Понятие конфликта в современной психологии

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания: потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм; переход потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; конфликтные действия; снятие или разрешение конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Наблюдение показывает, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют факторы, способствующие конфликту – конфликтогены – слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликту. При этом прослеживается следующая закономерность – в процессе формирования конфликта происходит эскалация конфликтогенов. На конфликт в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Такую закономерность можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникающего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, а для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.

Каждый конфликт выполняет определённые функции.

Позитивные функции конфликтов:

• информационно-объединяющая — в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует понимание;

• сплочение и структурирование — конфликт способствует созданию организаций, сплочению групп и коллективов;

• стимулирование активности — конфликт повышает активность людей;

• стимулирование личностного роста — конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осознания своей значимости;

• психотерапевтическая и облегчающая — конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает подспудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразумения, дает им выход;

• диагностическая и проясняющая — иногда полезно даже спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел.

В критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров.

Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.

С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразится на Вашем психическом и умственном здоровье. Следует отметить негативные функции конфликтов: ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений; снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности; неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участников конфликта; снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства между сторонами в ходе конфликта и после него, затягивающей людей в борьбу и заставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению проблем и поиску альтернативы; увеличение материальных и эмоциональных затрат на разрешение конфликта. С точки зрения психологии важнейшее значение имеет ограничение деструктивных, разрушающих функций конфликта и максимальное использование его позитивных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: