double arrow

Обычаи и обряды казахского народа

В конце 19 века Виктор фон Герн «Как казахи, так и кыргизы вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостиприимством, которое возведено у них даже в культ»

Ф. Фон Хелльвальд (19в.) «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны. Так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым»

Конак асы – бесплатное угощение и ночлег (в случае отказа можно обратиться к бию – штраф – ат-тон айыпы)

Ауыз тию - отведать угощения

Ерулик – традиция приглашения новоселов в гости к родственникам или соседям

Калау – гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь (формировались дружеские отношения; этим правом могла воспользоваться киндик шеше (повитуха)

Кымыз-мурындык – обычай связанный с сезоном доения кобылиц.

Жылу – оказание помощи аульчанам, пострадавшим от джута или других природных явлений(кто отказывал мог быть исключен из рода и выселен)

Журтшылык – помощь соплеменнику в возвращении долга

Асар – совместная безвозмездная помощь аульчан при строительстве. В начале 20 века с помощью асара строили светские школы и мечети.

Степняк в случае крайней нужды мог воспользоваться лошадью из табуна любого казаха (при отказе штраф ат-тон)

Л. Базеллюк «Одним из правил киргизской вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы эке»

При обращении к тестю и теще – ата-ене.

Казахи не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту.

При отсутствии хозяина никакой взрослый мужчина не имел право входить в юрту или дом.

Базарлык - подарок из поездки

Байгазы – подарок казаху, который стал обладателем ценной вещи.

Асату – аксаулы аула угощали участников трапезы

Саркыт – гостинцы с праздника

Салемдеме – передача гостинцев

Ажырасаяк – прощальная трапеза перед отъездом

Ф. Фон Шварц (к. 19 в.) «Кроме султанов и батыров, у киргиз – кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, не взирая на их происхождение»

Тамырство – обычай дружбы – побратимства (торжественно при свидетелях с целованием сабли или кинжала и дачей клятвы

Достамыр – проявление крепчайшей дружбы (переходило от отца к сыновьям)

Для свидетельства прибытия первым делались знаки:

Втыкание в землю пики или курука;

Начерченная на земле тамга;

Узел из высокой кустовой травы.

Азан шакырып ат кою – обряд имянаречения

Сундет той – обряд обрезания (3,5,7 лет)

Неке кию – обряд бракосочетания

Жасау – подготовка приданного

Аменгерлик – вдова выходит замуж за родственника мужа

Баурына басу – обычай усыновления

Енши – родительский надел, отделение

Бата – благословение

С распространением ислама бата беру развивается еще шире.

Генерал Броневский в 1830 г. «Простодушны и добры до беспредельности … гостеприимны в полной степени … Русского и всякого иностранца принимают у себя радушно; склонности к самоубийству не приметно, человекоубийстворедко»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: