Вторая особенность заключается в необходимости системного подхода не только при проектировании, но и эксплуатации

Суть этого подхода заключается в том, что проектанты при создании СКУЗ определяют расчётным путем её желаемые свойства Безопасности, Экономичности и Надёжности, а реальные количественные показатели этих свойств определяются эксплуатационниками!

Проектирование и эксплуатация представляют единое целое в СКУ АЭС с точки зрения управления качественными показателями её экономичности и безопасности. Эту связь можно представить в виде системы управления с обратной связью.

       
 
 
   


3. Третья особенность заключается в том, что ЯР выделяется из элементов АЭС (парогенератор, турбина и другие элементы) наличием в их активной зоне очень высокой радиоактивности (около 1013 Кюри).Даже выход её из под оболочки твэлов порядка 1% (в Чернобыле) приводит к последствиям, которые превосходят последствия от взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки.

Поэтому СКУЗ ЯР относятся к системам, Важным для Ядерной безопасности и к ним предъявляются повышенные требования к Надёжности, из-за которых меняются Поколения СКУЗ.

4. В зависимости от условий эксплуатации (нормальные или аварийные) в рамках СКУЗ выделяются две независимых подсистемы: а)Системы Нормальной Эксплуатации (СНЭ) и б) Системы Безопасности (СБ).Эта структура СКУЗ по отношению к Ядерной безопасности приведена ниже.

Все системы на АЭС делятся на два вида: 1)Системы Первого контура, обеспечивающие безопасную работу ЯР называются Системы Важные для Безопасности (СВБ) и 2) Преимущественно системы Второго контура, не влияющие на ядерную безопасность ЯР (СНВБ).

Как будет показано ниже, к СВБ предъявляются повышенные требования к надёжности, которые не предъявляются к (СНВБ).

 
 


СКУЗ ЯР относятся к СВБ и по своим функциям делятся на Системы Нормальной Эксплуатации (автоматические регуляторы, Системы Внутриреакторного Контроля (СВРК) и другие), которые предупреждают оператора ЯР о нарушениях или автоматически снижают уровень мощности ЯР, но НИКОГДА полностью не останавливают ЯР.

Эти функции выполняет только Аварийная Защита, которая относится к Системам Безопасности (СБ) и на разных ЯР имеет различные названия (АЗ-1 на ВВЭР-1000, АЗ-5 и БАЗ на РБМК-1000), а последняя международная «Кличка»- САО Система Аварийной Остановки.

Такое разделение функций СКУЗ связано с большими экономическими потерями от недодачи электроэнергии в сеть при ложных остановах (около 40 млн.руб за одну ложную остановку!).

Ниже на этой структурной схеме показана тесная связь всех функций СКУЗ с надёжностью всех технических средств и возможными ошибками оперативного персонала (как на Чернобыльской АЭС).

<3>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: