Шабдакоша 8 страница

криямана-карма. "Свершаемое действие". См.: карма.

крия-пада. "Стадия служения; религиозное действие". Стадия духовного развития, вторая из четырех последовательных стадий служения и преданности на пути духовного достижения согласно учению шайва-сиддханты. См.: пада.

крия-шакти. "Сила деятельности; энергия действия". См.: Шакти, тришула.

Кудаласангамадэва. Имя Шивы на языке каннада, означающее "Господь сливаю­щихся рек" или "Господь встречающихся рек". См.: вира-шиваизм, Басаванна, каннада.

кула. "Семья". 1) Семья; клан; семейство; род. 2) В терминологии тантризма — "Семья, происходящая от Шивы и Шакти, с помощью которой достигается вы­сшее освобождение" (согласно Куларнава-тантре). Часто используется как си­ноним шактистской школы каула, наиболее эзотерической из всех тантрических школ, последователи которой особо почитают Богиню Кали и практикуют "тан­тру левой руки" (другие названия — вамачара, вама-марга или кулачара). См.: брихат-кутумба, тантризм.

кула-гуру. "Учитель семьи; наставник рода". Духовный учитель семьи или расши­ренной семьи (родового клана). Обычно бывает наследственным. См.: брихат-ку­тумба.

Куларнава-тантра. Одно из главных писаний шактистской школы каула. В 17 главах содержится 2058 стихов, в которых говорится о путях к спасению. Особен­но примечательны главы об отношениях учителя и ученика (гуру-шишья).

Кумара. "Молодой девственник; вечноюный". Имя Господа Карттикейи как вечно­го холостяка. См.: Карттикейя.

кумкума. "Шафрановый; красный". 1) Красный порошок, делающийся из куркумы иизвести, используемый как одно из подношений Богу и богам, а также для нанесения потту, красной точки на межбровье, где расположен "третий глаз", что является практикой большинства индуистов (особенно шактистов и шиваи­тов). 2) Растение Crocus sativus и его пыльца. См.: потту, куркума.

кундалини. "Свернутая кольцами; змеиная сила". Изначальная космическая энер­гия, имеющаяся у каждого индивидуума, которая первоначально лежит, свер­нувшись кольцами, как змея, в основании позвоночника. Постепенно, посредст­вом практики йоги, она поднимается в сушумна-нади. Поднимаясь, кундалини пробуждает одну чакру за другой. Нирвикальпа-самадхи, просветление, наступает, когда она прорывается через дверь Брахмана в ядре сахасрары. Кундалини-шакти затем возвращается и покоится в любой из семи чакр. Шива-саюджья (состояние полного единства с Шивой, постоянного сознания Шивы) достигается, когда кун­далини возвращается в сахасрару и остается свернутой в этой "венечной" чакре. См.: дверь Брахмана, чакра, самадхи, нади, тантризм.

куркума. Другое название — турмерик. Красновато-желтый порошок, используе­мый как пряность в индийской кухне, в аюрведе — как лекарство, а в индуистском культе — как одно из подношений Богу и богам. См.: кумкума.

Курма-пурана. Одна из шести Шайва-пуран. Прославляет поклонение Шиве и Дурге.

Курукшетра. "Поле Куру". Знаменитое поле неподалеку от Дели, где когда-то ра­зыгралась великая битва между Пандавами и Кауравами, описанная в Махабха-рате. Перед сражением Господь Кришна поведал воину Арджуне свое учение, изложенное в Бхагавад-гите. См.: Бхагавад-гита, Махабхарата.

куттувилакку (тамил.), дипастамбха (санскр.). Специальная ритуальная лампада на высоком постаменте, используемая для освещения храмов, святилищ и до­машних алтарей. Обычно делается из металла или керамики, заправляется рас­тительным маслом или гхи. Для куттувилакку используются фитильки из хлоп­ка. Символизирует Параджьоти (Высший Божественный Свет) или Парашакти. Свет этой лампады привлекает и радует дэвов, побуждая их незримо присутство­вать в святая святых храма или у домашнего алтаря. См.: гхи, дэва, Парашакти.

кутумба. "Семейство". См.: брихат-кутумба, кула.

Кушика. Один из четырех главных учеников Лакулиши.

кшама. "Милосердие; прощение". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

кшатрия. (Русифицированное — кшатрий). "Правящий; самовластный". Общес­твенный класс законодателей, политиков, правителей и военных. См.: варна-дхарма.

Л

Лакшми. "Отметка" или "знак", чаще всего — успеха или процветания. Шакти, Вселенская Мать, в ипостаси богини богатства. Мифологическая спутница Виш­ну. Обычно изображается на цветке лотоса. К Лакшми возносят молитвы о богат­стве, красоте и мире. См.: Богиня, Шакти.

Лакулиша (ок. 200 г.). Наиболее выдающийся гуру древней шиваитской школы пашупатов. Ему приписываются Пашупата-сутры. См.: шиваизм.

Лалла (в санскритской передаче Лаласа, ок. 1300 г.). Кашмирская шиваитская свя­тая, описавшая в своих глубоко мистических стихах Лалла-вакьяни внутренний опыт единения с Шивой. См.: кашмирский шиваизм.

лекхапрартха-хавана. "Ритуал сжигания письменных молитв". Древняя практика посылания письменных молитв богам путем сжигания их в священном огне в храме или святилище. Ритуал может проводиться и в других местах, если четыре человека сидят вокруг огня и поют, создавая временный храм. Молитвы можно писать на любом языке, но разборчиво, черными чернилами на белой бумаге. Дэвы дали нам специальный алфавит, называемый тьяф и предназначенный для этой цели. Его буквы от А до Я, замещающие буквы русского алфавита, выглядят так:

либеральный индуизм. Синоним смартизма и тесно связанной с ним нео-индийской религии. См.: нео-индийская религия, смартизм, универсализм.

лила. "Игра; развлечение". Непостижимое для обыденного разума действие Божес­тва или святого. Одна из центральных концепций практически всех теистических (особенно бхактистских) школ индуизма.

Линга(м). См.: Шивалингам.

лингаванта (хинди: лингаят). "Носящий Лингам". То же, что вира -шиваит. См.: вира-шиваизм.

Линга-пурана. Одна из шести основных Шайва-пуран. Объясняет четыре пурушар-тхи (жизненных цели) и значение поклонения Шивалингаму. См.: Пурана.

лингачара. "Путь Лингама". Ежедневное почитание Шивалингама, практикуемое последователями вира -шиваизма. См.: вира-шиваизм, Шивалингам.

линга-дикша. Иначе — линга-саятта-дикша. Инициация у вирашайвов, во время которой гуру надевает небольшой Шивалингам на тело ученика и сообщает ему пяти слоговую мантру Шивы. Ученик при этом дает обет ежедневного почитания (дважды в день) этого Шивалингама, известного как ишта-линга. Такое посвя­щение у вирашайвов-лингаятов (а также в некоторых тантрических сектах) заме­няет ведическую упанаяну, церемонию надевания священного шнура, практику­емую брахманистами. См.: вира-шиваизм.

Лингаштакам. Краткий гимн Шивалингаму, состоящий всего из восьми стихов.

Личностный Бог. Бог как Личность. См.: ишта-дэвата, Парамешвара.

лока. "Мир, сфера или план существования". От лок, "сиять, быть ярким, види­мым". Одно из измерений проявленного существования; космический регион. Каждая лока отражает или задействует определенный диапазон сознания. Тремя первичными локами являются: 1) бхурлока: "земной мир". Мир, воспринимаемый пятью чувствами, иначе называемый грубым планом, поскольку это наиболее плотный из миров. 2) антарлока,- "внутренний или промежуточный мир". Извес­тен в западной традиции как тонкий мир или астральный план, промежуточное измерение между физическим и причинным мирами, который души в своих ас­тральных телах посещают между воплощениями и во время сновидения. 3) Ши-валока: "мир Шивы", а также богов и высоко развитых душ. Причинный план, также называемый караналокой, существующий глубоко внутри антарлоки на более высоком уровне вибрации, мир сверхсознания и крайне утонченной энер­гии. Это — план творчества и интуиции, квантовый уровень вселенной, где души существуют в лучезарных телах, состоящих из духовных частичек света. Именно здесь Бог и боги движутся и с любовью руководят эволюцией миров. С точки зрения семи миров, Шивалока имеет три уровня. Это джаналока, "созидательный план" (вишуддха-чакра); таполока, "аскетический план" (аджня-чакра); и сать-ялока, "план реальности" (сахасрара-чакра), или Брахмалока. Антарлока и Шива­лока — это постоянно присутствующий субстрат физического существования, чаще всего воспринимаемый людьми при глубоком сне и глубокой медитации. Каждая пока есть микрокосм следующего, более высокого мира, который являет­ся для нее макрокосмом. Например, физический план —это микрокосм (умень­шенный и менее утонченный вариант) антарлоки.

М

Мадхва (1197— 1278, по другой версии, ок. 1238—1317). Известен также как Анан-датиртха и др. Южноиндийский вишнуитский святой, проповедовавший чисто дуалистическую (плюралистическую) веданту, согласно которой имеется корен­ное и вечное различие между Богом, душой и миром, а также между всеми сущес­твами и вещами. Один из немногих индуистов, которые учили о существовании вечного ада, где падшие души должны вечно страдать. См.: двайта-адвайта, ве­данта.

мадхуматейя. Монашеский орден шайва-сиддханты, основанный Паванашивой, духовным учителем царей династии Калачури в центральной Индии.

Майтрейя. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: пашупата-ши-ваизм.

Майтри-упанишад. Принадлежит к Майтраянийя -ветви Кришна-Яджурведы. Поздняя Упанишада, охватывающая тематику Аум, внешней природы, "Я", кон­тролирования ума и т. д.

майя. "Магическая энергия". Субстанция, эманирующая из Шивы, через которую проявляется мир форм. Поэтому все творение также обозначают словом майя. Это космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно в процессе тво­рения, сохранения и растворения. Майя — одна из ключевых концепций ин­дуизма, первоначально означавшая "сверхъестественная сила; магическая энер­гия Бога" и часто переводимая как "иллюзия". Упанишады подчеркивают чарую­щую природу майи, которая делает душу слепой к трансцендентной Истине. В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия или нереальность. В шиваизме майя относится к трем видам уз или пут (паша), кото­рые ограничивают душу и тем самым делают возможной ее эволюцию. Для ши­ваитов и большинства других недуалистов майя — не иллюзия, но относительная реальность, в отличие от неизменной Абсолютной Реальности. В философской системе шайва-сиддханты майя делится на чистую, чистую-нечистую и нечистую. Чистая (шуддха-) майя состоит из пяти первых таттв: Шива-таттвы, Шакти-таттвы, Садашива-таттвы, Ишвара-таттвы и Шуддхавидья-таттвы. Чис­тая-нечистая состоит из семи следующих таттв. Нечистая майя включает в себя майя-таттву и все ее эволюты — от кала-таттвы (времени) до притхиви, эле­мента земли. Таким образом, майя является принципом вечно меняющейся ма­терии. В вишнуизме майя — одна из девяти шакти Вишну. См.: лока, Пати-пашу-паша, таттва.

мала. "Нечистота". Важный термин шиваизма, относящийся к трем видам уз или пут, называемых паша,анаве, карме и майе, — которые ограничивают душу и не дают ей познать ее истинную, божественную природу. См.: Пати-пашу-паша.

Малати-Мадхава. Пьеса, написанная индийским драматургом Бхавабхути (около 500 г.) в жанре любовной истории. Содержит интересные упоминания о ттги-ваитской секте капаликов.

мамсахара. Мясоедение. Употребление в пищу мяса, а также рыбы и яиц. Мясоеды описываются следующим образом в иронической Мамсахара-парихасаджальпи-та-стотре: "Те, кто едят плоть других созданий, — не кто иные, как хрустящие хрящами, пьющие кровь, жеватели мышц, разрыватели сухожилий, перемалыва-тели костей, плотоядные хищники. Таковы те, кто превратили свою глотку в яму для нечистот, а свой желудок — в гниющую свалку, алчные, отвратительные, завистливые, пребывающие в смятении и терзаемые жадностью, кто, не колеб­лясь, будут лгать, обманывать, убивать и воровать, чтобы удовлетворить свои сиюминутные потребности. Они, пожиратели плоти, отвратительны богам, но дружественны асурам, которые становятся их богами и богинями, кровожадным монстрам, населяющим нараку и пытающимся представить ее выглядящей как питрилока, мир душ предков. Таким существам невежественные мясоеды оказы­вают почтение, когда обгладывают и пережевывают плоть с костей". См.: веге­тарианство.

мамсахари. Мясоед. Человек, следующий невегетарианской диете. См.: вегетариан­ство, мамсахара.

манана. "Думание; размышление". Ментальный процесс.

манас. "Ум; понимание". Низший, или инстинктивный, ум, сфера желаний и упра­витель сенсорных и моторных органов (индрий). Недисциплинированный, эмпи­рический ум. Для манаса характерны желание, нетерпение, сомнение, вера, неве­рие, стойкость, нестойкость, стыд и страх. Это одна из способностей маномайя-коши, инстинктивно-интеллектуальной оболочки. См.: таттва, коша, ум (инди­видуальный).

манас-читта. Инстинктивный ум. См.: манас, маномайя-коша, инстинктивный ум.

мангала-крия. "Благоприятное действие". Классическое индуистское искусство.

манголам (тамил.). "Рисунок в форме плода манго". Сакральный рисунок, изобра­жаемый в южной Индии на полу или стенах храмов и жилищ. Символ счастья и благополучия, связанный с Господом Ганешей.

мандала. "Круг; мистическая диаграмма". 1) Название глав Ригведа-самхиты. 2) Круговая диаграмма без начала и конца — что указывает на высшее, низшее и другие возможности, — на которой медитируют. Рисунок и соответствующие ему слова, используемые в медитации для входа в изображенные сферы.

мандana. "Зал; навес". От корня манд, "украшать; сооружать". Храмовый придел. Часто — портик с колоннами. Каждый большой храм имеет обычно несколько таких помещений, нередко расположенных симметрично вокруг главного святи­лища (собственно храма) и по-разному называемых: например, мукха-мандапа, "лицевой зал; передний зал" и т. п. См.: храм.

мандира. "Храм; обитель". См.: дэвамандира, храм.

Мандукья-упанишад. Одна из "главных" Упанишад (принадлежит к Атхарваведе), которая в 12-ти кратких стихах дает учение об Аум и четырех состояниях (аваст-ха) сознания: бодрствовании (вишва), сновидении (тайджаса), глубоком сне (праджня) и трансцендентном, духовном сознании (турия).

Маниккавасагар (ок. 850 г.). "Тот, чьи речения подобны рубинам". Тамильский святой, много сделавший для средневекового возрождения шиваизма. Оставил пост премьер-министра ради жизни в отречении. Его поэтическое произведение Тирувасагам ("Святые речения") — одно из главных писаний шиваизма (входит в восьмую книгу собрания Тирумурай) и жемчужина тамильской литературы. См.: нальвар, Тирумураи.

манипура-чакра. "Круг города драгоценностей". Психоэнергетический центр, из­вестный как солнечное сплетение. Связан с силой воли. См.: чакра.

маномайя-коша. "Слой ума". Инстинктивно-интеллектуальный аспект тонкого те­ла (сукшма-шариры) души. Это слой обыденных мыслей, желаний и эмоций. Ма­номайя-коша образована пранической энергией и представляет собой почти пол­ный двойник физического тела. Однако изменения, протекающие в физическом теле, например старение, сперва происходят в структуре маномайя-коши. Это слой подсознательного ума, легко выводимый из равновесия и потому известный еще как эмоциональное тело. См.: астральное тело, инстинктивный ум, коша, душа, тонкое тело, васана.

мантра. "Мистическая формула". Звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из писаний, Мантры громко поют во время пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повто­ряют тихо или мысленно при джапе для тонкого успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Универсальной мантрой индуизма является Аум. Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при инициации. См.: Аум, Намах Шивайя, инициация, джапа, пуджа.

Мантра-гопья. Сборник трудов Алламы Прабху.

Ману-дхарма-шастра. "Книга закона мудреца Ману". Энциклопедический трактат (из 2 685 стихов) по индуистскому праву. Составлен ок. 600 г. до н. э. Поддержи­вает варна-дхарму, ашрама-дхарму, стри-дхарму и учит видеть "Я" во всех сущес­твах. Остается источником, питающим значительные пласты современной ин­дуистской культуры и права. Даже при британском правлении в Индии закон был в большой степени основан на Законах Ману. Этот текст является древнейшей и самой авторитетной частью широкого раздела литературы — Дхарма-шастр. См.: дхарма, Кальпа-веданга.

марга. "Путь". Иначе — ачара, патха. См.: пада.

Мариямман. Южноиндийская (дравидская) богиня оспы. Защитница от недугов и эпидемий. См.: Амман, Шакти, шактизм.

Матанга-Парамешвара-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, содержа­щая 3500 стихов. Подробно разбирает категории существования (таттвы). Считается, что знаменитый храм Ангкор Ват в Камбодже построили, основыва­ясь на храмовом разделе этого писания. См.: Шайва-агамы.

материализм. Доктрина, согласно которой материя — единственная реальность, а все формы жизни, мышления и чувственного опыта представляют собой не что иное, как продукт движения материи. Материалисты не признают существования каких-либо миров помимо физического мира. Обычно материалисты считают, что нет и Бога, хотя, возможно, нечто космическое и вполне материальное управ­ляет всем, но Личностного Бога все же не существует. Индийская школа мате­риализма известна как чарвака. См.: атеизм, чарвака, настика.

материальная причина (санскр. упадана-карана). Субстанция творения, извест­ная как майя, "иллюзорная энергия" Шивы. В шиваизме майя, материальная

причина, рассматривается трояко: как шуддха-майя ("чистая майя"), шуддха-ашуддха-майя ("чисто-нечистая майя ")и ашуддха-майя ("нечистая майя "). Шуд­дха-майя, или бинду, — материальная причина причинного плана. Шуддха-ашуд­дха-майя — материальная причина тонкого плана. Ашуддха-майя, или пракрити, — материальная причина грубого плана. См.: причина, майя, таттва.

мати. "Размышление; понимание". См.: яма-нияма.

Матсьендранатха (ок. 900 г.). Святой-покровитель Непала, гуру Горакшанатхи, мистик из традиции натхов. Некоторые считают его главным из учителей хатха-йоги, приходивших в человеческой форме. См.: хатха-йога.

маттамаюра. Монашеский орден шайва-сиддханты, основанный Пурандарой (последователем Рудрашамбху), базирующийся в Пенджабе. Члены этого ордена служили советниками при царях.

Махабхарата. "Великий эпос Индии". Самая длинная в мире эпическая поэма. Рассказывает о конфликте двух царских семей, Пандавов и Кауравов, и их вели­кой битве на поле Куру недалеко от современного Дели приблизительно в 1424 г. до н. э. В ткань повествования вплетены многочисленные беседы о философии, религии, астрономии, космологии, политике, экономике и множество рассказов, иллюстрирующих простые истины и этические законы. Бхагавад-гита является частью этой книги. У вишнуитов и смартов Махабхарата почитается как пи­сание. См.: Бхагавад-гита, Итихаса.

махавакья. "Великое изречение". Глубокий афоризм из писаний или принадлежа­щий святой личности. Наиболее знамениты четыре упанишадических утверж­дения: Праджнянам Брахма ("Чистое сознание есть Бог" — Айтарея-уп.), Ахам Брахмасми ("Я есть Бог" — Брихадараньяка-уп.), Тат твам аси ("Ты есть То" — Чхандогья-уп.Айяматма Брахма ("Душа есть Бог" — Мандукья-уп.}. См.: Упа-нишад.

махадэва. "Великий Бог". Относится либо к Богу Шиве, либо к любому из высоко­развитых существ, которые живут на Шивалоке в своих естественных, лучезар­ных духовных телах. Бог Шива в Своем совершенстве Первичной Души является одним из махадэвов, но Он уникален и несравненен в том смысле, что Он один является несотворенным, Отцом-Матерью и Судьбой всех других махадэвов. Он называется Парамешвара, "Всевышний Бог". Он — Первичная Душа, в то время как другие боги являются индивидуальными душами. В писании сказано, что есть 330 миллионов богов. См.: боги, монотеизм, Парамешвара, Шива.

Махакала. "Великое Время" или "Растворитель времени". Одно из имен Шивы в Его аспекте Времени за пределами времени, которое пожирает все вещи и формы и этим помогает душе трансцендировать всякую двойственность. Мистическим образом время пожирает само себя и таким образом достигается вневременное состояние. См.: таттва.

махакутумба. "Большая семья". См.: брихат-кутумба.

махамандапа. "Великий зал; большое собрание". Основной зал при храме, где пре­данные собираются для слушания проповедей учителей и для медитации. См.: мандапа.

Маханараяна-упанишад. Философский текст из Кришна-Яджурведы.

Маханирвана-тантра. "Трактат о великом освобождении". Адвайтическое писа­ние XI века, посвященное мантрам и эзотерическим ритуалам.

махапралайя. "Великое растворение; полное поглощение". Полное поглощение проявленной вселенной в Бога в конце махакальпы. При этом все бытие, включая время, пространство и индивидуальное сознание, все миры и их обитатели погружаются в Шиву, подобно реке, впадающей в океан. Тогда остается один лишь Шива во всем великолепии Своих трех совершенств до тех пор, пока вновь не пожелает проявить Себя вовне. Помимо этого полного растворения происходит еще много частичных растворений (пролай), когда разрушаются только бхурлока, физический мир, или же бхурлока вместе с антарлокой, астральным миром. См.: космический цикл, пралайя.

махапрастхана. "Великое отбытие". Смерть.

махараджа. "Великий царь". В прошлом так титуловался любой индийский мо­нарх. Также данное слово используется как уважительный эпитет духовных учи­телей или современных политических лидеров.

Махараштра. Центральный (расположенный в центре территории) штат совре­менной Индии. Столица — Бомбей. Основное население — маратхи. Площадь — 118 717 кв. миль, население — 63 млн. человек.

махариши (махарши). "Великий видящий". Титул самых великих и влиятельных сиддхов.

махарлока. "План величия" (от махас, "величие; мощь; слава"). Другое название — дэвалока. Четвертый из семи высших миров. См.: лока.

махасамадхи. "Великое достижение". Оставление физического тела великой душой (махатмой) или сиддхой. Этим же словом принято называть усыпальницу или мавзолей, воздвигаемый на месте погребения такой великой души или святого. Как правило, индуисты не кремируют тела великих подвижников, гуру и святых, а с почестями предают их земле, сооружая на месте погребения храм-мавзолей. Часто махасамадхи великих учителей и святых становятся местами паломничест­ва.

махасакара-пинда. "Великое проявленное тело". В шиваитской школе сиддха-сид-дханта так называется первое проявление, или манифестация, Шивы из транс­цендентного состояния. От него проистекает все последующее творение. См.: пинда.

махатала. Шестой из семи нижнеастральных миров. См.: чакра.

махатма. "Великая душа". Титул, присваиваемый великим людям, особенно свя­тым. См.: атман.

Махашиваратри. "Великая ночь Шивы". Главный праздник шиваизма, отмечае­мый за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением, медитацией и поклонением Шиве как Источнику и "Я" всего сущего.

Махешвара. "Великий Господь". В шайва-сиддханте — имя Шивы как милости­вого владыки сокрывающей или вуалирующей энергии; один из пяти аспектов Парамешвары, Первичной Души. Махешвара — это также популярное имя Гос­пода Шивы как Первичной Души и личностного Господа. См.: Космический Танец, Нарараджа, Парамешвара.

маюра. "Павлин". Возница, или вахана, Господа Карттикейи. Символ цветущей красоты, а также религии в ее расцвете и великолепии. Павлин способен усмирить даже очень сильных и крупных змей, например кобр, поэтому он символизирует полное господство души над низшими инстинктами — или же символизирует контроль над энергией кундалини посредством йоги. См.: вахана, Карттикейя, кундалини, йога.

медитация (санскр. дхьяна). Продолжительное сосредоточение. Спокойное, бод­рое, мощно сосредоточенное состояние, в котором новое знание и спонтанное постижение пробуждается изнутри по мере того, как сознание точечно фокусируется на объекте или специальной мысли. См.: внутреннее поклонение, раджа-йога.

Международное общество Сознания Кришны (MOCK,ISKCON). Широко известно как "движение Харе Кришна", "западный кришнаизм" или неокришнаизм. Со­временное и весьма активное религиозное движение, основанное в США в конце 60-х гг. вишнуитским гуру Бхактиведантой Свами Прабхупадой, принадлежав­шим к традиции бенгальской школы вишнуизма, основанной в XV веке святым Шри Чайтаньей. В основе вероучения лежит модернизированный вариант Чай-танья-вишнуизма, провозглашающий Кришну Верховной Божественной Лич­ностью и единственным объектом поклонения. Неокришнаизм Прабхупады до­статочно сильно отличается от традиционного индуизма (в т. ч. и вишнуизма). Во-первых, последователи MOCK не поклоняются другим индуистским богам, называемым "полубогами", почитая только Кришну и его супругу Радху, а также своих учителей и святых (Шри Чайтанья рассматривается как аватара Кришны). Во-вторых, западные кришнаиты обычно не называют себя индуистами и часто даже заявляют, что их религия представляет собой нечто принципиально иное, нежели индуизм (поэтому в Индии их нередко называют "фальшивыми индуис­тами"). Основное священное писание секты — Бхагавад-гита как она есть, пред­ложенная Прабхупадой собственная интерпретация Бхагавад-гиты. Ритуальная практика предельно упрощена, главным считается воспевание мантры «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» и распространение учения Прабхупады в виде книг. Единственным путем к освобождению считается бхакти-йога. Под освобождением понимается не слияние с Богом (саюджья-мукти), а вечные взаимоотношения души и Бога как слуги и господина. Несмотря на то что MOCK держится обособленно от дру­гих индуистских и неоиндуистских течений, все же индуистский характер нео­кришнаизма очевиден. Последователи Прабхупады верят в авторитет Вед и дру­гих индуистских писаний (особое значение, однако, придавая Бхагавад-гите как она есть и Шримад-Бхагаватам), придерживаются строгого вегетарианства и ве­дут индуистский образ жизни в семье и в ашрамах. См.: вишнуизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: