Краткая характеристика. Клиническая ролевая игра не является новой формой психотерапии

Клиническая ролевая игра не является новой формой психотерапии. Это, по существу, новая концепция существующего метода психодрамы, другие процедуры исполнения ролей и репетиции поведения. Можно сказать, что наш подход представляет собой попытку дать методу ролевой игры самостоятельное обоснование и предоставить ему отдельный статус, независимый от какой-либо психотерапевтической теории. Формулировка такого отдельного подхода означает более широкое принятие психологической работы с клиентами, основанной на ролевой игре, и уменьшает потенциальный конфликт с большинством существующих психотерапевтических модальностей.

Почему до сих пор не складывалась такая объединяющая, "идеологически нейтральная" концепция? Не странно ли это? Дело в том, что классическая психодрама (о которой думали, что она будет способствовать широкому использованию в психотерапии ролевой игры) добилась, в известном смысле, противоположных результатов. Психодраматический метод, предложенный Дж. Л. Морено, всегда считался неотделимым от его теории спонтанности-креативности. Такая характеристика этого метода порождает концептуальный конфликт у многих клиницистов, придерживающихся других теорий.

Для тех, кого привела в смятение эта дилемма, и для тех, кто ее решил, отказавшись от теории Морено, но продолжая применять ролевую игру, необходимо было найти новое рациональное обоснование подобных интервенций. И в самом деле, это привело к разработке нескольких принципов, на основе которых и была создана независимая концептуальная система в виде парадигмы имитационного моделирования поведения. Это позволило использовать метод, получивший известность как клинические ролевые игры.

Наиболее важным концептуальным элементом стала трактовка ролевой игры как особой формы имитации. Такая точка зрения привела к двум выводам: (1) конкретное изображение конфликтов и форм поведения, связанных с рассматриваемой в психотерапии

проблемой, следует считать ценным компонентом психотерапевтического процесса; (2) использование таких "симуляций" в психотерапии заслуживает одобрения.

Конкретизация (непосредственное проигрывание личностного опыта) расширяет значение предъявляемых проблем, поскольку создает оптимальные возможности как для спонтанной, непроизвольной коммуникации, так для и символической, намеренной. Следовательно, для психотерапевтов конкретизация означает повышение вероятности того, что их реакции действительно "встречаются" с реакциями и опытом клиентов. Клиентам же конкретизация дает прямой способ выражения своих трудностей. В ходе интерактивного процесса конкретизация облегчает устранение взаимного непонимания и способствует точности восприятия.

Другой характерной чертой психотерапевтического аспекта клинической ролевой игры является использование техник имитации в контексте "симулированных" условий. Мы исходим из предположения, что различные виды таких условий создают различные связанные с опытом (то есть феноменологические) состояния. Это, в свою очередь, облегчает возникновение различных психологических процессов, имеющих различные исходы. Клинические наблюдения и начальные эмпирические данные подтверждают правильность подобного предположения.

Приведенное выше определение характеризует клиническую ролевую игру как один из видов "систематической" психотерапевтической процедуры. Оно подразумевает, что ведение психотерапевтического процесса является направленным, и последовательность изображаемых эпизодов подчиняется определенным правилам. Сформулированное положение объясняется необходимостью обеспечить адекватное участие в исполнении ролей.

И наконец, требование, согласно которому метод должен основываться на "психологическом знании", не является чем-то присущим только клинической ролевой игре. Я полагаю, что это требование является общим для всех методов психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: