Субъекты и условия ВТТ

Под субъектами внутреннего таможенного транзита понимаются лица, перевозящие товары и транспортные средства, находящиеся под данной процедурой, лица, ответственные за товары и транспортные средства, включая таможенных перевозчиков. Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения условий ВТТ и МТТ товаров с момента выдачи разрешения на ВТТ или МТТ товаров до окончания ВТТ или МТТ товаров.

На перевозчика при ВТТ и МТТ товаров возлагаются следующие обязанности:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство. Такая перегрузка, если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, допускается после предварительного уведомления таможенного органа.

Действие этих правил не распространяется на:

А) ВТТ товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров;

Б) ВТТ и МТТ товаров, перевозимых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

В) МТТ международных почтовых отправлений;

Г) ВТТ и МТТ товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже и ручной клади физическими лицами для личного потребления;

Д) транспортные средства, перемещаемые в соответствии с МТТ [5, п. 7].

В случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик или экспедитор, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором, обязаны уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении недоставленных товаров.

Если товары переданы перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа, лицо, получившее указанные товары во владение, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, если будет установлено, что при получении таких товаров это лицо знало или должно было знать о нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации.

Перевозчик и экспедитор не несут ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки).

Таможенные органы не вправе предъявлять перевозчику или экспедитору требование об уплате таможенных платежей на том основании, что перевозка осуществлялась не по определенным маршрутам или были нарушены установленные сроки внутреннего таможенного транзита, если иные условия и требования перевозки при ВТТ выполнены.

Говоря об условиях внутреннего таможенного транзита, сначала следует сказать, что перевозка товаров может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком, а также экспедитором, если он является российским лицом. Разрешение на ВТТ выдаётся таможенным органом отправления, т.е. там, где начинается перевозка. При этом требуется соблюдение следующих условий:

1) ввоз товаров на территорию РФ не запрещён;

2) в отношении ввозимых товаров проведён пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия;

3) в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии, если они требуются;

4) подана транзитная декларация;

5) обеспечена идентификация товаров (наложением пломб и печатей, нанесением маркировки, проставлением штампов, описанием и другими средствами);

6) транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;

7) приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (обеспечение уплаты таможенных платежей или таможенное сопровождение или определение конкретных маршрутов). [3, стр. 206].

98. Особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.

3.1. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены такие пункты, с учетом особенностей, приведенных в данном разделе.

3.2. Таможенный орган производит таможенное оформление товаров в специально выделенных местах в пределах пункта пропуска. Указанные места обозначают специальными табличками с надписями "Таможня. Место таможенного оформления", выполненными белым цветом на зеленом фоне.

Расположение таких мест таможенного оформления согласуется с администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных вокзалов и станций, иных транспортных предприятий, со старшими должностными лицами подразделений ФПС России, органов МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска.

3.3. Физические лица, следующие через государственную границу Российской Федерации, в пунктах пропуска обязаны:

останавливаться в местах таможенного оформления, а также по требованию должностных лиц таможенного органа; возобновлять движение только с их разрешения;

предъявлять по требованию таможенного органа товары, а также документы и сведения, необходимые для таможенных целей;

выполнять другие требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3.4. При таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации согласно упрощенному, льготному порядку, таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут применять технологическую систему "красного" и "зеленого" каналов (далее - двухканальная система) - систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу Российской Федерации, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых им товаров. При этом "красный" канал используется для декларирования в письменной форме товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, а "зеленый" канал для декларирования таких товаров в конклюдентной форме.

Место расположения двухканальной системы и пункты пропуска, в которых возможно ее использование, определяются ГТК России.

Применение двухканальной системы обеспечивает:

надлежащее осуществление таможенного контроля и таможенного оформления;

создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

ускорение движения пассажиропотока через таможенную границу Российской Федерации;

увеличение пропускной способности пунктов пропуска;

соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

нормальную деятельность таможенных органов.

3.5. Таможенный орган, производящий таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, должен организовать непосредственно перед двухканальной системой информационную зону, предназначенную для того, чтобы физическое лицо имело возможность сделать осознанный выбор формы декларирования товаров и соответствующего канала.

В информационной зоне должны находиться краткие справки об основных положениях таможенного законодательства Российской Федерации по вопросам перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами и иного законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, о порядке применения двухканальной системы, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенных правил.

Информационная зона может оборудоваться стендами, щитами, табло, буклетами и иными информационными материалами, изложенными на русском и английском языках, а также любом другом языке, использование которого будет признано целесообразным таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен конкретный пункт пропуска.

Таможенный орган обязан своевременно вносить необходимые изменения в информационные материалы.

Информация о таможенных правилах и порядке применения двухканальной системы может предварительно распространяться транспортными организациями, туристическими агентствами и другими заинтересованными лицами.

В информационной зоне должны быть оборудованы места для заполнения бланков таможенных деклараций с запасом чистых бланков и образцами их заполнения.

В информационной зоне должны находиться должностные лица таможенного органа, имеющие достаточный опыт практической работы, для возможного оказания помощи физическим лицам, а также для осуществления оперативной работы.

3.6. Для применения двухканальной системы должно быть выделено не менее одного прохода, в котором осуществляется декларирование в конклюдентной форме ("зеленый" канал), и не менее одного прохода для декларирования в письменной форме ("красный" канал). Общее количество проходов таможенный орган определяет самостоятельно с учетом объемов пассажиропотока и имеющихся возможностей.

В исключительных случаях "зеленый" канал может быть временно закрыт для следования физических лиц, ввозящих товары на таможенную территорию Российской Федерации, по мотивированному решению начальника таможенного органа либо лица, его замещающего. Такое решение может быть принято с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска. При этом независимо от того, на какой срок закрыт "зеленый" канал для следования физических лиц, должностное лицо, принявшее решение, обязано немедленно доложить о своем решении в вышестоящий таможенный орган, а в течение трех дней направить подробную информацию о причинах и результатах такого закрытия в вышестоящий таможенный орган и ГТК России.

"Зеленый" канал может быть закрыт для следования физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, по решению ГТК России.

3.7. Каналы располагаются за пределами мест выдачи багажа с тем, чтобы при выборе канала физические лица имели при себе сопровождаемый багаж. По возможности каналы должны быть направлены так, чтобы поток физических лиц от места выдачи багажа и до выхода из каналов после прохождения таможенного контроля и оформления шел по прямой. Расстояние между местом выдачи багажа и входами в каналы (зона накопления) должно быть достаточным для того, чтобы физические лица могли выбрать соответствующий канал и войти в него, не испытывая затруднений.

3.8. Направление движения к каждому каналу и вход в каждый канал должны быть четко обозначены, различимы и легко восприниматься.

3.9. Вход в "красный" канал обозначается специальным графическим символом в виде квадрата красного цвета на белом фоне, а также надписями "Красный канал" ("Red channel") и "Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию" ("Goods to declare") на русском и английском языках, выполненными красным цветом.

3.10. Вход в "зеленый" канал обозначается специальным графическим символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а также надписями "Зеленый канал" ("Green channel") и "Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет" ("Nothing to declare") на русском и английском языках, выполненными зеленым цветом.

Место входа в "зеленый канал" обозначается зеленой (белой) линией шириной до 50 см. Перемещение товаров через указанную линию рассматривается как заявление этого лица о том, что перемещаемые им через таможенную границу Российской Федерации товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию в письменной форме.

Место выхода из "зеленого канала" обозначается линией зеленого (белого) цвета шириной до 50 см. Перемещение физическим лицом товаров за указанную линию означает завершение таможенного оформления ввозимых им товаров, не требующих обязательного письменного декларирования при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Такие товары рассматриваются как выпущенные.

Линии, обозначающие место входа в "зеленый" канал и место выхода из "зеленого" канала, не должны совпадать и расстояние между указанными линиями не должно быть менее 2 м.

3.11. Кроме того, "красный" и "зеленый" каналы следует обозначать надписью "таможня" ("Customs") на русском и английском языках.

Допускается использование для надписей помимо английского любого другого языка, который будет целесообразен для использования в пункте пропуска.

3.12. При использовании двухканальной системы должны быть исключены специальные проходы для физических лиц, пользующихся таможенными льготами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и в случаях, предусмотренных ТК России. Такие физические лица могут проследовать как по "зеленому", так и по "красному" каналу в зависимости от того, какие товары они перемещают через таможенную границу Российской Федерации.

3.13. "Красный" канал предназначен для декларирования физическими лицами ввозимых ими через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному декларированию, а также для заявления сведений о намерении ввезти товары в несопровождаемом багаже.

3.14. При выборе физическим лицом письменной формы декларирования ("красный" канал) такое лицо обязано в соответствии с порядком декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами (раздел 2 настоящей Инструкции), заполнить декларацию установленной формы и представить ее должностному лицу таможенного органа вместе с другими документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей.

3.15. Принятие таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в соответствии с разделом 2 настоящей Инструкции.

3.16. "Зеленый" канал предназначен для декларирования физическими лицами товаров, перемещаемых ими в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввезти товары в несопровождаемом багаже.

3.17. При выборе физическим лицом "зеленого" канала таможенная декларация в письменной форме не заполняется и не подается.

3.18. В "зеленом" канале таможенный контроль проводится выборочно.

Неприменение отдельных форм таможенного контроля в "зеленом" канале не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство Российской Федерации.

При необходимости должностные лица таможенного органа могут использовать в "зеленом" канале любые формы таможенного контроля, предусмотренные ТК России, за исключением случаев, указанных в статье 188 ТК России.

3.19. В местах таможенного оформления в пунктах пропуска, в которых таможенными органами невозможно использование двухканальной системы, а также в залах официальных делегаций, открытых в соответствии с установленным порядком, декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, производится в местах таможенного оформления, установленных таможенным органом, в соответствии с порядком, предусмотренным в разделе 2 настоящей Инструкции, и с учетом условий в конкретном пункте пропуска.

3.20. Таможенный контроль, таможенное оформление и декларирование товаров, вывозимых физическими лицами с таможенной территории Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, организуется таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

3.21. Для определения момента вывоза физическими лицами товаров, не требующих обязательного письменного декларирования, за пределы таможенной территории Российской Федерации согласно упрощенному, льготному порядку таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, устанавливают в местах таможенного оформления линию таможенного контроля шириной до 50 см, обозначая ее зеленым (белым) цветом. Перемещение физическими лицами товаров через указанную линию таможенного контроля без предъявления таможенному органу декларации рассматривается как заявление этих лиц о том, что вывозимые из Российской Федерации товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.

После перемещения товаров, не требующих обязательного декларирования в письменной форме, через линию таможенного контроля фактический их вывоз физическим лицом за пределы таможенной территории Российской Федерации означает завершение таможенного оформления указанных товаров. Такие товары рассматриваются как выпущенные в упрощенном, льготном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 29 сентября 2000 года приказом ГТК России от 26 июля 2000 года N 633)

3.22. Таможенные органы в зависимости от условий конкретного пункта пропуска могут выделять в пределах мест таможенного оформления вывозимых товаров специальные проходы для перемещения физическими лицами товаров, не подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, обозначая такие проходы надписями на русском и английском языках "Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет" ("Nothing to declare"), выполненными зеленым цветом на белом фоне (пункт дополнительно включен с 29 сентября 2000 года приказом ГТК России от 26 июля 2000 года N 633).

3.23. Таможенный орган, производящий таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых физическими лицами за пределы таможенной территории Российской Федерации, должен организовать непосредственно перед линией таможенного контроля информационную зону согласно порядку, предусмотренному в абзацах 1-6 пункта 3.5 настоящей Инструкции (пункт дополнительно включен с 29 сентября 2000 года приказом ГТК России от 26 июля 2000 года N 633).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: