Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

Исходя из ст. 298 Таможенного кодекса РФ получается, что в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ, таможенное оформление их товаров производится в упрощенном порядке.

Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории РФ, имеют право ввоза-вывоза на таможенную территорию РФ товаров, в которых нуждаются эти представительства. При перемещении этих товаров через таможенную границу РФ не требуется уплаты таможенных взиманий, а также нет ограничений и запретов экономического характера на их ввоз-вывоз.

Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить на таможенную территорию РФ товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории РФ товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (п. 1 ст. 300 Таможенного кодекса РФ).

Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если указанные лица и члены их семей не проживают постоянно в РФ и не являются гражданами РФ, могут ввозить на таможенную территорию РФ предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 301 Таможенного кодекса РФ).

Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам иностранных государств, включая главу консульского учреждения иностранного государства, и консульским служащим иностранных государств, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предназначенные для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств (п. 1 ст. 303 Таможенного кодекса РФ).

100. Понятие международного таможенного сотрудничества и его организационные формы.

Основу международного сотрудничества в сфере осуществления перевозок через таможенные границы государств составляют международные соглашения в этой сфере. Основными принципами и целями вынесения государствами-участниками таможенных отношений совместных решений, принятых в форме международных актов, являются:

1. определение направлений таможенного сотрудничества;

2. унификация нормативно-правовых актов, установление единых правил таможенного оформления;

3. установление согласованных видов, методов и форм таможенного контроля;

4. унификация таможенных льгот;

5. недопущение дискриминации при установлении таможенных тарифов;

6. создание таможенных союзов и организаций;

7. вопросы оказания правовой помощи и сотрудничества между государствами.

Основной международной организацией, ведающей вопросами сотрудничества в таможенной сфере, подготовкой проектов конвенций, толкованием таможенных соглашений, унификацией таможенного законодательства стран-участниц, является Совет таможенного сотрудничества (СТС). Указанная специализированная организация по вопросам международного мониторинга в таможенной сфере была создана на основании Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г. В ее состав в настоящее время входят представители около 120 стран мира. В 1991 году к данной Конвенции присоединилась Россия. Вступление в ВТО обозначило новый этап в развитии междугосударственных таможенных отношений Российской Федерации.

Принципы осуществления деятельности СТС выражаются в невмешательстве в национальную политику государств-участников международного таможенного оборота.

Основными актами, выработанными на совещаниях Совета таможенного сотрудничества договоривающимися сторонами, являются:

1. Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г., Брюссель;

2. Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Стамбул;

3. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Брюссель;

4. Таможенная конвенция о контейнерах от 2 декабря 1972 г., Женева;

5. Конвенция о взаимном административном содей­ствии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., Найроби;

6. Международная конвенция от об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., Киото.

Ведущее место в вопросах международного таможенного сотрудничества занимает также Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Протокол о создании которого был подписан в 1947 году. Обозначение ГАТТ применялось как по отношению к комплексу норм в сфере международного таможенного содействия, так и одноименной организации.

В 1994 году было подписано соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

Функциями ГАТТ/ВТО являются:

· Регулирование торговой политика государств – участников соглашения;

· Разерешение споров;

· Подготовка и принятие соглашений в области таможенного регулирования;

· Регулирование внешнеторговых операций.

В рамках работы Организации объединенных наций в 1964 году создана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эта организация была учреждена для решения актуальных проблем в международных торгово-экономических отношений. Акцент в деятельности ЮНКТАД сделан на обеспечение равными условиями государств при осуществлении операций на мировом рынке, вне зависимости от уровня их промышленного развития, как для развитых, так и развивающихся стран.

На заседаниях ЮНКТАД приняты следующие акты, обладающие рекомендательным и разъяснительным характером для стран-участниц ООН:

1. Принципы международной торговли и торговой политики 1964 г., Женева;

2. Декларация о мировой продовольственной проблеме 1966 г., Женева;

3. Решение о создании Общей системы преференций 1970 г., Женева.

Особое внимание необходимо обратить на нормативную базу в рамках международного сотрудничества России со странами СНГ. Данные правоотношения урегулированы множеством межправительственных документов:

1. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г. (Соглашение государств-участников СНГ от 15.04.1994 N б/н 4, Международный договор от 15.04.1994 N б/н4);

2. Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (Международный договор от 08.10. 1999 N б/н);

3. Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах (Соглашение государств-участников СНГ от 08.07. 1994 N б/н, Международный договор от 08.07. 1994 N б/н);

4. Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников Содружества Независимых Государств (Международный договор от 04.06. 1999 N б/н 6);

5. Протокол о правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (Международный договор от 30.11. 2000 N б/н2, Международный протокол от 30.11. 2000 N б/н2);

6. Протокол о единых принципах организации таможенного контроля за перемещением и при оформлении подакцизных товаров, подлежащих маркировке (Соглашение государственных органов и/или других субъектов права от 20.02. 1997 N б/н1, Международный договор от 20.02. 1997 N б/н1, Международный протокол от 20.02. 1997 N б/н 1);

7. Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты (Соглашение государств-участников СНГ от 24.11. 1998 N б/н);

8. Соглашение о принципах таможенной политики 1992 г.;

9. Соглашение о создании зоны свободной торговли;

10. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных дел;

11. Основы таможенного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств 1995 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: