Краткая характеристика. Приведенное выше определение берет начало в концепции продолжающегося всю жизнь развития, а также в эволюционной эпистемологии — исследовании познающих систем

Приведенное выше определение берет начало в концепции продолжающегося всю жизнь развития, а также в эволюционной эпистемологии — исследовании познающих систем и хода их развития. Эволюционная эпистемология, основанная на трудах философа Карла Р. Поппера и психолога Доналда Т. Кемпбелла, показала, что организмы (1) представляют собой воплощенные теории жизни, (2) активно участвуют в естественных процессах отбора, формирующих и ограничивающих их адаптацию и развитие. Проводится важное различие между пассивным дарвинизмом, где приоритет отдается воздействиям со стороны окружения, ведущим к отбору, и активным дарвинизмом, признающим активное и проактивное участие организма в выборе и модификации своего окружения. В формах разумной жизни, особенно человеческой, давления отбора в большой мере интернализованы и передаются в виде символов, что делает возможным разнообразные умственные процессы (осознаваемые и неосознаваемые), выполняющие адаптационные функции. Данные утверждения эволюционной когнитивной психотерапии созвучны со многими положениями современных школ психотерапии.

Основной формой активности, позволяющей добиваться успешной адаптации и прогрессивного развития, является исследовательская активность, обычно проявляющаяся в виде новых вариантов и творчески переработанных стилей существования в этом мире. Обращение к психотерапии является наглядным проявлением такой исследовательской активности. Первоначально индивид может обратиться к психотерапевту в надежде найти решения своих острых или хронических проблем, но, если осуществленный анализ правилен, то наибольшую пользу клиент получает от психотерапевта, поощряющего и стимулирующего исследовательскую активность в целом. Чаще всего это достигается с помощью того, что Джером Д. Франк метко назвал "3R" психотерапии. Это несущие эмоциональный заряд и атмосферу доверия отношения (Relationship), в которых есть место доступным клиенту рациональным объяснениям (Rationales) и ритуалам (Rituals), используемым для того, чтобы побудить клиента к исследованию себя, мира и развивающихся отношений между ними. Любое важное психологическое изменение, происходящее в рамках психотерапии или вне их, включает изменение личностного смысла, заключающего в себе индивидуальную реальность. Измене-

ния восприятия индивидом самого себя, реальности, ценностей, статуса (контроля) редко бывают быстрыми, легкими или приятными. В тех случаях, когда индивида подталкивают (психотерапевт, значимый другой или обстоятельства жизни) идти в своих изменениях слишком быстро или слишком далеко за пределы его теперешней личностной реальности, возникает процесс сопротивления в целях самозащиты, направленный на поддержание целостности и жизнеспособности индивида как живой системы. Обычно мы добиваемся больших успехов в достижении психотерапевтических изменений, если действуем в согласии с таким сопротивлением, а не против него. Осуществляемая в подобной манере психотерапия бывает эволюционной по своей сути, центрированной на клиенте (феноменологической) и внутри- и межличностной одновременно. Открытый акцент в ней делается на процессах переживания, динамической комплексности, на силах, порождаемых эмоциональной интенсивностью и активным (поведенческим) экспериментированием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: