамический (ведийско-агамический). Опирающийся на авторитет и Вед, и Агам как двух типов шрути, священных богооткровенных писаний инду­изма, представляющих собой два параллельных потока в единой традиции и ис­тории. Различие между ведантой (ведической традицией) и сиддхантой (тради­цией Агам) традиционно описывается следующим образом. В то время как Веды описывают человека, взирающего на Бога, Агамы рисуют несколько иную карти­ну, когда Бог Сам смотрит на человека, желая помочь ему. Примечателен тот факт, что Веды возвещены устами риши, а тексты Агам дарованы Богом или Бо­гиней. См.: шрути.

вель (тамил.), шула (санскр.). "Копье". Символ божественной власти Господа Карт-тикейи как Владыки йоги и предводителя воинства дэвов.

ветти (тамил.). От санскритского вештана, "опоясывание". На хинди — дхоти. Длинный, некроеный кусок ткани, носимый наподобие юбки мужчинами на юге Индии и в Шри-Ланке. Существуют различные варианты ношения ветти.

вибхути. "Могущество; сила". Священный пепел, получаемый либо из просеянной золы (бхасмы), оставшейся после яджни, или агнихотры, либо приготовленный сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи. Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех ши­ваитов атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы — трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи, мисти­ческие силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть Йога-сутры Патанджали, описывающая сиддхи, носит название Вибхути-пада. Для ви-ра -шиваитов вибхути является одной из восьми аваран. См.: тилака, трипундра, ашта-аварана, вира-шиваизм.

виваха. "Бракосочетание". Одна из самскар. См.: самскара.

Вивека-мартанда. Философский трактат шиваитской школы сиддха-сиддханта, приписываемый Горакшанатхе (ок. 900 г.).

Вивекананда, Свами (1863—1902). Ученик Шри Рамакришны, всю жизнь движи­мый горячей любовью к индуизму и миссионерским пылом. Наиболее примеча­тельным из его деяний было кругосветное путешествие, во время которого он давал блестящие лекции в Европе и Америке, породившие уважение к индуизму. В Индии он основал Миссию Рамакришны, которая сегодня имеет более 100 цен­тров по всему миру и около 1000 санньясинов. Ему, наряду с Тагором, Ауробиндо, Радхакришнаном и др., принадлежит заслуга инициирования современного воз­рождения индуизма. См.: джняна-йога, Рамакришна.

Вивека-чудамани. "Драгоценность различения". Известное произведение Шанка-ры (788— 820) о духовной дисциплине и различении между реальным и нереаль­ным как пути к Богу.

Вигхнешвара. "Владыка препятствий". Имя Господа Ганеши, указывающее на Его власть устранять и создавать препятствия, чтобы вести души по правильному пути. См.: Ганеша.

видехамукти. "Освобождение, достигаемое вне тела". Избавление от перерожде­ний через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент смерти. См.: дживанмук-ти, кайвалья, мокша, нирвикальпа-самадхи.

Виджаянагар(а). "Город победы". Название города и последней индуистской импе­рии, центр которой был расположен на территории современного штата Карна­така. Ее влияние простиралось до Малайи и Индонезии. Расцвет империи прихо­дится на промежуток с 1336 по 1565 гг., после чего она начинает приходить в упадок под ударами мусульманских завоевателей. Огромное значение Виджаяна-гара состоит в том, что это государство предотвратило окончательное завоевание и опустошение юга Индии мусульманами.

виджнянамайя-коша. "Слой сознания". Ментальный или интуитивно-сознатель­ный слой души. См.: душа, коша, ментальное тело.

видья. "Знание". От корня вид, "знать", от которого также образовано слово Веда. Силаи способность понимать высшие истины, обретаемая через обучение и ме­дитацию как милость Бога и гуру. Противостоит авидье, неведению. См.: авидья.

Винаяка. "Устранитель". Имя Господа Ганеши как устранителя препятствий (ино­гда с добавлением впереди слова вигхна, "препятствие"). См.: Ганеша.

Винаяка Ахаваль (тамил.). "Гимн Винаяке". Знаменитая тамильская поэма-гимн в честь Ганеши, написанная в VIII-ом веке женщиной-святой Аувайяр.

Винаяка Вратам. 21-дневный праздник в честь Господа Ганеши, начинающийся в день полнолуния в ноябре-декабре. Важный праздник в Тамилнаде и у тамиль­ской диаспоры. В храмах Ганеши проводятся особые пуджи, и преданные прино­сят обеты (врата) — например, посещать ежедневную пуджу или поститься, при­нимая пищу только один раз в день. См.: Винаяка.

вира-шиваизм. Другое название — лингаята-шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма. Стала распространенной благодаря Басаванне (XII в.). Имеет около 10 млн. последователей, в основном в индийском штате Карнатака. См. Приложение 2.

висарджана. "Отбытие; отделение". Ритуальная церемония отсоединения энергии (прана-шакти) присутствия Божества от почитавшегося в пудже образа (мурти). Важный элемент агамического ритуала. См.: Ганеша Чатуртхи.

витала. Область гнева и ненависти. Вторая чакра ниже муладхары, связанная со вторым астральным нижним миром, известном как Авичи ("безрадостный"), или Витала. См.: чакра, пока, нарака.

вишваграса. "Полное поглощение вселенной". Конечное погружение души в Шиву как итог ее духовной эволюции. Это представляет собой высшее единение тела индивидуальной души с телом Шивы, Парамешвары, в Шивалоке, где душа и была изначально порождена. При этом четыре внешние оболочки души — анна-майя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша и виджнянамайя-коша — прекра­щают существовать, а анандамайя-коша, тело самой души, погружается в Изна­чальную Душу, т. е. Шиву. См.: атман, эволюция души, самадхи, душа.

вишишта-адвайта. "Ограниченный недуализм". Ведантическая философия, не­дуалистическая в том смысле, что, согласно ей, предельная истина или реальность одна и души фактически являются частью Бога. "Ограниченность" же ее — в том, что души понимаются как полностью единые с Богом, но не тождественные. Этот полный союз — не совсем то же самое, что адвайтическое полное растворение в Боге. См.: веданта, шива-адвайта.

Вишну. "Всепронизывающий". Всевышний Бог вишнуитской религии. Бог как лич­ностный Господь и Создатель, вселюбящая Божественная Личность, которая пе­риодически воплощается и проживает полностью человеческую жизнь для вос­становления дхармы, когда это необходимо. В шиваизме Вишну является одним из аспектов Шивы (Хранителем). См.: вишнуизм.

вишнуизм, вайшнавизм (санскр. вайшнава-дхарма). Одна из четырех основных деноминаций индуизма, к которой принадлежит около половины из миллиарда индуистов. Вишнуиты почитают Господа Вишну как личностного Бога, Его ин­карнации и их спутниц. Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма, утверждает, что Бог периодически рождается как человек для восстановления в мире дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 или больше аватар Вишну. Особо чтимыми аватарами являются Рама и Кришна. Последней аватарой будет Калки, возвестник золотого века на земле. Вишнуизм ставит личностный аспект Бога выше безличного и считает бхакти (преданность Богу) истинным путем к спасению. Цель вишнуита — достижение мукти, определяемого как блаженная вечная близость души к Богу в Вайкунтхе, раю. Из вишнуитских писаний важней­шими являются Вайшнава-агамы, Бхагавад-гита и Бхагавата-пурана (Шримад-Бхагаватам). Из древнейших школ можно назвать секты паньчаратра и бхагава-та. Пять главных современных школ (основанных между 1000 и 1500 гг.) происходят от Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки, Валлабхи и Чайтаньи. С фило­софской точки зрения они занимают диапазон от чистого дуализма Мадхвы до возвышенного монистического видения Валлабхи.

вишуддха-чакра. "Крут чистоты". Пятая чакра. Центр божественной любви. См.: чакра.

внутреннее поклонение. Йога. Поклонение или контакт с Богом и богами больше через медитацию и созерцание, чем через внешний ритуал. Это путь йоги, пред­писанный чарья- и крия-падами. См.: йога, медитация, пада.

возлияние. Церемония жертвоприношения или предложения, выполняемая для Бога или гуру. См.: жертвоприношение, яджня.

врата: "Обет". Обещание, обязательство, часто — религиозного содержания: вы­полнять определенные практики (например, покаяние, пост, раздачу милостыни, повторение особых мантр, пуджу, хому или медитацию) на протяжении некото­рого периода времени, пожизненно или по случаю праздника. Враты варьируют от простейших обещаний бытового характера до неотменимых клятв перед Бо­гом, богами, гуру и общиной и имеют целью получение благословения или сиддхи. См.: санньяса-дикша, Винаяка-вратам.

вритти. "Водоворот". В йогической психологии — название колебаний сознания, волн ментальных действий (читта-вритти) мышления и восприятия. У Патан-джали в Йога-сутрах (1.2) сказано: "Йога есть ограничение (ниродха) ментальной деятельности (читта-вритти)". В обычном употреблении вритти означает: 1) ход действия, способ жизни; поведение; способ делать что-то; 2) модус бытия, природа, тип, характер. См.: раджа-йога.

Высшее "Я". См.: Самость.

Вьягхрапада (ок. 200 г. до н. э.). "Тигровая лапа". ИзвестныйсыМхаиз Нандинатха-сампрадайи, ученик Махарши Нандинатхи и соученик риши Тирумулара и Патан-джали. Совершил паломничество из Кашмира на юг и основал в Тамилнаде храм Шивы Чидамбарам. См.: Кайласа-парампара.

Вьякарана-веданга. Вспомогательные ведические тексты по санскритской грам­матике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и риту-алами -яджня. Вьякарана буквально означает "разделение" или "разъяснение". Наиболее известный из вьякаранических трудов — Аштадхьяйи Панини (ок. 400 г. до н. э.) из 4000 сутр. В нем устанавливаются лингвистические стандарты классического санскрита. См.: Веданга.

Г

Гаятри. 1) Стихотворная форма, древний метр из 24 слогов, обычно группиру­ющихся трижды по восемь слогов. От гайя, "песня". 2) Ведическая Гаятри-ман-тра, персонифицируемая как Богиня, мать четырех Вед.

Гаятри-мантра. 1) Известная ведическая мантра, используемая в пудже и для личного воспевания: Ом (бхур бхувах свах) татсавитур вареньям / бхарго дэвасья дхимахи / дхийо йо нах прачодаят ("[О божественные существа всех трех миров,] мы медитируем на величественном сиянии божественного Животворителя. Да просветит Он наши умы." — Ригведа, 3.62.10). Этот священный стих также назы­вается Савитри-мантрой, поскольку он адресован Савитри, Солнцу как Создате­лю, и считается универсальной мистической формулой, настолько важной, что еще одно название этой мантрыВедаматри, "Мать Вед". 2) Любая из класса специальных тантрических мантр-гаятри. Каждая посвящается конкретному божеству. Гаятри-мантра Шивы, например, звучит так: Трьямбакам яджамахе сугандхим пуштивардханам / урварукамива бандханан мритйормукшийя мамритат ("Мы преклоняемся перед благоуханным Трехглазым, несущим благо. Да освободимся мы от оков смерти, как огурец от своего стебля, ради бессмер­тия".). Это известный стих из Яджурведы (из раздела Рудранамака, или Шри-Руд-рам), считающийся важнейшей мантрой поклонения Шиве и использующийся во всех шиваитских ритуалах.

гана. "Множество, войско; большой отряд последователей или слуг" (обычно упо­требляется во множ. числе). Войско полубогов, слуг Господа Шивы, под надзором Господа Ганеши. См.: Ганапати, Ганеша.

Ганапати. "Предводитель ганов". Одно из имен Ганеши. См.: гана.

Ганапати-упанишад. Поздняя Упанишада, посвященная Господу Ганеше и не свя­занная ни с какой Ведой. Время составления неизвестно. Главное писание гана-патьев, малой индуистской секты, которая почитает Ганешу как Всевышнего Бо­га и наиболее распространена в индийском штате Махараштра.

ганачара. "Путь общности". Приверженность общине преданных. Один из пяти важнейших этических принципов вира-шиваизма. Также имя известного вира- шиваитского святого. См.: паньча-ачара, вира-шиваизм.

Ганг(а). Самая священная из индийских рек общей протяженностью 1557 миль, берущая исток в Гималаях чуть выше Хардвара, где она известна как Бхагиратха, и затем сливающаяся с подземной Сарасвати в районе Алаканады (с этого места она уже называется Гангой (в европейских языках — Ганг). Далее река течет на юго-восток, пересекая густонаселенную Гангскую равнину, сливаясь со своей сес­трой Ямуной (Джамной) в Праяге (Аллахабаде) и впадая, наконец, в Бенгальский залив.

Ганди, Мохандас Карамчанд ("Махатма") (1869—1948). Индийский националист и индуистский политический активист, разработавший стратегию ненасиль­ственного неподчинения, вынудившую христианскую Великобританию дать Ин­дии независимость в 1947 г.

Гандхарваведа. "Наука музыки". Класс древних текстов по музыке, пению и тан­цам. Упаведа Самаведы. См.: Упаведа.

Ганеша. "Господь суждений", от ган, "считать, вычислять, думать", и Иша, Господь. Альтернативный перевод: "Владыка свиты (гана)", то же, что Ганапати. Он также — Господь препятствий (Вигхнешвара). Ганеша — махадэва, слоноликое божест­во, любимое и почитаемое индуистами всех сект за Его великую мудрость, к которому обращаются перед любым начинанием, поскольку Он знает все подроб­ности кармы каждой души и совершенный путь дхармы, который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко доступен. Господа Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати ("Господом молитвы"). См.: гана, Ганапати, Махадэва.

Ганеша Висарджана. "Отбытие Ганеши". Шествие, обычно происходящее на 11-й день праздника Ганеша-чатуртхи. В ходе шествия изготовленные специально для этого случая мурти Ганеши церемонно погружают в водоем и оставляют там для растворения. Это символизирует растворение Ганеши в океане сознания.

Ганеша Чатуртхи. День рождения Господа Ганеши, десятидневный праздник в августе-сентябре, кульминацией которого является зрелищное шествие, Ганеша Висарджана. Это время, когда все индуисты радуются и поклоняются вместе.

гарбхадхана. "Помещение зародыша". Одна из 10 важнейших самскар. Таинство освящения зачатия. См.: самскара.

гарбхагриха. "Внутреннее помещение". Святое святых индуистского агамического храма, где устанавливается важнейшая святыня (мурти или Шивалингам). Обыч­но это небольшое пещерообразное помещение без окон с единственным входом, куда могут входить лишь священнослужители. См.: храм.

Гаргья. Один из известных учеников садгуру Лакулиши. См.: Лакулиша.

Гаутама. 1) Основатель индуистской философской школы ньяя, автор Ньяя-сутр. 2) Будда (Сиддхартха Гаутама). См.: Будда, буддизм, шад-даршана.

Гималайская Академия (англ. Himalayan Academy). Просветительская и издатель­ская организация Церкви шайва-сиддханты, основанная Садгуру Шивайей Суб-рамуниясвами в 1957 г. Цель "Академии" — служение индуизму во всем мире и распространение учений Санатана Дхармы посредством учебно-исследователь­ских программ, издания книг и других публикаций, в том числе ежемесячной газеты "Хиндуизм тудэй". См.: Субрамуниясвами, Хиндуизм тудэй.

го. Корова. Почитается индуистами как священное животное и как "одна из матерей человека". Также рассматривается как одно из проявлений Богини-Матери в ас­пекте богини земли.

гоминиды. От латинских слов hominis, "человек", и eidos, "вид". Биологическое се­мейство отряда приматов, включающее как ископаемого человека (питекантро­па, синантропа и неандертальца), так и современных людей.

гопура(м). Башня при входе в южноиндийский храм, нередко весьма высокая и обильно украшенная статуями и орнаментом. См.: храм.

Горакшанатха (ок. 950 г.). Великий мастер сиддха-йоги из Аданатха-сампрадайи. Самый выдающийся гуру сиддха-сиддхантистского шиваизма. Путешествовал и провозглашал величие Шивы по всей северной Индии и в Непале, где его и его гуру, Матсьендранатху, до сих пор чтят. См.: сиддха-сиддханта, хатха-йога.

Горакшанатха-шиваизм. См.: сиддха-сиддханта.

Горакшапантха. "Путь Горакшанатхи". См.: сиддха-сиддханта.

Горакшашатака. Текст, принадлежащий Горакшанатхе. Как и Сиддха-сиддханта-прадипика, превозносит путь "йоги Шивы", т. е. хатха-кундалини-йоги, придаю­щей особое значение контролю над телом и умом, пробуждению высших чакр и системы "нервов"- нади и. ставящей целью реализацию Абсолюта и утвержден -ность в сахасрара-чакре в совершенной тождественности с Шивой. См.: Горакша­натха, сиддха-сиддханта.

готра. "Коровник". Семейно-клановая линия, или субкаста, происходящая от ка­кого-либо риши или садгуру и носящая его имя. Первоначально это слово означа­ло несколько семей, пользующихся одним коровником. См.: каста, джати, вар-на-дхарма.

грантха. "Узел". Общепринятое в индуизме название для старинных книг (особен­но манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых были скре­плены особыми узлами и стержнями. К священным книгам индуисты всегда от­носятся с особым почтением, никогда не кладут их на пол, делая иногда даже предметом религиозного почитания в ходе пуджи. Грантха означает также один из древних видов письменности, распространенных в южной Индии. См.: олай, шастра.

грех. Намеренное нарушение божественного закона. Индуизм рассматривает грех не как преступление против Бога, но как акт, направленный против дхармы (мо­рального порядка) и собственного "Я" того, кто грешит. Для молодых душ естес­твенно совершать неправильные действия, поскольку они живут во тьме неве­дения (авидьи). Грех — это адхармический способ действия, который автомати­чески влечет за собой негативные последствия. Термин грех, как и его санскрит­ские соответствия, несет в себе два оттенка смысла: 1) неправильное действие, 2) негативные последствия неправильного действия. В санскрите неправильное дей­ствие обозначается несколькими терминами, в частности патака (от пат, "па­дать"), папа, энас, килбиша, адхарма, анрита и рина ("нарушать" в смысле "избе­гать"). Последствия греха называются папа и иногда рассматриваются как вязкая астральная субстанция, которая может быть растворена при помощи покаяния (праяшчитта), аскезы (тапас) и благих деяний (сукритья). Эту астральную суб­станцию можно физически увидеть во внутренней, подсознательной ауре ин­дивидуума. Примечательно, что папа накапливается в ауре и при ненамеренных, совершенных по незнанию нарушениях дхармы, которые называются апарадха (ошибка, вина).

грех изначальный (первородный): доктрина авраамических религий (иудаизм, хри­стианство, ислам), согласно которой каждая душа рождается во грехе в результате непослушания Адама Богу в Эдемском саду. Иногда проводится ошибочная ана­логия с шайва-сиддхантистским понятием трех мал, особенно с анавой. См.: паша.

грех смертный: согласно некоторым теологиям, бывают настолько ужасные грехи, что их искупить невозможно, и в этом случает душа бывает обречена вечно стра­дать в аду. В индуизме понятия изначального и смертного греха отсутствуют. См.: аура, зло, карма, папа.

грихастха. "Домохозяин; домовладелец". Мирянин, обладающий семьей и личной собственностью (в форме недвижимости). См.: грихастха-ашрама, ашрама-дхар-ма.

грихастха-ашрама. "Стадия жизни в качестве домохозяина". См.: ашрама-дхарма.

грихастха-дхарма. "Закон домохозяина". Обязанности и предписания, регулирую­щие семейную жизнь индуиста-мирянина. Образ жизни грихастхи начинается сразу же после периода брахмачарьи. Дхармашастры и Грихья-сутры описывают подробно основные правила жизни грихастхов. Сама жизнь рассматривается в индуизме как джива-яджня, "самопожертвование", как один из способов слу­жению Богу. Домохозяин стремится осуществить в своей жизни четыре пуру-шартхи, "цели человеческого существования": праведность (дхарму), благопо­лучие (артху), наслаждение (каму) и духовное освобождение (мокшу). Забота о себе и о своей семье — центральная, но не единственная обязанность грихастхи.

Грихастхи должны поддерживать устои религии, сооружать храмы, монастыри и другие религиозные учреждения, поддерживать монашествующих аскетов и сле­довать наставлениям учителей. Они должны почитать старших и практиковать благотворительность по отношению к бедным и бездомным. Разумеется, обязан­ности мужа и жены различаются. Тирукурал описывает в качестве ежедневных обязанностей домохозяина служение Богу, предкам, гостям, детям и самому себе. Дхармашастры упоминают еще ежедневные жертвоприношения риши, предкам, богам, людям и низшим созданиям. См.: грихастха, брихат-кутумба, яджня.

грихешвара и грихини. От гриха, "дом". Хозяин и хозяйка дома.

Грихья-сутры (-шастры). "Правила для домохозяина". Важный раздел классичес­кой литературы смрити, посвященный правилам и обычаям домашней жизни, включая переходные ритуалы и другие домашние церемонии, которых придер­живаются и сегодня очень многие. Являются частью Кальпа-сутр, или Кальпа-ве-данги, в которую также входят Шраута- и Шульба-шастры, посвященные пу­бличным ведическим ритуалам, и Дхарма-шастры (или -сутры), посвященные домашнему и общественному праву. Наиболее известными из Грихья-сутр явля­ются Ашвалаяна-грихья-сутры Ригведы, Гобхила-сутры Самаведы и Параскара- и Баудхаяна-сутры Яджурведы. См.: Кальпа-веданга, Веданга.

Гуджарат. Штат на западе Индии. Столица — Ахмадабад, население —40 млн. чел., площадь — 75,670 кв. миль.

гуна. "Качество". Гуны являются составляющими принципами пракрити, первич­ной природы. Гун всего три: 1) саттва: "чистота", качество покоя, прозрачности, всепроницающее и отражающее свет Чистого Сознания.; 2) раджас: "страсть", присущая энергии, движению, действию, эмоциям, жизни.; 3) тамас: "тьма", инерция, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны — неотъемле­мая часть индуистского мышления, особенно важная в аюрведе и искусствах. Все вещи и личности суть комбинации этих качеств природы.

гуркха. Народность в Непале. Славятся как искусные воины.

гуру. "Весомый", т. е. имеющий великое знание и мастерство. Учитель или настав­ник в любой дисциплине: музыке, танце, скульптуре, но особенно в религии. Для ясности этот термин часто имеет качественную приставку, например кулагуру (семейный учитель), винагуру (учитель игры на вине, струнном инструменте) или садгуру (духовный наставник). Согласно Адваятарака-упанишад (14-18), гуру оз­начает "рассеивающий (гу) тьму (ру) ".См.: садгуру.

гуру-бхакти. Преданность учителю. Ученик должен видеть в гуру свое собственное высшее "Я". Привлекаясь внутренней святостью и мудростью учителя, ученик постепенно развивается до того уровня душевного покоя и просветленности, на котором находится его учитель. Преданность гуру проявляется через послушание, медитацию на его образ или стопы, а также через следование его указаниям. См.: гуру, садгуру, Куларнава-тантра, гуру-шишья система.

Гуру-гита. "Песнь о гуру". Популярный отрывок (352 стиха) из Сканда-пураны, в котором Господь Шива рассказывает Парвати об отношениях гуру иученика. См.: гуру.

Гуру-джаянти. День рождения наставника, ежегодно отмечаемый преданными. В ходе праздника обычно выполняется падапуджа, ритуальное омовение его ног. Если гуру не присутствует физически, пуджа выполняется перед его "святыми сандалиями" (шри падука), которые представляют гуру и содержат его вибрации.

Гурудэва. "Божественный учитель". Почтительный титул садгуру и гуру. См.: садгуру, гуру.

гурукула. Буквально "семейство гуру". Учебный центр, где обучаются (и часто жи­вут) мальчики-брахмачарины под непосредственным руководством гуру. См.: гу­ру, брахмачари(н).

гуру-парампара. "Преемственность учителей". Линия мистических знаний, опыта и духовной силы (шактипата), идущая от учителя к учителю и передаваемая в ходе посвящения. См.: сампрадайя.

Гуру Пурнима. День июльского полнолуния, в который индуисты заново посвяща­ют себя тому, что представляет для них их гуру.

гуру-шишья система. Важная образовательная система индуизма, в которой учи­тель (гуру) передает свои знания и традиции ученику (шишье). Знание, будь то ведическо-агамическое искусство, архитектура или духовность, передается пос­редством развивающих отношений между гуру и учеником. Основной принцип этой системы — в том, что знание, особенно тонкое или возвышенное знание, лучше всего передается при крепких человеческих отношениях, основанных на идеалах уважения, усердия, преданности и послушания со стороны ученика. При персональном постепенном обучении ученик может овладеть всем тем знанием, которое воплощается в гуру. См.: гуру, гуру-бхакти, садгуру.

Гуха. "Внутренний". Эпитет Карттикейи. От гуха, "пещера". См.: Карттикейя.

Гухаваси Сиддха (ок. 675 г.). Гуру изЦентральной Индии, которому приписывается заслуга утверждения шайва-сиддханты в этом регионе на полностью санскрит­ской основе. Гухаваси буквально означает "обитатель пещер"; это также одно из имен Господа Шивы.

Гухешвара. "Повелитель пещер; Владыка тайных мест". Одно из имен Бога Шивы, имеющее эзотерическое значение: "Пребывающий в тайнике сердца всех су­ществ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: