В конце 19 века Виктор фон Герн «Как казахи, так и кыргизы вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостиприимством, которое возведено у них даже в культ»
Ф. Фон Хелльвальд (19в.) «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны. Так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым»
Конак асы – бесплатное угощение и ночлег (в случае отказа можно обратиться к бию – штраф – ат-тон айыпы)
Ауыз тию - отведать угощения
Ерулик – традиция приглашения новоселов в гости к родственникам или соседям
Калау – гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь (формировались дружеские отношения; этим правом могла воспользоваться киндик шеше (повитуха)
Кымыз-мурындык – обычай связанный с сезоном доения кобылиц.
Жылу – оказание помощи аульчанам, пострадавшим от джута или других природных явлений(кто отказывал мог быть исключен из рода и выселен)
Журтшылык – помощь соплеменнику в возвращении долга
Асар – совместная безвозмездная помощь аульчан при строительстве. В начале 20 века с помощью асара строили светские школы и мечети.
|
|
Степняк в случае крайней нужды мог воспользоваться лошадью из табуна любого казаха (при отказе штраф ат-тон)
Л. Базеллюк «Одним из правил киргизской вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы эке»
При обращении к тестю и теще – ата-ене.
Казахи не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту.
При отсутствии хозяина никакой взрослый мужчина не имел право входить в юрту или дом.
Базарлык - подарок из поездки
Байгазы – подарок казаху, который стал обладателем ценной вещи.
Асату – аксаулы аула угощали участников трапезы
Саркыт – гостинцы с праздника
Салемдеме – передача гостинцев
Ажырасаяк – прощальная трапеза перед отъездом
Ф. Фон Шварц (к. 19 в.) «Кроме султанов и батыров, у киргиз – кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, не взирая на их происхождение»
Тамырство – обычай дружбы – побратимства (торжественно при свидетелях с целованием сабли или кинжала и дачей клятвы
Достамыр – проявление крепчайшей дружбы (переходило от отца к сыновьям)
Для свидетельства прибытия первым делались знаки:
Втыкание в землю пики или курука;
Начерченная на земле тамга;
Узел из высокой кустовой травы.
Азан шакырып ат кою – обряд имянаречения
Сундет той – обряд обрезания (3,5,7 лет)
Неке кию – обряд бракосочетания
Жасау – подготовка приданного
Аменгерлик – вдова выходит замуж за родственника мужа
Баурына басу – обычай усыновления
Енши – родительский надел, отделение
Бата – благословение
С распространением ислама бата беру развивается еще шире.
Генерал Броневский в 1830 г. «Простодушны и добры до беспредельности … гостеприимны в полной степени … Русского и всякого иностранца принимают у себя радушно; склонности к самоубийству не приметно, человекоубийстворедко»